Смекни!
smekni.com

Концепт «правовая жизнь»: опыт философско-феноменологической интерпретации (стр. 2 из 4)

Другая позиция, имеющая основания в учении о «жизненном мире» Э. Гуссерля, представлена И. Д. Невважаем, который утверждает, что, подобно «жизненному миру», правовая жизнь есть «неотрефлексированный слой человечного опыта, имманентно содержащего правовые феномены, “фундирующие” теоретически осмысленные, юридически оформленные структуры» [14, 41]. Правовая жизнь, как подобие «жизненного мира» Гуссерля, складывается из предрассудочных нормативных форм поведения, переживания, оценки и высказываний относительно действий с точки зрения их соответствия должному. При этом, в отличие от морали, правовая жизнь связана с представлениями об ущербе, который может быть причинен другому субъекту.

Так как правовая жизнь вследствие своей неотрефлексированности не всегда понятна субъекту, то, как утверждает И. Д. Невважай, ее надо познавать герменевтически, учитывая «непрозрачность» правовой жизни для субъектов, реализующих ее практически. Результатом такого понимания правовой жизни является сомнение в общепринятой версии предзаданности правовых норм как регламента поведения, придуманного кем-то, исходя из доводов разума. Отмечая существенный вклад И. Д. Невважая в исследование концепта правовой жизни, нельзя не заметить, что в своем стремлении подчеркнуть укорененность жизни права в опыте повседневной жизни он элиминирует такие ее признаки, как нормативность и рациональность.

Следует признать, что феноменологическая методология и учение о жизненном мире Э. Гуссерля обладают значительным потенциалом в развитии концепта правовой жизни и возвращают науку о праве к ее основаниям, позволяют обнаружить право как постоянно отодвигающийся «горизонт» актуального освоения мира в целом. Интерпретируя философский замысел Э. Гуссерля, Х.-Г. Гадамер подчеркивал, что на самом деле он направлен не столько на сознание, как приято считать, сколько на «жизнь», т. е. на универсальную деятельность, «которая только и может быть мерилом универсальности содеянного, т. е. конституированного в своей значимости» [3, 297]. Действительно, Э. Гуссерль сознательно отказался от понятия мира в пользу понятия жизни, чтобы отмежеваться от онтологических постулатов объективистских наук и сосредоточиться на предпосылках всякого опыта, данных нам в каждой конкретной ситуации. По его словам, «видовое своеобразие человека заключается в том, что он может в любое время охватить взглядом всю свою жизнь (как предметно для него конструированное единство). К этому относится… также возможность принять в свободное рассуждение бесконечность своих возможных дел и тем самым бесконечность происшествий в окружающем мире в отношении заключенных в нем возможностей» [6, 127–128].

Поскольку жизненный мир одинаково доступен всем, то можно говорить о многообразии исторических (культурных, профессиональных и пр.) жизненных миров. Тем не менее жизненный мир имеет универсальную структуру, которая интегрирует многообразие в единое целое. Каковы же принципы такой интеграции? Э. Гуссерль не дает ответа на этот вопрос, полагая, что он должен стать одной из задач новой науки, которая, в отличие от объективистских наук, была бы универсальной. Хотя проект подобной науки скорее всего так и не будет реализован, учение Гуссерля о жизненном мире с успехом применяется в ряде социологических теорий — феноменологии социального мира А. Щюца, теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса, теории конструирования социальной реальности П. Бергера и Т. Лукмана, теории самореферентных систем Н. Лумана.

Приступая к более детальному исследованию проблематики правовой жизни, следует уточнить, что в контексте феноменологического познания права оно предстает как горизонт жизненного мира, т. е. как некая пассивная предварительная данность, которая отступает в будущее в процессе его «опознания». Будучи постоянным становлением, право не оставляет надежды узнать, в чем же его последняя истина и предназначение. Возможно лишь погружение в допредикативную данность жизненного мира, а затем восхождение к горизонту права с попутным выделением его онтологических форм и структур. Собственно, выражением данного процесса восхождения и является концепт «правовая жизнь», позволяющий описать его формы по мере движения «от…» к «до…».

«Проектная» логика, имманентно включенная в учение о жизненном мире, является одной из причин «бума» публикаций, посвященных его проблематике. Как пишет Н. В. Мотрошилова, «термин “Lebenswelt” теперь уже переместился из узкоспециального философского, феноменологического поля на широкий простор общественной жизни — например, в политику, в практику mass media» [13, 102]. Данное учение создает новый образ мира как нетематизированного целого, служащего для понимания смысла человеческих действий. «Нетематизированная целостность» как сущностная характеристика жизненного мира образована несколькими смысловыми блоками, развертывание которых соответствует ступенчатой последовательности применения феноменологических процедур:

1) «жизненный мир — единственно действительный мир»;

2) «жизненный мир как забытый чувственный фундамент науки»;

3) «жизненный мир всегда и всему предпослан, преддан»;

4) «жизненный мир — царство изначальных очевидностей»;

5) «жизненный мир как актуальный мир жизни».

Предположим, что данные смысловые характеристики жизненного мира совместимы с содержанием понятия «правовая жизнь». Однако следует иметь в виду, что данное соответствие не должно являться подобием причинно-следственной связи или отношения «род — вид», хотя такая аналогия напрашивается как результат логических корреляций между этими понятиями. Действительно, понятие правовой жизни указывает на право как на одно из измерений жизненного мира, который, в свою очередь, образует «почву и горизонт» права. При этом смысловые характеристики жизненного мира призваны задать контекст различных интерпретаций права, целью которых является собственно понимание того, что смыслы права укоренены в структурах сознания.

Итак, если рассматривать правовую жизнь в контексте первого смыслового блока — «жизненный мир — единственно действительный мир», то она предстает в нем как первичное обобщение, непосредственный опыт освоения права, из содержания которого элиминированы научные абстракции и привычные представления. Однако это «исключение» носит временный характер, поскольку научные идеализации имеют собственную событийность и непосредственно вплетены в ткань правоприменения. Спецификой данного смыслового блока правовой жизни является то, что в нем право предстает не только как некая структура правосознания, относительно которой могут быть переопределены все представления о нем, а как жизненно-практический модус и деятельностный контекст всех коммуникаций — от нормативно обусловленных контактов в «домашнем мире» до правовых взаимодействий в государстве. При этом правовая жизнь является действительной постольку, поскольку представлена фактичностью, т. е. самоочевидностью и ценностной привлекательностью этих коммуникаций.

В качестве примера проявления правовой жизни как действительного мира права рассмотрим идею справедливости. Ее содержание зачастую представляется настолько очевидным, что к этой идее принято апеллировать при всех обстоятельствах профессионального или непрофессионального включения в пространство правовых отношений. Однако даже поверхностный анализ интерпретаций идеи справедливости (справедливость как мера отдельного в общем, справедливость как добродетель, справедливость как равные возможности собственников или свободных товаропроизводителей, справедливость как выражение разумного в человеке, справедливость как законность и т. д.) показывает, что она имеет внутреннее (идеологическое) и внешнее (предметное) измерения. С позиции первого измерения справедливость инкорпорирована в смысловую структуру права и связана с такими его базовыми идеями, как порядок, мера, равенство и свобода. Во внешнем измерении справедливость предстает как соразмерная совокупность условий и конкретных средств их реализации в правосознании и правовой деятельности. При этом если во внутреннем измерении идея права самоочевидна, универсальна и самодостаточна, то во внешнем она существует только как возможность, обусловленная конкретным содержанием действий, отношений, интересов, мотивов и в этом своем качестве не может рассматриваться как их автономный и непосредственный регулятор. Обнаруженное противоречие между различными измерениями призвано объяснить тот факт, что в действительности справедливость, как идея и установочно-оценочный акт, всегда реализуется при определенных, заранее известных условиях коммуникации, в конкретном социокультурном контексте и только в его границах.

Второй смысловой блок жизненного мира — «жизненный мир как забытый чувственный фундамент науки» — позволяет конкретизировать установки предыдущего блока и обращает внимание на возможность помыслить правовую жизнь как мир донаучного опыта. Это дает возможность вообразить существование правовой жизни до государства, собственности, санкционированных форм наказания и т. д., т. е. вне рамок научного объяснения права, а также подвергнуть сомнению незыблемость констатаций классической теории права. Обоснованность подобного феноменологического «скепсиса» лежит на поверхности: правоведению так и не удалось сформулировать цель своих изысканий, объяснить внутреннюю логику своего развития, необходимость этих, а не иных понятий, положений, теорией.

В отличие от права как предмета объективистской науки правовая жизнь в этом контексте предстает как процесс накопления, конституирования и символизации социально-значимых смыслов, на которые люди ориентируются в своей повседневной деятельности. «Поскольку мир замыкается не границами, а посредством активизируемого внутри него смысла» [9, 164], то можно предположить, что изменения, происходящие в правовой жизни, оказывают непосредственное влияние на процессы конституирования права и признания значимости правовой нормативности.