Смекни!
smekni.com

Валютный курс и факторы на него влияющие (стр. 13 из 15)

Пока фиксированный курс сохраняет доверие рыночных иг­роков, инфляционные ожидания (являющиеся основной при­чиной хронической инфляции) будут оставаться на низком уровне. Как только рынок усомнится в готовности и способности властей поддерживать курс, инфляционный процесс тотчас мо­жет стать неуправляемым.

Гибкий валютный курс в отличие от фиксированного пре­доставляет гораздо больше возможностей для маневра экономи­ческой политики. Одно из его ключевых преимуществ заключает­ся в свободе от сдерживания инфляции, что позволяет косвенным образом увеличить налоговые поступления. Однако в таком случае властям гораздо труднее завоевать доверие к антиинфляционной политике, в результате чего ожидания высокой инфля­ции часто становятся самоусиливающимися.

B некоторых случаях выбор между надёжностью и гибкостью зависит не только от экономики, но и от некоторых политичес­ких соображений. Так, в условиях фиксированного курса влас­тям может быть сложнее скорректировать обменный курс, чем при гибком курсе позволить ему изменяться в необходимом на­правлении. Дело в том, что в первом случае власти должны будут взять на себя ответственность за коррекцию курса, в то время как изменения плавающего курса чаще всего приписываются рыночным силам, а значит, за эти изменения никто ответствен­ности не несет. Если страна постоянно переживает смены каби­нетов министров, и политические издержки непомерно высо­ки, гораздо более вероятно, что правительство остановит свой выбор на плавающем валютном курсе.

Для тех стран, которые предполагают использовать фиксированный курс в качестве экономического якоря, дальнейшее ре­шение лежит в русле выбора между привязкой к одной валюте или к корзине валют. Этот выбор отнюдь не является однознач­ным. С одной стороны, он зависит от степени интенсивности международной торговли с конкретными странами, а с другой - от валюты номинала внешнего долга. Таким образом, в мире плавающих резервных валют наилучшим решением обычно является привязка к валюте ведущего торгового партнера. Однако в некоторых случаях значительная часть внеш­него долга может быть номинирована в других валютах. Это зна­чительно усложняет конечный выбор вида привязки.

Конвертируемость по счету текущих операций и валютный курс

Согласна теории международной торговли отсутствие барье­ров между рынками отдельных государств позволяет каждой стране производить и экспортировать товары и услуги, по которым она имеет сравнительные преимущества. На глобальном уровне либерализация внешней торговли способствует развитию мировой торговли, эффективному распределению экономических ресурсов, росту производительности, конкуренции и, в конеч­ном счете, привлечению иностранных инвестиций. Отсутствие барьеров между товарными рынками разных стран определяется конвертируемостью валюты по счету текущих операций. Это оз­начает, что конвертируемость по счету текущих операций мажет быть эффективным инструментом экономической политики. Эффективность его использования многократно превышает результаты введения налоговых льгот и субсидий, предоставляе­мых зарубежным инвесторам, которые нередко только ставят в неравные условия национальных и иностранных производителей з и сокращают поступления в бюджет.

Следует отметить, что введение конвертируемости счету текущих операций неизбежно приводит к возникновение проблем с реальным обменным курсом. Успешное развитие экономики, по мнению большинства исследователей, часто засчивается ростом реального курса национальной валюты. T переоценка обменного курса наблюдалась в Южной Корее, Tайване, Сингапуре, Гонконге и, в меньшей степени, в Чили. Согласно одному из распространенных подходов, в развивающихся и переходных экономиках в отличие от рыночных экономик западных стран могут наблюдаться продолжительные периоды повышения реального курса валюты, то есть более быстрый цен по сравнению с темпами обесценения национальной валюты.

C учётом этих обстоятельств выбор между фиксированным и плавающим курсом зависит, в основном, от предпочтений между ­номинальным ростом курса и сравнительно более высокой инфляцией. Такие же результаты могут быть получены за счет изменения реального обменного курса. Например, в период 1980-1996 гг. в Гонконге, где использовалось валютное правле­ние наблюдалась большая инфляция, чем в Сингапуре, где дей­ствовал режим управляемого плавания, хотя рост реального курса в обоих случаях был одинаковым.

Денежные потоки и конвертируемость по счету движения капитала

O возможности введения полной конвертируемости валюты по счету движения капитала в подавляющем большинстве раз­вивающихся стран и государствах c переходной экономикой го­ворить пока преждевременно. Безусловно, этот шаг способствовал бы привлечению иностранных инвестиций и росту экспорта, однако национальная финансовая система еще слишком сла­ба, чтобы выдержать открытие границ для потоков капитала.

Единственными государствами c переходной экономикой, ко­торые ввели полную конвертируемость валюты по счету движения капитала, являются страны Балтии и Словения.

Контроль над капиталом в большинстве случаев выражается в возможности для юридических и физических лиц официально конвертировать национальную валюту для покупки иностран­ных активов, запрете для предприятии иметь иностранные активы требованиях обязательной репатриации экспортной выруч­ки ее полной или частичной конвертации в национальную валюту.

B случае введения конвертируемости валюты по счету движе­ния капитала произошел бы неминуемый отток капитала из стра­ны. Расширение возможностей вложения национальных сбереже­ний за границу могло бы привести к сокращению объема ресурсов, инвестируемых в национальное производство.

Кроме того, ограничения по счету движения капитала позволяют не только сохранить внутренние накопления, но и предотвратить чрезмерный переход отечественных предприятии в иностранную собственность, а также мак минимиировать налоговые поступления от внутренних операций капиталом и финансовых сделок.

По всей видимости, с течением времени страны c переходной. экономикой пойдут по пути развивающихся стран. Они, в большинстве, в течение 1990-х гг.. постепенно ослабили или костью отказались от контроля над капиталами. Даже несмотря череду финансовых кризисов, развивающиеся страны в настоящее время продолжают двигаться к полной конвертируемости валюты по этому счету.

Стабилизационные программы на базе валютного курса в 1990-х гг..

Начиная с конца 1980-х гг.. значительное число развивающихся стран осуществило стабилизационную программу на базе какой-либо разновидности фиксированного валютного курса. Основной целью всех этих программ была борьба c высокой инфляцией, а главным инструментом - объявление ограничений ножное изменение номинального валютного курса. B своем большинстве стабилизационные программы на базе валют­ курса проводились в странах Латинской Америки и государствах c переходной экономикой. Для первой группы этих стран был характерен постоянный и высокий уровень инфляции, порожденный экспансивной бюджетно-налоговой политикой. A во второй группы стран резкое увеличение инфляции произошло сразу после отмены системы централизованного планирования.

Согласно наблюдениям МВФ в 1981 г. в мире насчитывается одиннадцать стран, прибегших к стабилизационной программе на базе валютного курса, где годовая инфляция на начальном этапе стабилизации превышала 100%. К числу этих стран специалисты Фонда относят и Россию, хотя в действительности ЦКБ РФ использует таргетирование не валютного курса, а денежной массы.

Опыт осуществления стабилизационных программ в 1990-х гг.. подтвердил известные из теории преимущества и недостатки использования валютного курса в качестве номинального якоря c инфляцией. К числу преимуществ стабилизационных программ на базе валютного курса следует отнести: снижение инфляции. Основное и бесспорное преимущество данного типа программ состоит в быстром падении высоких темпов инфляции. В ходе реализации программы стабилизационный эффект фиксированного валютного курса позволил быстро остановить рост цен и нивелировать инфляционные ожидания.

В результате к третьему году осуществления программы в зависимости от типа валютного режима инфляция снизилась до однозначной или двузначной цифры. Полученный антиинфляционный импульс сохраняется достаточно долго. Даже если власти отказываются от режима фиксированного курса, инфляция все равно в силу инерции продолжает снижаться, увеличивался экономический рост.

По мнению МВФ, феномен роста объясняется не столько увеличением совокупного спроса и предложения на внутреннем рынке, сколько удачным временем реализации программ. Дело в том, что в большинстве случаев стабилизационные программы стартовали спустя год или после нескольких лет либо рецензии, либо стагнации. Одновременно с этим программы сопровождались или совпали с крупными структурными реформами.

Наряду c преимуществами, программам стабилизации на базе обменного курса сопутствуют и недостатки. По своей сути они связаны с рисками, которые несет с собой режим фиксирован­ного валютного курса. На протяжении трехлетнего периода начала стабилизационной программы во всех странах наблюдалась тенденция увеличения дефицита текущего счёта платежного баланса.

Как показывает опыт 1990-х кг., зависимость страны от международного движения капитала, противоречивость проводимой экономической политики самым непосредственным образом стимулирует кризис. Так произошло в Мексике в декабре 1994 г., в России в августе 1998 r. и в Бразилии в январе 1999 r. B каждом перечисленных случаев негативная комбинация внутренним и внешних факторов привела к спекулятивной атаке на нацио­нальную валюту и последующей девальвации.