Смекни!
smekni.com

Денежно-кредитная политика России на современном этапе (стр. 2 из 2)

В настоящее время Банк России проводит политику управляемого плавающего обменного курса рубля. Проведение этой политики позволило снизить риски негативных влияний колебаний внешних факторов конъюнктурного характера на российскую экономику.

Банк России, обеспечивая плавную динамику валютного курса и предотвращая чрезмерное укрепление реального эффективного курса рубля, успешно решает задачи поддержания макроэкономической стабильности, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем и международном рынках. Переход с 2005 г. к использованию в качестве операционного ориентира курсовой политики выраженной в рублях стоимости бивалютной корзины, состоящей из доллара США и евро, в пропорциях, устанавливаемых Банком России, способствует снижению краткосрочной волатильности обменных соотношений рубля со значимыми для российской экономики иностранными валютами.

В среднесрочной перспективе сохраняются фундаментальные предпосылки укрепления рубля. Постепенный переход к использованию более гибкого режима обменного курса с тем, чтобы защитить экономику от последствий возможных масштабных перетоков капитала, будет сопряжен с укреплением национальной валюты. При высокой степени гибкости номинального обменного курса его отрыв от паритета покупательной способности будет стремиться к сокращению.

Опыт развитых стран в области монетарной политики

При разработке своей денежно-кредитной политики мы, конечно, обращаемся к опыту других центральных банков и видим, что проблемы, стоящие перед центральными банками как органами, ответственными за стабильность национальной валюты, во многом совпадают. Так, в течение ряда лет Банк России проводил политику денежного таргетирования, т. е. формировал свое денежное предложение в соответствии с установленными целевыми параметрами прироста денежной массы. Особенно эффективной эта политика оказалась в период высокой инфляции. Позднее Центральный банк столкнулся с тем, что спрос на деньги - центральный элемент в денежном таргетировании - оказался нестабильным, что затрудняло предвидение результатов проведения политики, основанной па контроле за темпами прироста денежной массы. Например, Банку России удавалось значительно снизить инфляцию, при том, что темпы прироста денежной массы в этот период были существенно больше, чем в предыдущем году, и превышали установленные ориентиры. И наоборот, даже в условиях замедления темпов прироста денежной массы не удавалось добиться существенного снижения инфляции. Все это затрудняло принятие решений на основе информации об отклонении фактических темпов прироста денежной массы от целевых параметров.

С проблемой нестабильности спроса на деньги сталкивались и многие другие страны. Сейчас в мире практически не осталось центральных банков, которые строят свою политику исключительно на принципе денежного таргетирования.

В этой связи интересен опыт Европейского центрального банка, который для обеспечения целевого уровня инфляции принимает решения на основе анализа двух групп показателей: общеэкономических индикаторов, определяющих динамику инфляции в краткосрочном и среднесрочном аспектах, и показателей состояния денежной сферы (прежде всего денежной массы), характеризующих уровень инфляции в более длительной перспективе. Определенные элементы такой политики в настоящее время используются и Банком России.

Многие центральные банки в мире в настоящее время проводят свою денежно-кредитную политику на основе инфляционного таргетирования. Бен Бернанке, председатель Совета управляющих Федеральной резервной системы США, является сторонником этой политики. Режим инфляционного таргетирования опирается на оценку будущей инфляции, а решения принимаются заблаговременно, с тем, чтобы не допустить в рамках прогнозного горизонта отклонения инфляции от целевых параметров. Как свидетельствует практика, центральные банки, функционирующие в рамках данного режима, как правило, успешно снижают инфляцию и поддерживают ее в рамках целевых параметров. В настоящее время Банком России внимательно изучается опыт центральных, банков, использующих инфляционное таргетирование, и анализируются возможности его применения.

Роль, которую играет Стабилизационный фонд в проведении денежно-кредитной политики

В последнее десятилетие во многих странах - экспортерах природных ресурсов были созданы специальные фонды, в которых накапливалась часть доходов бюджета, связанных с высоким уровнем цен на сырьевые товары на мировых рынках. Такие фонды функционируют, например, в Норвегии, в Казахстане, в Азербайджане. В России Стабилизационный фонд появился в 2004 году.

Создание Стабилизационного фонда не преследовало целей реализации денежно-кредитной политики, и его не следует рассматривать в качестве ее инструмента. Но фактически накопление в Стабилизационном фонде части доходов частного сектора оказывает существенное воздействие на темпы прироста денежной массы. В нем в настоящее время абсорбируется значительная часть денежной эмиссии, связанной с притоком в страну больших объемов иностранной валюты и ростом золотовалютных резервов Банка России. Так, за 2005 г. объем средств, накопленных и Стабилизационном фонде, увеличился более чем на 700 млрд руб. За счет этого было абсорбировано около 40% ликвидности, эмитированной Банком России в результате его интервенций на валютном рынке.

Таким образом, являясь внешним фактором в модели принятия решений в области денежно-кредитной политики, накопление средств в Стабилизационном фонде оказывает значительное влияние на динамику денежного предложения и на инфляцию.

Однако не только формирование Стабилизационного фонда, но и в целом бюджетная политика существенным образом сказывается на состоянии денежно-кредитной сферы. В результате исполнения в течение последних нескольких лет бюджета с профицитом определенная часть средств правительства, помимо Стабилизационного фонда, накапливается на счетах в Банке России. Это также приводит к значительной коррекции денежного предложения. В целом, каждые 9 из 10 рублей совокупной абсорбции - это деньги, находящиеся на счетах правительства в Банке России.

Реален ли с экономической точки зрения переход к полной конвертируемости рубля

Основной вклад, который Банк России может внести в достижение реальной конвертируемости рубля, заключается в осуществлении денежно-кредитной политики, направленной на обеспечение в среднесрочной перспективе стабильно низких темпов инфляции, повышение действенности инструментов денежно-кредитного регулирования, формирование условий для развития финансового сектора, выполнение поставленных задач в области укрепления банковского сектора, развития и совершенствования платежной системы.

Полная конвертируемость валюты подразумевает как необходимое условие достаточную ликвидность валютного рынка, т. е. возможность для каждого экономического агента, желающего осуществить конверсионную операцию, быстро и без значительных трансакционных издержек найти продавца или покупателя и осуществить сделку. Важным условием является глубина валютного рынка - его способность абсорбировать достаточно большие покупки и продажи валюты без значительного изменения обменных курсов. Поскольку переход к полной конвертируемости заключается в возможности для резидентов и нерезидентов помимо беспрепятственного осуществления текущих валютных операций без ограничений проводить операции, связанные с движением капитала, необходимая степень ликвидности и глубины валютного рынка может быть обеспечена устойчивым спросом на российскую валюту со стороны нерезидентов, обусловленным их стремлением работать на российском внутреннем финансовом рынке.

Таким образом, переход к полной конвертируемости вызывает необходимость стимулирования дальнейшего развития российского финансового рынка, повышение конкурентоспособности его инфраструктурных институтов, снижение трансакционных издержек участников рынка.