Одним из первых мероприятий Советского правительства в области экономической политики стало введение государственной монополии на банковское дело. В результате к 1920 году на территории, подконтрольной Советам, практически не осталось ни частных, ни общественных банков. А в январе 1920 года был ликвидирован и единственный к тому времени государственный банк — Народный банк РСФСР (бывший Государственный банк).
В 1921 году в связи с переходом к нэпу банк был восстановлен под названием Государственный банк РСФСР, а с 1922 года началось создание сети акционерных коммерческих банков и обществ взаимного кредита. Однако ко времени денежной реформы деятельность незначительного числа этих банков большого значения не имела, и на кредитном рынке доминировал Государственный банк РСФСР (с середины 1923 года — Государственный банк СССР).
Денежная масса в обращении к 1 марта 1917 года увеличилась по сравнению с довоенным уровнем более чем в 4 раза. Интенсивная работа печатного станка при сокращении производства и переориентация последнего на выполнение военных заказов вызвали быстрый рост цен: к февралю 1917 года рубль на внутреннем рынке обесценился почти в 4 раза.
При Временном правительстве дефицит госбюджета достиг 22 568 млн. рублей. Способы его покрытия были традиционными: увеличение налогов, внутренние и внешние займы, эмиссия бумажных денег. За восемь месяцев Временное правительство выпустило в обращение примерно такое же количество денежных знаков, какое было эмитировано за два с половиной года войны. Общая сумма бумажных денег, находившихся в обращении на 1 ноября 1917 года, составила 19 575,7 млн. руб., а покупательная способность довоенного рубля снизилась до 6—7 копеек.
Советским правительством с ноября 1917 года по июль 1921 года было выпущено в обращение 2328,3 млрд. рублей. В результате денежная масса возросла в 119 раз. Почти весь этот выпуск пошел на покрытие бюджетного дефицита, который в 1921 году достиг 21 936 916 млрд. рублей.
Вся денежная масса обращалась на “вольном рынке”, размеры которого были очень небольшими. Производство промышленной продукции к началу 1921 года сократилось с 6—6,5 млрд. золотых рублей (до войны) до 700—800 тыс. золотых рублей, а производство продукции сельского хозяйства — с 4,5—5 до 1,6—1,8 млрд. золотых рублей. В результате резко выросли рыночные цены.
Борясь со свойственным периоду инфляции “безденежьем”, Советское правительство выпускало в обращение все новые денежные знаки (постоянно повышая их номинал). Всего на территории бывшей Российской империи обращалось более 2 тыс. денежных знаков.
Денежное обращение в СССР удалось нормализовать после проведения трех денежных реформ. В результате изменились не только параметры денежного обращения, но и тип денежной системы. В СССР была введена золотодевизная форма золотого стандарта.(9)
Денежная реформа 1922—1924 годов (реформа Сокольникова) началась с выпуска банковских билетов (червонцев) в соответствии с Декретом СНК от 11 октября 1922 года “О предоставлении Государственному банку права выпуска банковских билетов”. Реформа была проведена в три этапа.
На первом этапе (октябрь 1922 года) был осуществлен выпуск в обращение новых денежных знаков — банковских билетов (червонцев). В соответствии с декретом от 11 октября 1922 года целью этой эмиссии было предоставление Госбанку РСФСР средств для его коммерческих операций. Госбанк имел право эмитировать червонцы для выдачи краткосрочных ссуд Казначейству при условии, что эти ссуды обеспечены драгоценными металлами не менее чем на 50%.
На втором этапе реформы произошло внедрение банковских билетов в экономический оборот страны и вытеснение ими совзнаков. Решающими актами реформы были декреты ВЦИК и СНК от 5 февраля и 22 февраля 1924 года о выпуске казначейских билетов, чеканке разменной серебряной и медной монеты. После выпуска казначейских билетов эмиссия совзнаков была прекращена. Обмен денег производился в соотношении 1 рубль казначейских билетов за 50 тыс. руб. совзнаков образца 1923 года.(10)
Одной из особенностей проведения денежной реформы 1922—1924 годов был период параллельного обращения различных видов денег. С ликвидацией бюджетного дефицита в 1924 году совзнак стабилизировался бы, но в этом случае в течение полутора лет в стране не было бы устойчивой единицы измерения, что могло создать большие трудности при восстановлении хозяйства страны.
Большое значение для успешного проведения денежной реформы 1922—1924 годов имела денатурализация налогового обложения. При этом основная масса населения России как в середине XIХ века, так и в 20-х годах ХХ века жила в деревне и вела натуральное хозяйство. Поэтому потребность рынка в наличных деньгах и в первом, и во втором случае была ограниченной.
В результате денежной реформы 1922—1924 годов удалось справиться с гиперинфляцией, стабилизировать цены, увеличить товарооборот, расширить товарно-денежные отношения между городом и деревней. Но главное, были созданы предпосылки для формирования устойчивой денежной системы. С выпуском в обращение казначейских билетов, ставших фактически разменной монетой, денежная реформа не была закончена: по замыслу ее авторов она должна была завершиться установлением твердого соответствия между червонцем и иностранной валютой. Для этого предполагалось ввести свободный размен червонцев (банкнот) на золото по твердому курсу. Однако решение возобновить размен было экономически несостоятельным. Так как ни состояние экономики страны, ни экономическая политика Советского правительства не позволяли рассчитывать на это.
В результате банковских реформ конца 20-х годов ХХ века и кредитной реформы 1930—1932 годов произошло сращивание банковской системы с государством. Банки превратились в составные элементы государственно-бюрократической структуры, окончательно утратив собственно коммерческий характер и роль самостоятельного регулятора денежного обращения. Деятельность банков подчинялась инструкциям и распоряжениям партийно-государственного аппарата. Монополизация банковского дела государством превратила банки в особый элемент политической надстройки над экономикой. Использование денег и кредита определялось идеологическими и политическими целями, а не задачей повышения экономической эффективности производства.
Денежная система, сформировавшаяся в СССР после кредитной реформы, была полностью оторвана от мирового рынка. Советские денежные знаки не только не обменивались на золото, но и не служили по отношению к нему ни средством обращения, ни платежным средством.
В середине ХХ века в России, так же как и в середине XIХ века, отсутствовала система коммерческих банков. Кроме того, одним из направлений экономической политики того времени было максимальное сжатие наличноденежного обращения. Происходило это за счет сохранения в деревне практически натурального хозяйства, низкой заработной платы рабочих и служащих и карточной системы в городах. Поэтому при проведении денежной реформы 1947 г. требовался сравнительно небольшой объем наличных денег.(9)
Одной из первоочередных задач при переходе России в начале 90-х гг. ХХ в. от централизованного управляемого национального хозяйства к рыночной экономике было создание двухуровневой банковской системы в качестве основы современных денежно-кредитных отношений. Формально возникновение этой системы можно датировать декабрем 1990 г., когда Верховным Советом РФ были приняты федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР».
Коммерческие банки получили право привлекать во вклады деньги домашних хозяйств и предприятий, размещать собранные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, открывать и вести банковские счета юридических и физических лиц. При наличии соответствующих лицензий коммерческие банки получили возможность осуществлять операции с иностранной валютой, драгоценными металлами и ценными бумагами. К запрещенным для банков видам деятельности относится производство, торговля и страхование.
Не меньшую роль в создании благоприятных условий для успешного становления денежной системы России сыграла ускоренная массовая приватизация государственных предприятий. Хотя первый (ваучерный) ее этап не дал предприятиям подлинных хозяев и стратегических инвесторов, но в результате ликвидации отраслевых министерств и других органов централизованного управления деньги стали играть совершенно иную роль в экономике.
В результате отмеченных преобразований в России в первой половине 1990-х гг. число коммерческих банков быстро увеличивалось, о чем свидетельствуют следующие данные(12, с.116):
Таблица 1. Число кредитных организаций в России в первой половине 1990-х гг.
Дата | 01.01.93 | 01.01.94 | 01.01.95 |
Число кредитных организаций | 1713 | 2019 | 2457 |
К середине 1990-х гг. Россия в 2—4 раза опережала ведущие европейские
страны по числу жителей, приходящихся на один банк, но существенно отставала от США, где в конце 1990-х гг. было около 12 тыс. коммерческих банков и 2 тыс. судно-сберегательных ассоциаций.(8, с.294)
Основным источником банковских активов в начале 1990-х гг. служили остатки средств на расчетных и текущих счетах предприятий. Пополнялись активы коммерческих банков также за счет широко практиковавшегося на протяжении 1992—1994 гг. льготного кредитования и субсидирования предприятий для поддержания производства в условиях перехода к рынку; большинство этих кредитов не было возвращено.
Значительную долю своих доходов банки получали в результате присвоения части эмиссионного дохода государства (сеньоража). Это достигалось за счет того, что темпы инфляции существенно превышали ставки процента по депозитам. По оценке экспертов, банковский доход от сеньоража в