Дивиденды, полученные физическими лицами - нерезидентами, подлежат обложению подоходным налогом по ставке 6%, а юридическими лицами - налогом на прибыль по ставке 15%.
Также могут взиматься прочие налоги, например, налоги с заработной платы (Единый социальный налог), налог на добавленную стоимость - 18% от цены продажи объекта недвижимости и т.д.
Кроме того, налоговое законодательство России предусматривает необходимость постановки на учет в налоговых органах иностранных организаций, являющихся собственниками недвижимого имущества и/или транспортных средств, а также осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации.
Государственное регулирование иностранных инвестиций в России является противоречивым и малоэффективным, в первую очередь из-за отсутствия концепции национальных интересов, без которой невозможно создать комплексную законодательную базу такого регулирования, обеспеченную соответствующими исполнительными структурами и жесткими механизмами контроля.
Иностранные фирмы инвесторы заинтересованы, например, в получении из России продукции экологически «грязных» производств. Вкладывая средства в российскую экономику, они навязывают такие схемы финансирования инвестиционных проектов, которые стимулируют их собственных товаропроизводителей. В результате большая часть иностранного капитала привлекается в Россию в самых невыгодных формах, например, в виде связанных кредитов.
Получили распространение кредитно-бартерные сделки, в соответствии с условиями которых оборудование, необходимое для реализации проекта, закупается за счет кредита в стране, предоставляющей этот кредит, а 70-80% конкурентоспособной продукции, которая будет произведена на этом оборудовании, продается в качестве уплаты по кредиту. В результате отечественные предприятия, выпускавшие, в частности, продукцию для нефтегазового комплекса, сворачивают производство, а импорт аналогичного оборудования растет.
Курс России на рыночные реформы и либерализацию внешнеэкономических связей обусловил необходимость создания полноценной правовой базы для привлечения иностранных инвестиций. В 1991 году был принят Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», который содержал положения по широкому кругу вопросов: создание, регистрация и ликвидация предприятий с иностранными инвестициями, виды их деятельности, экспортно-импортные валютные операции, налогообложение, таможенные платы, участие в приватизации и приобретении ценных бумаг и др.
Вопросы таможенного дела урегулировал Таможенный кодекс и Закон «О таможенном тарифе» с целым рядом подзаконных актов — правительственных постановлений и ведомственных нормативных актов Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
Вопросы экспорта и импорта были урегулированы Законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
Налогообложение регулируется Налоговым кодексом, законами о налоге на прибыль, о налоге на добавленную стоимость, о других налогах.
Положения о валютном регулировании содержатся в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» и основанных на нем Указах Президента РФ и нормативных актах Центрального банка Российской Федерации.
Вопросы корпоративного и обязательственного права регулируются в Гражданском кодексе (первая и вторая части) и связанных с ним законах, таких, как, например, «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью». При этом статья 2 ГК РФ закрепляет важный принцип: правила, установленные российским гражданским законодательством, применяются в России в равной мере и к иностранным юридическим и физическим лицам (если иное не будет установлено в конкретных федеральных законах).
Все это создало необходимость приведения Закона об иностранных инвестициях в соответствие с изменившимся законодательством Российской Федерации.
При осуществлении прямых иностранных инвестиций и реинвестировании иностранные инвесторы и коммерческие организации с иностранными инвестициями пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, предусмотренными данным Законом.
Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения иностранного инвестора в нее как участника и прекращает иметь такой статус со дня выхода иностранных инвесторов из состава ее участников.
Иностранные инвестиции сопряжены с рисками, коммерческими и некоммерческими. Если коммерческие риски, связанные с конъюнктурой на рынке, нормальны для предпринимательской деятельности, то инвесторы проявляют особую внимательность к некоммерческим рискам, связанным с нестабильным положением в стране, возможностью национализации и другими неожиданными действиями государства.
При сопоставлении условий деятельности иностранных и отечественных инвесторов создается впечатление их неравенства. Будучи наделенным на основании п.1 и 2 ст.4 Закона национальным правовым режимом, иностранный инвестор и коммерческая организация с иностранными инвестициями пользуются дополнительными гарантиями и льготами, которых лишены обычные отечественные субъекты предпринимательской деятельности.
Возможно, пришло время поиска источников инвестиций внутри государственных границ и создания эффективной системы поощрения тех российских резидентов, которые имеют возможности и намерения вкладывать принадлежащие им средства в национальную экономику. Правовую базу регулирования деятельности инвесторов в РФ после необходимой дополнительной корректировки и консолидации может составить уже имеющееся инвестиционное законодательство. В основу регулирования должен быть положен принцип равноправия всех участников инвестиционной деятельности, независимо от их отечественного или зарубежного происхождения.
Рассмотрим показатели иностранного инвестирования в РФ.
За первую половину 2005 года в страну поступило почти 4,5 млрд долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ), что на 1,1 млрд долл. больше, чем за аналогичный период 2004 г. Впервые за несколько лет доля этого наиболее желательного для страны-реципиента вида инвестиций выросла на относительно значимую величину (до 27,2% по сравнению с 18,1% годом ранее)[1].
Стоить ли ожидать, что в текущем году итоговые объемы ППИ существенно превысят показатели 2004 г. (9,4 млрд долл.)? Для этого размеры их поступлений во второй половине текущего года должны вырасти еще более заметно, чем в I полугодии. В большинстве случаев так и было. Например, в 2004 г. приток ПИИ в I полугодии составил 3,4 млрд. долл. и 6 млрд. долл. - во втором. Однако гарантировать повторение подобной ситуации в этом году можно лишь теоретически. Более или менее определенно можно прогнозировать лишь следующее: данный показатель вряд ли будет меньше прошлогоднего. Это, в свою очередь, будет означать относительную неизменность абсолютных объемов прямых инвестиций в течение двух последних лет и позволит сделать сразу два важных вывода.
Во-первых, структура притока инвестиций по итогам 2005 г., скорее всего, улучшится, но ценность этого события будет явно ниже, чем могла бы быть в условиях роста абсолютных масштабов иностранных капиталовложений- По сути, улучшение будет достигнуто не за счет реального роста ПИИ, а за счет сохранения их абсолютных размеров при одновременном сокращении прочих инвестиций. А это вряд ли можно считать большим достижением в совершенствовании инвестиционного климата, особенно с учетом потенциальных возможностей нашей страны.
Во-вторых, главная причина снижения притока иностранных инвестиций в РФ в 2005 г. кроется в его неблагоприятной структуре, сформировавшейся за прошлые годы. Прочие инвестиции, т.е. ресурсы, предоставляемые на кредитной основе, вот уже несколько лет составляют основную массу капиталов, поступающих в Россию из-за рубежа. По итогам 2004 г. на них приходилось более 75% всех капиталовложений. За первые шесть месяцев т.г. этот показатель снизился до 72%, но тем не менее остается чрезвычайно высоким[2].
С 2005 г. Федеральная служба государственной статистики РФ перешла на классификацию инвестиций по видам деятельности вместо использовавшейся ранее отраслевой структуры. Поэтому корректное сравнение данных за I полугодие 2005 г. с показателями прошлых периодов в отраслевом разрезе возможно лишь отчасти. Более уместным представляется анализ распределения поступивших инвестиций по видам деятельности с акцентом на то, какую роль играют прямые капиталовложения в тех или иных секторах экономики.
Прежде всего обращают на себя внимание перемены в группе лидеров, произошедшие после перехода на новую классификацию. На 1-м месте оказались обрабатывающие производства, чья доля в общем объеме притока капиталовложений составляет 30%, из них только 1/5 - ПИИ. Очевидно, что данный показатель — 6% — следует признать недостаточно высоким, если учесть насущную потребность реального сектора отечественной экономики в модернизации и технологическом перевооружении, которое традиционно несут с собой ПИИ. Среди обрабатывающих производств лидером является металлургическое производство (11% поступивших иностранных инвестиций). Причем доля ПИИ здесь еще в 10 раз меньше, чем в среднем по сектору (всего 2%).
На 2-м месте находится оптовая торговля - 28,3%, где доля ПИИ - 8,2, на 3-м - 13,2% — добыча сырой нефти и природного газа. В этом виде деятельности зафиксирована не только самая высокая доля ПИИ в рассматриваемый период (92,4%), но и их наибольший абсолютный размер — 2 млрд долл., что составляет почти половину всех ПИИ, поступивших в РФ в первой половине 2005 г.
Столь высокие показатели отрасли по прямым инвестициям — лишнее доказательство того, что именно добыча нефти и газа представляет сегодня наибольший интерес для стратегических иностранных инвесторов. И это неудивительно, ведь речь, в конечном итоге, идет о передаче им крупнейших отечественных месторождений невосполнимых природных ресурсов, которые становятся с каждым годом все более дефицитными в мире, в то время как у российских компаний и государства не хватает собственных средств на их разработку.