Смекни!
smekni.com

Крестьянские демократы: эстетические аспекты социума (стр. 1 из 3)

Крестьянские демократы: эстетические аспекты социума

А.Н. Степанов

В представленной социально-философской статье обозначены две причинно-следственные актуальные цели. Первая методологическая цель — применить теоретическое исследование эстетическим категориальным инструментарием реалий общественного бытия до-и- пореформенной России XIX века. Вторая является эвристической целью, логически вытекающей из первой: на основе эстетического изучения института социально-политических отношений обозначенного исторического периода времени, отражённого в творческом наследии крестьянских демократов, выявить качественное эстетическое содержание и суть общественного и государственного бытия. Вот почему, следуя традициям отечественной философии, всецело разделяю высказанную точку зрения известного и авторитетного нашего современного отечественного философа Б.Н. Бессонова. «Сегодня на новом витке истории, когда человечество встало перед дилеммой: быть или не быть человеческой цивилизации, самой жизни на земле, необходимо решительно расчищать путь для смелых фундаментальных прорывов в науке об обществе, разрабатывать глубокие, перспективные философские идеи и концепции, обеспечивающие устойчивый социальный динамизм, всестороннее физическое и духовное совершенствование человека» [1: с. 18].

Начнем с анализа философских идей известного русского писателя, фило- софа-материалиста, революционного демократа Александра Ивановича Герцена (1812-1870), создателя Вольной русской типографии в Лондоне, издававшего альманах «Полярная звезда» и первую русскую революционную газету «Колокол». Герцен с философских позиций изучал вопросы социальных, политических, правовых, экономических отношений и разрабатывал теоретические основы общественных преобразований, способных поставить Россию в один ряд с высокоразвитыми странами Европы. С гносеологических позиций современной синтетической мысли его философские поиски, по сути, носили социально-эстетический характер. Он пришёл к твёрдому убеждению, что в недалеком будущем во всех сферах общественного бытия России более развитые, просвещённые, совершенные, справедливые и гуманные социальные отношения станут доминантными.

Это отчетливо просматривается в трудах Герцена — «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы». В них аргументированно подчёркивается теснейшая связь реалий общественного бытия с социально-философскими представлениями, отождествлявшимися с ярчайшими эстетическими идеями Ренессанса, Просвещения и Нового времени. В работе «С того берега» и в письмах «К старому товарищу» философ высказал мысль о том, что историческая телеология общественных и государственных отношений проявляется в постепенном, но перманентном эстетическом развитии и совершенствовании. Следовательно, общественное и государственное развитие будет наполняться гуманным содержанием. Духовность, мораль, нравственность, взаимопомощь и добрососедство отношений станут необходимой нормой жизни общества и государства. «Государство <...> постоянно изменяется с обстоятельствами и прилаживается к потребностям. Государство <...> начинается с полного порабощения лица — и везде стремится, перейдя известное развитие, к полному освобождению его» [2: Т. 20, кн. 2, с. 590].

Проанализируем некоторые социально-философские идеи другого видного представителя русской поэтической и материалистической эстетической философии и теоретика идей русского революционного демократизма Огарёва Николая Платоновича (1813-1877). В 20 годы XIX века, с началом русского общественного движения (декабристов), с распространением передовых социально-экономических, политико-правовых и эстетических учений, Огарёв духовно обогащался и формировался как убежденный борец за социальную справедливость, правовое равенство, нравственную гуманность и гармонизацию социальных отношений. Он пришел к глубокому убеждению, что крепостное угнетение, нещадная эксплуатация, политическая реакция, беззаконие и произвол в отношении крестьянства и городской бедноты иллюстрируют трагизм и драматизм общественного бытия в России.

Анализируя ход социально-исторического развития, Огарёв пришел к твердому убеждению о неизбежной ликвидации крепостничества в России (ведь недаром еще задолго — весной 1839-го и осенью 1846-го гг. — до официальной отмены крепостного права он отпустил своих крепостных крестьян на волю), полагая, что буржуазно-демократический строй является по сравнению с феодальным не только более прогрессивным, но и экономически более развитым и социально более справедливым, то есть с позиций нравственности более эстетичным. По этому поводу в статье-воззвании «Всему народу русскому, крестьянскому» Огарёв предлагает и исторически обосновывает программные пути эстетизации отношений социальных институтов России: «1) Отдача крестьянам земли без выкупа. 2) Отрешение чиновников и замена их людьми, народом выбранными. 3) Совершенное уничтожение розог и всякого сечения. 4) Уничтожение рекрутчины и устройство народного ополчения. 5) Запрет — чтобы без согласия народного Земского собора нельзя <.> налагать ни податей, ни пошлин, и чтобы без его ведома никуда правительство денег не тратило. 6) Свобода веры. 7) Уничтожение всякой сословной розни, чтоб не было ни дворян, ни крестьян, ни мещан, а был бы только <.> народ русский» [8: Т. 2, с. 98- 99].

Другой яркий представитель русской демократической философской мысли, литературный критик и публицист Николай Александрович Добролюбов (18361861) стремился познать сложнейшую социальную проблему — нравственноэстетические сущностные основы человека и общества и существовавших условий социальных отношений. В статье «Сочинение графа Соллогуба» Добролюбов, говоря об общественном значении личности в созидательном деле эстетизации общественных отношений и государственной системы, отмечает: «Счастливы те государства, где <.> благодаря мудрой заботливости просвещённых путеводителей все будет <.> стремиться вперед, все будет еще более развиваться, прославляя дела человека» [3: Т. I, с. 178].

Еще один виднейший представитель русской социально-эстетической мысли второй половины XIX века, философ-материалист, критик, лидер и идеолог русской революционной демократии Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889), обучаясь на историко-филологическом отделении Петербургского университета, формировался как демократ, мыслитель и революционер. Его общественные интересы и устремления касались социальных, эстетических, политических, правовых и экономических отношений в России. Он отмечал, что в сословно-классовом обществе производственно-трудовые и производственно-правовые и распределительные отношения базируются исключительно на частнособственническом интересе. В силу этого из-за жестокой конкуренции сдерживался процесс развития и научно-технического совершенствования производственных, правовых и массово-потребительских отношений. Иначе говоря, искусственно тормозился процесс повышения уровня материального благосостояния и культурно-правовой эстетизации условий жизни многомиллионного российского народа. «Все знают <.> отчего нация становится богата <...>, отчего она становится свободна, или нравственно хороша <...>. Вера и законы <...> имеют могущественное влияние на <...> экономическое состояние» [12: Т. 9, с. 11-13].

Несомненно, социально-эстетические воззрения Чернышевского имеют огромное общественно-историческое значение в перманентном деле совершенствования содержания духовных, культурных, производственно-трудовых, финансово-коммерческих и потребительских отношений. В его философско-эстетических воззрениях содержатся духовные, социально-экономические, политико-правовые, технико-технологические идеи по развитию и совершенствованию и могущественному возвышению уровня промышленного и сельскохозяйственного производства, по социально-справедливому распределению произведённых материальных благ и соответственно росту уровня потребления и благосостояния на душу населения в России. Изучая с эстетических позиций реальность общественного бытия и существовавшие социальные отношения, Чернышевский выделил важнейшую проблему общественной жизни — отсутствие гармонии в отношениях между господствующими и подневольными сословиями и классами. Он раскрыл основную причину социальной и правовой дисгармонии и дискриминации. Антагонистическое противоборство классов он усматривал в экономическом, политическом и правовом неравенстве, главной причиной которого была социальная несправедливость. Мыслитель отмечал, что для преодоления доминанты социальной несправедливости трудящимся необходимо объединяться в профессиональные, экономические и классовые союзы для защиты своих прав и улучшения уровня жизни. «Капиталист не нуждается в союзе с другими, потому что располагает силами множества людей. Трудящийся, располагая силами только своей семьи, должен вступать в товарищество с другими трудящимися» [12: Т. 7, с. 52-54].

Развивая социальные идеи, Чернышевский полагал, что общество солидарных трудящихся является источником устойчиво-правовой, экономической, интенсивно развивающейся, культурной и могучей государственной системы Россию, стоящей на страже интересов простого народа, законности и порядка и обеспечивающей мирную, трудовую, благосостоятельную и гармоничную жизнь. Мировоззренческой, идеологической сутью и бытийным содержанием такого общества является интеллектуальный и созидательно-практический трудовой успех каждого рабочего человека, возвышающий государственное могущество России. Таким образом, единственным социально-историческим, уникально-творческим субъектом развития, совершенствования и возвышения общества и государства является каждый свободный, ответственный, просвещенный, образованный, трудолюбивый и культурный трудящийся. Таков эстетический пафосный образ Российского государства и общества.