Смекни!
smekni.com

Топология местных сообществ (стр. 1 из 4)

Т.И. Макогон

Развивается идея проблемно-постановочного, методического спектра топологического анализа местных сообществ, социальной релевантности пространства для их развития, определяется структура социальных полей методом эмпирического и онтологического анализа. Выделяются пространственные перспективы описания местных сообществ, идентифицируются их структурные части в форме топосов, определяется конструируемое пространство местных сообществ с точки зрения системной теории как ретивной сетевой социальной системы.

В начале XXI столетия феномены пространства, места, поля испытывают новое возрождение. В философском дискурсе это отмечается как «пространственный» или «топологический поворот» (spatial turn). Альтернативно открывается пространственное и полевое (нем. feldhaftes) понимание жизни, которое в научной теории ранее почти полностью вытеснялось. Топология - это учение о поле или месте. Под этим мы понимаем также все пространственно-наполненные понятия, такие как атмосфера, настроение, ситуация и т.д. Топологическое понимание предполагает единое топологическое восприятие пространства. Пространство воспринимается как социальное поле или как особая атмосфера, своеобразный центр, который нас как людей не только связывает, он как бы проникает в нас. Топология как междисциплинарная теория поля может вести диалог как со старыми, забытыми, так и с современными теориями пространства и поля, в различных науках. К ним относятся теория социального поля и теория морфических полей, так же как современная теория оформления пространства или актуальная квантовая теория поля в физике.

Топология требует настоящего интеркультурного понимания социальных процессов, происходящих в любых социальных системах, в том числе и в местных сообществах. Изменения, происходящие в современных местных сообществах, могут быть достаточно полно представлены топологическими характеристиками. Топологический анализ местных сообществ содержит широкий проблемно-постановочный и методический спектр. Главный признак топологического анализа - гипотеза о социальной важности, релевантности пространства местного сообщества. Восприятия, действия, ощущения людей в местном сообществе структурируются не только через признаки квалификации, возраста, пола, национальной принадлежности, но и через топологические, пространственные признаки. «Место есть нечто» (Аристотель).

Содержательные и методические импульсы для топологического анализа местных сообществ. Топология местных сообществ позволяет определить базисные принципы их анализа как социальной реальности, раскрыть топологические структуры социальных полей местных сообществ как полей дискурсивных практик, выявить способы самопредставления структур социальных полей местных сообществ через «позицию» или «точку» субъекта, сконцентрироваться на вопросах. касающихся социально-пространственных разделений индивидов, формах, последствиях и масштабах такого разделения в местных сообществах. Цель нашего исследования - дать содержательные и методические импульсы для топологического анализа местных сообществ на основе систематического отображения значений топологических, пространственных толкований, постановок вопросов и методов.

Для эмпирического анализа местных сообществ необходимо их рассмотрение в пространственной привязке к «месту». Пространственное соизмерение местных сообществ средствами топологии возможно в четырех плоскостях: а) как социальных устройств (с точки зрения расположения субъектных позиций в социальном пространстве); б) как конкретного места (социальная конструкция физического пространства); в) как топологического ландшафта (значение пространственных концентраций, близость или дистанцированность от различных социальных возможностей, акторов, ресурсов для соизмерения местного сообщества); г) как масштабной плоскости (отношения между глобальным и локальным в топологическом дискурсе местного сообщества).

Чтобы обосновать сегодня онтологическое представление о местных сообществах как о социальных субъектах и о формах их самоидентификации в структурах социальной реальности. только системного подхода недостаточно, а вот пространственное их соизмерение позволяет установить способ самоузнавания местных сообществ в социальных дискурсах, соотнести и соизмерить местные сообщества, выявить их уникальность. Поскольку измерение местных сообществ не редуцируется без остатка к какому-то одному универсуму меры, мы не можем воспользоваться универсальными и строгими измерениями, нам нужен внеко- личественный способ определения, и он не может быть простой констелляцией разнородного в местных сообществах или поверхностным сопоставлением их внешних свойств; возникает необходимость в новом типе рефлексии - топологической рефлексии. Анализ местных сообществ методами топологии предполагает две пространственных перспективы описания: 1) описание местных сообществ как ограниченной территории. В этом случае территория местного сообщества часто рассматривается как «сосуд», в котором совершаются социальные действия, но эта перспектива описания почти ничего не дает для объяснения этих социальных действий; 2) рассмотрение отдельных групп, топосов местных сообществ. Этот вариант дает возможность приблизиться к перспективе концепта местного сообщества как социального пространства, так как он поз- волеят ответить на вопрос, как топосы конструируют свое социальное пространство и как само пространство структурирует действия самих топосов.

Топологическая рефлексия дает возможность многомерности в реализации философского дискурса о местных сообществах через категориально-системную методологию, через работу с топологическими сетями. Топологический концепт, на наш взгляд, является одним из перспективных механизмов описания феномена местных сообществ, он не требует теоретичности и воплощает в себе стратегический ресурс организации местных сообществ и их осмысления, охватывает механизм организации и практики конкретных местных сообществ, традиционного опыта формирования их на определенной территории. Местные сообщества представляют новое проблемное поле для топологии, возможность приложения концептуального аппарата пространственного дискурса в их описании. Обращение к топологии описания местных сообществ перспективно постольку, поскольку начальный период возникновения каждого сообщества как социальной единицы заключал в себе огромное разнообразие сценариев развития. Но исходя из каких-то причин, действительностью стали далеко не все, и сейчас реализуются только некоторые из таких сценариев. Определяющаяся ранее стратегия развития местных сообществ «отличалась последовательно детерминистическим восприятием- интерпретацией событий, однослойной, пошаговой организацией жизнедеятельности. Эти черты доминируют и в современном дискурсе, который только еще начинает осмысливаться топологически, однако последнее открывает совершенно новый горизонт его перестройки» [2. С. 1].

Идентификация частей местных сообществ. Классический топологический анализ предполагает через множество расчетов различных показателей идентифицировать отдельные части местных сообществ и сгруппировать эти части в отдельные социальные пространства по похожим социальным профилям. Обычно для этого употребляются индикаторы факторов социального статуса, включенности в сообщество, отделения, выделения из него. Такими индикаторами могут быть: а) число работающих; б) число имеющих высшее и среднее образование; в) доходы; г) число частных владений; д) количество различных этнических групп населения и т. д.

В классической исследовательской традиции местное сообщество рассматривается как парковая лаборатория для развития современных сообществ и общества в целом. Кроме того, классический топологический анализ предполагает различные сравнения, дает возможность для контекстуального анализа поведения, мнений и ценностных ориентаций жителей сообщества, служит для изучения качественных характеристик местных сообществ. Возможности же нового топологического анализа отличаются более точной постановкой проблем и имеют более широкую методическую направленность, включая количественные методы исследований. Философская рефлексия местных сообществ выстраивается через многие повторяющиеся события, универсалии, непрерывные постоянства, что, собственно, и составляет картину определенного жизненного мира местного сообщества, его понимание и коммуникативные связи. Дискретные значения многомерного распределения социальных условий социальной коммуникации мы называем топосами. Топосы - структурные единицы социальной коммуникации, обусловливающие практики, входящие в состав местных сообществ. Социальная коммуникация может быть представлена как конфигурация отношений между топосами. Социальная топология есть, во-первых, изучение инвариантных социальных свойств в изменяемом пространстве многомерного статистического распределения активных свойств местных сообществ. Во- вторых, она представляет собой структуру, где эти свойства проявляются в их совокупности. Мы раскрываем содержание социальной топологии как задачу различения топосов и, соответственно, задачу установления их взаимосвязи. Социальная топология исследует как социальные различия, социальные отношения, пространство - время социального в местных сообществах, так и свойства социальных позиций, практик и практических схем, взятых в их взаимодействии в этих сообществах. Она может стать основой концептуальной модернизации и поисков более глубокого внутреннего единства исследования социального. Местные сообщества, или топосы, рассматриваются нами как «кванты» многомерного статистического распределения социальных свойств. Мы представляем их как необратимые во времени последовательности явлений в местных сообществах, близких друг к другу в пространстве распределения социальных свойств. Топос в нашем понимании характеризуется взаимной близостью (сходством) социальных феноменов, образующих пучок причинно-след-ственных рядов в конкретном пространстве. Это означает, что социальные явления, принадлежащие данному топосу, формируют необратимую во времени последовательность событий.