Смекни!
smekni.com

Денежный рынок: теоретическая графическая модель и состояние денежного рынка в России (стр. 3 из 7)


3. Государственное регулирование денежного рынка

Важную роль в развитии институциональной среды выполняет государство. Это уникальный субъект, участвующий в создании и развитии банковского сектора, инфраструктуры денежного рынка, формирующий законодательные «правила игры» между участниками рынка, регулирующий институты и организации, действующие на рынке, в первую очередь банковскую систему, проводящий надлежащий контроль и надзор за деятельностью субъектов и посредников рынка. Государство выступает как агент на финансовых рынках, участвует в рыночных операциях, принимает решения, влияющие на конъюнктуру денежного рынка, регулирует денежный спрос и предложение. Государство регулирует денежную массу и банковскую ликвидность через разработку и реализацию денежно-кредитной политики. Денежно-кредитное регулирование воздействует на функционирование денежного рынка через достижение намеченных целей, включая разнообразные инструменты воздействия. Построение целевой функции должно соответствовать текущей ситуации, складывающейся в экономике России.

На современном этапе ЦБ РФ выбирает в качестве конечной цели снижение темпов инфляции для создания благоприятных условий долгосрочного экономического развития России при стабильной национальной валюте. На начальных этапах рыночных преобразований Банк России не мог применять таргетирование инфляции, так как оно выполнимо при определенных условиях: во-первых, Центральный банк должен проводить независимую денежную политику, в частности, независимую от решения фискальных органов власти. Во-вторых, Центральный банк должен придерживаться строгих правил при таргетировании инфляции, уметь правильно прогнозировать и контролировать будущую инфляцию, а также иметь представление относительно лага отклика первичной цели на изменения в таргетируемом денежном агрегате. Однако в условиях несбалансированности, нестабильности экономики возникает проблема прогнозирования динамики инфляционных процессов. Вот почему реальные показатели инфляции в посткризисный период не соответствуют целевому диапазону, установленному правительством (за исключением 2003 г.). Например, в 2004 году инфляция достигла 11,7%, тогда как при пессимистическом прогнозе она должна составлять 10%.

Кроме того, в решении инфляционных вопросов должно участвовать правительство, так как инфляция – это многофакторное явление, порождаемое не только монетарными, но и структурными, внешнеэкономическими причинами. Впервые с 2003 года была разработана и включена в денежно-кредитную политику денежная программа, в задачу которой входила увязка денежного предложения со спросом на уровне, соответствующем плановой цифре темпов инфляции и расчетным темпам роста реального ВВП. Денежная программа включает промежуточные цели денежно-кредитной политики, через которые Банк России осуществляет достижение конечных целей. Если конечную цель ЦБ РФ не может полностью контролировать, то промежуточные и операционные цели, зафиксированные в денежной программе, находятся в поле управления ЦБ. К ним относятся: денежная база, денежная масса, валютный курс, система процентных ставок. Через достижение промежуточных целей денежной программы ЦБ РФ непосредственно участвует в организации процессов функционирования денежного рынка. В качестве промежуточного ориентира Банк России в последние годы использует денежный агрегат М2, а не процентную ставку. Это связано с тем, что теория денежно-кредитного регулирования доказывает невозможность одновременного выполнения двух целей: денежная масса и процентная ставка.

Кроме того, при установлении процентной ставки Банк России испытывает определенные сложности при ее выборе, так как существует проблема множественности ставок. Поэтому Банк России в денежной программе определяет количественные критерии целевой функции через определение спроса на деньги, через предложение денег. В программах ЦБ РФ принимается количественный показатель в виде агрегата М2. Данный выбор объясняется несовершенством банковской статистики при подсчете других денежных агрегатов, агрегат М2 наиболее тесно связан с инфляцией (по методологии МВФ), его можно построить по любой стране без учета национальных особенностей. Он может быть использован для страновых сравнений. Однако динамика спроса на деньги в посткризисный период неустойчива, ее трудно спрогнозировать, так как необходимо использовать большое количество разноплановых показателей, при этом скорость обращения денег – очень подвижный и неустойчивый показатель в России при низком уровне монетизации ВВП (в 2004 году коэффициент монетизации составлял 0,26). В силу перечисленных причин прогнозные показатели спроса на деньги и фактические данные не совпадают. Например, по прогнозу Банка России, увеличение спроса на деньги в 2004 году было запланировано на уровне 19-25%. Фактически прирост спроса на деньги в 2004 году составил 35-40% .

Учитывая такие расхождения между целевым ориентиром и фактическими показателями спроса, а также ослабление в последнее время связи между динамикой М2 и инфляцией, как нам кажется, нет необходимости сохранять в качестве цели денежный агрегат М2. Мы считаем, что целевая функция денежно-кредитной политики должна определять четкие ориентиры стратегической политики Центрального банка, направленной на решение проблем и создание условий, предпосылок формирования сбережений субъектами экономики и последующей их трансформации в реальный сектор экономики. Поэтому стратегия денежно-кредитной политики должна обеспечивать долгосрочный экономический рост на базе структурной перестройки экономики, модернизации производственной базы и развития инфраструктуры. Несомненно, необходимо поддерживать контроль над темпом роста цен и курсом национальной валюты, чтобы обеспечить условия для развития национального производства. Для этого промежуточные цели денежно-кредитной политики должны находиться в теснейшей связи с конечными ориентирами экономической политики государства.

В настоящее время на экономику оказывает влияние валютный курс, так как денежное предложение базируется на внешних каналах притока стоимости в страну. Поэтому фактически на практике Банк России устанавливает курсовое таргетирование. Оно не может сочетаться с таргетированием инфляции. Как нам представляется, в денежной программе необходимо более системно излагать структуру целей Банка России, ранжировать цели денежно-кредитной политики по приоритетности, при этом выделять этапные возможности их реализации. Мы считаем, что процесс ранжирования целей может быть представлен следующим образом:

промежуточные цели:

· курсовое таргетирование (с элементами управляемого плавания);

· процентная политика, воздействующая на денежный спрос, а также на основные компоненты совокупного спроса (потребление и инвестиции), на уровень сбережений;

стимулируют достижение конечных целей:

· структурная перестройка экономики на базе модернизации производственного потенциала и развития инфраструктуры;

· долгосрочный экономический рост.

Таким образом, данная система построения целей позволяет обеспечить тесную связь между денежно-кредитной политикой и развитием реального сектора экономики через динамику денежного рынка. Это, несомненно, усиливает кредитную направленность денежно-кредитного регулирования и стратегически согласуется с концепцией долгосрочного экономического роста. Кроме того, переход промежуточных целей на процентные ориентиры позволит Банку России более эффективно воздействовать на денежный спрос, что, несомненно, положительно отразится на динамике инфляционных процессов. Как нам кажется, это оживит и усилит механизм рефинансирования и позволит Банку России оперативно воздействовать на ситуацию денежного рынка. Наконец, переход на процентные ориентиры, при активизации механизма рефинансирования, ослабит зависимость внутренней экономики от внешних источников увеличения денежной массы, позволит монетарным властям более самостоятельно формировать стоимость денежных ресурсов, влиять на их срочность и объемы, тем самым воздействовать на фундаментальные проблемы экономики. Мы считаем, что в силу сложившейся ситуации Банк России не может перейти к политике свободно плавающих валютных курсов в условиях экспортно-ориентированной модели экономики. Курсовое таргетирование позволяет учитывать реальную ситуацию и поддерживать национальную валюту, влиять на инфляцию, так как основной внешний канал пополнения денежной массы остается доминирующим. Поэтому невозможно сочетать денежное таргетирование с курсовым таргетированием. Кроме того, денежное таргетирование эффективно при условии, что инфляция порождается монетарными факторами. Проблемы же российской инфляции коренятся в структуре экономики, слабой конкурентной среде, неэффективном использовании основных факторов производства. Поэтому логичнее устанавливать процентные ориентиры, создающие условия для решения фундаментальных проблем переходной экономики.