Смекни!
smekni.com

Почитая старое, обретаешь новое, или нужна ли социологу история его науки (стр. 2 из 2)

Но нам представляется, что овладение знанием истории социологии не должно быть в подавляющем большинстве случаев самоцелью. Так же как «Historia est magistra vitae» (в переводе с латыни — история есть учитель жизни), история социологии тоже выступает учителем жизни (может быть, даже еще большим, чем просто история, учитывая специфику предмета и функций социологии). Это означает на практике, что знание ее должно способствовать осмыслению проблем, имеющих значение в современном обществе. Мы зачастую недооцениваем вклада наших великих предшественников-социологов в осмысление многих жизненно важных вопросов, волнующих сегодня все общество. Нередко вообще выступаем «Иванами, не помнящими родства».

Возьмем лишь один пример из близкой нам всем области — образования. Более 70 лет назад известный немецкий социолог К. Манхейм создал очень емкую и многообразную концепцию образования, в которой нашлось место не только школьному (общему), но и профессиональному, в том числе социологическому, образованию и которая до сих пор мало и плохо известна и социологам, и педагогам. Между тем он одним из первых сформулировал и разработал, причем достаточно детализировано, идею непрерывного образования как образования, проходящего через всю жизнь человека [2, 461-498]. У нас же в 1970-е гг. с большим успехом, как доказательство подлинного творчества, защищались докторские и кандидатские диссертации, посвященные непрерывному образованию, причем, разумеется, без ссылок на Манхейма. И это касалось как социологии и философии, так и педагогики и образования.

Еще один пример касается социально-педагогической проблемы успеха, которая рассматривается в целом ряде трудов педагогов. Однако ни в одном из них не содержится даже ссылки на парадигму обмена и работу Дж. К. Хо- манса «Социальное поведение, его элементарные нормы» (1961), посвященную этой парадигме. Одна из глав этой книги так и называется — «Общие положения теории обмена». В ней содержится изложение основных аксиом (постулатов) этой теории, а понятие «успех» является таким же ключевым, как и понятия «вознаграждение» (награда), «ценность», «наказание», «одобрение», «лишение», «поведение» и др. Первая аксиома называется аксиомой успеха и формулируется так: чем чаще соответствующие действия людей получают вознаграждения, тем вероятнее, что эти действия будут осуществляться ими с определенной частотой и дальше. В педагогических работах по проблеме успеха многие их авторы строят свои концепции на этом тезисе, разумеется, применительно к воспитанию детей, но не ссылаются на Хоманса, что реально выступает как плагиат.

Примеры такого рода можно бесконечно множить, доказывая тем самым, что, во-первых, мы плохо знаем историю своей науки, во-вторых, даже «не заглядываем» в смежные отрасли знания (например, педагоги — в социологию), в-третьих, зачастую просто занимаемся плагиатом (не догадываясь об этом). Отсюда следует несколько выводов:

Необходимо изучение и знание не только истории социологической науки в целом, но и истории разработки ее конкретных проблем.

В ходе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ нужно требовать от студентов обязательной разработки и написания соответствующего историко-социологического раздела по теме исследования.

3. Столь же важным следует считать обращение к смежным с социологией отраслям знания. Такое обращение является хорошей предпосылкой перехода от предметного к междисциплинарному и, стало быть, проблемному исследованию, в чем социологическая наука явно нуждается и где содержится один из важных ресурсов ее развития.

Следующий вопрос: как изучать историю социологию? По нашему мнению, только на основании чтения первоисточников. Сегодня они широко представляют все основные социологические метапарадигмы, парадигмы и теории. Как бы хороши ни были отдельные учебники по истории социологии, они ни в коей мере не могут заменить чтения первоисточников. Благо, что сегодня есть переводы на русский язык сочинений (или фрагментов из них) практически всех крупных зарубежных социологов XIX-XXI вв. Здесь можно провести параллель с изучением истории философии, где требуется обязательное прочтение работ всех ее крупных представителей, начиная с античности. В истории социологии объем материала намного меньше, тем более необходимо его изучение.

Вообще же в социологии ситуация особенная: реально история социологии и есть сама социологическая наука, поскольку знание первой предполагает, так или иначе, наличие представления о том, что такое собственно социология. Более того, в социологической науке есть точка зрения (она принадлежит английскому социологу Э. Гидденсу), согласно которой современная социология восходит к началу XIX в. и охватывает тем самым эпоху капитализма. В связи с нашей постановкой вопроса о соотношении истории социологии и социологической науки в целом это значит, что история социологии есть лишь определенный срез социологический науки в целом, совпадающий с ней хронологически, но отличающийся постановкой, характером и способом рассмотрения проблем.

Наконец, вопрос о том, кому и для чего нужна история социологии. В силу своей очевидности ответ на него может быть достаточно лаконичным. Любой социолог принадлежит к группе интеллектуальных слоев общества и, следовательно, по определению должен быть как минимум культурным человеком, что предполагает знание как истории в целом, так и истории своей науки. Тем более что речь идет о такой науке, история которой чрезвычайно близка к истории общества.

Что дает это знание? То же, что дает владение определенным капиталом и ресурсом. Историко-социологическое знание, если оно имеется у социолога, выступает его интеллектуальным и культурным капиталом и таким же ресурсом. А дальше все зависит от того, как субъект этого знания сумеет им распорядиться, превратить в другие виды капитала и ресурсов.

Список литературы

Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

Матвеева Н. Ю. Современная социологическая наука. Возвращение к истокам // Со- циол. исслед. 2012. № 5. С. 350-374.

Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

Parker D. Why Bother with Durkheim? Teaching Sociology in the 1990s // The Sociological Review. 1997. Vol. 45, № 1. Р. 3-204.

Szacki J. The History of Sociology and Substantive Sociological Theories // Bottomore T., Nowak S., Sokolowska M. Sociology, the State of the Art. L., 1982. Р. 117-126.

Whitehead A. N. The Organization of Thought, Educational and Scientific. L., 1917.