Смекни!
smekni.com

Владимир Соловьёв и дискуссия о русском национализме (стр. 4 из 4)

Думается, было бы правильнее сделать ударе - ние не на том, что Соловьеву много не удалось, а на том, что ему так много удалось - прокладывать путь другим редкостный удел немногих.

Соловьев же сделал больше - в последнем своем сочинении - «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории», которое многие считают его итоговым произведением, он указал на главное направление движения. Еще раньше он подверг основательной критике старорусский мессианизм, основанный на известной фразе: «Москва - третий Рим»:

«Смирится в трепете и страхе,

Кто мог любви завет забыть,

И третий Рим лежит во прахе,

А уж четвертому не быть».

Что же будет вместо Рима-4? Вот как излагает завет Соловьева князь Е. Трубецкой: «В “Трех разговорах” нет и следа “народа - богоносца”, а есть вместо того три ветви единого христианского ствола, которые необходимо восполняют друг друга, в равной мере подготовляя пришествие истинного Мессии. Есть христианство Петрово, или римское, христианство Павлово, или протестантство, и христианство Иоанново - православное и русское. Русский народ, олицетворяемый старцем Иоанном, тут - не в большей мере народ мессианический, чем Италия, родившая кардинала Симоне Баржонини, и Германия, давшая миру профессора Паули. 3Оставлена дерзостная мысль о том, что великий синтез вселенского христианства будет делом одной России. Этот синтез в «Трех разговорах» осуществляется не каким-либо народом, а всеми народами во Христе, сходящем с неба на землю. А России принадлежит более скромная роль: она осуществляет на земле не объединение всего христианского мира, а только одну необходимую особенность средь христианства. Это - то мистическое христианство, которое олицетворяется образом неумирающего апостола Иоанна - христианство апокалиптических откровений с его прозрением в тайну воплощенного Слова, в тайну человека, обоженного во Христе, и потому уже не могущего умереть. В пророческом предвидении философа возрождается чудо Пятидесятницы. Огненные языки не разделяют народы, а объединяют их. Христианство Петрово, Иоанново и Павлово объединяются в общем исповедании. Тут есть, как и в Пятидесятнице, утверждение национальных особенностей и вместе с тем, преодоление национальных границ, потому что каждая особенность, как национальная, так и вероисповедная, дает свой необходимый вклад в общее христианское дело. В христианстве одинаково необходимы и нужны и «свет с Востока», и мистическое прозрение в тайны последнего, запредельного откровения, и волевая, человеческая, римская энергия, и дух свободного исследования протестантской Германии» [18, с. 101-102].

В ХХ в. все страны, не одна Россия, пошли другим путем, увлекшись другими идеалами. Роковую роль сыграл восторжествовавший национализм. После 1917 г. современник сетовал, что уже в конце XIX в. Россия «имела среди верных сынов православной Церкви человека, обладавшего и прозорливостью пророка, и великим даром литературного слова, и многими другими, слишком выдающимися, талантами и духовными доблестями, чтобы не доставить обладателю их одно из первых мест в духовном руководительстве общественного сознания. Таким человеком был Владимир Соловьев . Соловьев был именно человеком, более всякого другого умевшим указать и разъяснить тот. путь, по которому должна была бы пойти русская религиозная общественность» [1, с. 41-42]. Не пошла. Не пошел народ, не пошла страна. Началось бесовское время разбрасывания камней, в том числе и драгоценных. Сейчас время их собирания и переоценки по новому курсу - наследие Соловьева снова востребовано!

Список литературы

Аскольдов, С. А. Религиозный смысл русской революции [Текст] / С. А. Аскольдов // Из глубины: сборник статей о русской революции. - М., 1990. - 298 с.

Булгаков, С. Н. Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева? [Текст] / С. Н. Булгаков // Вопросы философии и психологии. - 1903. Январь-февраль 1903 г. Книга 1 (66). - С. 52-96.

Булгаков, С. Н. Из размышлений о национальности [Текст] / С. Н. Булгаков // Вопросы философии и психологии. - 1910. Книга III (103). - С. 385-412.

Введенский Алексей. О задачах современной философии в связи с вопросом о возможности и направлении философии самобытно-русской [Текст] / Алексей Введенский // Вопросы философии и психологии. - 1993. - Книга. 20 (5). - С. 125-157.

Виноградов, А. Т. Основа национализма [Текст] /

А.Т. Виноградов // Русский вестник. - 1901. - Т. 273. - Май. - С. 395-419.

Виноградов, П. Г. И. В. Киреевский и начало московского славянофильства [Текст] / П. Г. Виноградов // Вопросы философии и психологии. - 1892. - Книга II. -

С.98-126.

Гольцев, В. Национальный вопрос в XIX веке. (Из политического наследства прошлого столетия) [Текст] /

В.Гольцев // Русская мысль. - 1901. Книга 3. - С. 142-153.

Градовский, А. Национальный вопрос в истории и литературе [Текст] / А. Градовский. - СПб., 1873. - 309 с.

Данилевский, Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романовскому. Изд. 5-е [Текст] /

Н.Я. Данилевский. - СПб., 1895. - 629 с.

В. Е. К. (Евстарий Васильевич Крылов). Что умерло: славянофильство или западничество? [Текст] // Русское обозрение. - 1897. - Т. 43. - Февраль. - С. 617-645.

Милюков, П. Н. Разложение славянофильства [Текст] / П. Н. Милюков // Вопросы философии и психологии. - 1893. - Книга 18 (3). - С. 46-96.

Новгородцев, П. И. Идея права в философии Вл. С. Соловьева // П. И. Новгородцев. Об общественном идеале. - М.: Пресса, 1991. - С. 525-539.

Соловьев, В. С. История и будущность теократии. (Исследование всемирно-исторического пути к истинной жизни) [Текст] / Соловьев В. С.: собрание сочинений. Т. IV 1883-1887. - СПб.: Издание товарищества «Общественная польза», 1901. - С. 514-582.

Соловьев, В. С. Национальный вопрос в России. Вып. 1. 1883-1888 [Текст] / В. С. Соловьев: собрание сочинений. Т. V 1883-1897. - СПб.: Издание товарищества «Общественная польза», 1901. - С. 1-137.

Страхов, Н. Н. Поминки по И. С. Аксакове [Текст] / Н. Н. Страхов // Борьба с Западом в нашей литературе. Исторические и критические заметки. Книжка первая. - Киев, 1897. - 386 с.

Струве Петр. Памяти Владимира Соловьева [Текст] // На разныя темы (1893-1901 гг.): сб. статей. - СПб., 1902. - 555 с.

Текущие вопросы внутренней жизни [Текст] // Русская мысль. - 1910. - Книга Vi. - С. 168-196.

Кн. Евгений Трубецкой. Старый и новый национальный мессианизм [Текст] // Русская мысль. - 1912. Книга. III. - Март. - С. 82-102.

Устрялов Н. Национальная проблема у первых славянофилов [Текст] / Н. Устрялов // Русская мысль. - 1916. - Книга. 10. - С. 1-22.

Шульце - Геверниц. Национализм в России и его экономические представители [Текст] // Научное обозрение. - 1900. - № 6. - С. 1034-1060.

До сих пор существует различное толкование терминов прогресс, культура,цивилизация.

Одну из последних систем локальных цивилизаций представил С. Хантингтон.

Персонажи «Трех разговоров».