Смекни!
smekni.com

Инфляция и ее особенности в России (стр. 6 из 10)

Командная система, устанавливая твердые ставки заработной платы, должна иметь и фиксированные цены на основные потребительские товары. Цена подобной экономической политики - подавленная инфляция, которая проявляется в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей.

За несколько последних десятилетий уровень цен в России неуклонно возрастал, тоже самое наблюдается и в наши дни.

Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывают за своим фасадом подавленную инфляцию и подавленную безработицу. Рано или поздно, но эти процессы должны были выйти наружу и принять открытую форму.

1990 год оказался рубежным, последним годом умеренных темпов инфляции. В России, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами даже десятками тысяч процентов в год. В 1992 году экономическая реформа в России стала делать первые шаги. Правительство России начало проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос на валюту повысился, валютные резервы были исчерпаны за короткий срок и курс рубля стремительно упал.

В 1993 году сохранялся высокий уровень инфляции (в среднем 22% в месяц) из-за периодической денежной и кредитной эмиссии. Рост курса доллара то ускорялся до 15-20% в месяц, то снижался почти до нуля.

Одной из самых доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная способность доллара снизилась до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность экспорта стала критически низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров импортными.

Весной 1994 года инфляция снизилась до 8-10% в месяц, а учетная ставка осталась неизменной - в результате реальная ставка (относительно уровня инфляции) поднялась од 90% годовых. Коммерческие банки стали уменьшать свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустя два-три месяца, а вынудил их на эти действия рост невозвращенных кредитов.

Рост цен оказался ниже запланированного в 1994 году (4-5% в месяц летом при запланированном 15%-ном среднемесячном росте цен), что привело к снижению поступления в бюджет, уменьшению бюджетного финансирования, хронической задержке выплаты зарплаты.

Инфляционная волна, поднятая летней кредитной эмиссией (17 трлн. руб.), обесценила невозвращенные кредиты, а повысившаяся доходность спекулятивных операции помогла компенсировать убытки.

В 1995 году правительство сделало еще несколько шагов вперед в управлении финансами. Повышение норм обязательных резервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств.

Введение валютного коридора снизило инфляционные ожидания. Резко сократился рост внебиржевых оптовых цен. Сохранился относительно высокий рост потребительских цен - 4-5% в месяц, но он компенсировал более высокий рост оптовых цен по сравнению с розничными в первом полугодии. Годовой рост потребительских цен снизился с 840% в 1993 году до 220% - 1994 и 130% - в 1995 году.

Конечной целью стабилизационной политики в 1996 году было замедление темпов инфляции до 1,9% в среднем за месяц, или около 25% в целом за год. На протяжении девяти месяцев 1996 года в динамике цен в основных секторах российской экономики сохранялась общая тенденция последовательного снижения их темпов роста. Так, месячный сводный индекс потребительских цен снизился со 104,1% в январе до 100,3% в сентябре. Индекс оптовых цен предприятий сократился с 103,2% в январе до 101,8% в сентябре.

Либерализация цен в январе 1992 года создала условия для реагирования на личный спрос повышением цен. Подавленная инфляция (которая сопровождалась ростом цен, увеличением товарного дефицита, снижением качества товаров и услуг) превратилась в открытую.

Перевод инфляции из подавленной форму в открытую путем освобождения цен имел своим итогом рост цен на товары и услуги в десятки и сотни раз. Общий индекс потребительских цен декабря 1992 года к декабрю 1993 года под данным Госкомстата РФ составил 2600%, а индекс доходов населения за тот же период - 1200%. Темпы инфляции на уровне 27%, в январе 1993 года - уже более 50 %, то есть экономика страны вошла в состояние гиперинфляции. В 1992, 1993, 1994 г.г. цены росли такими темпами, что за три года они увеличились более чем в 1000 раз. За это же время предложение товаров и услуг в реальном выражении сократилось более чем наполовину. Валовой внутренний продукт России снизился в 1992 году на 19%, в 1993 году - на 12% и в 1994 году - на 15%.

Еще большими темпами падали инвестиции: в 1992 году на 40%, в 1993 г. - на 12% и в 1994 году - на 26%. Падение физического объема реализованной товарной продукции было существенно перекрыто ростом цен на эту продукцию и услуги, т.е. денежным фактором, что нашло отражение в росте ВВП и промышленной продукции в текущих ценах.

Несмотря на замедление роста цен в 1994 году по сравнению с предшествующими годами, инфляция все равно находилась на гиперинфляционном уровне. Высокая инфляция является негативной составляющей всего процесса перехода от прежней командно-директивной к новой рыночной экономике.

Некоторые говорили, что никакой гиперинфляции у нас нет, что нужно поддерживать производство и людей. Считая, что нас пугают инфляцией, чтобы не давать денег на социальные программы и оказание помощи производителям. Другие считают, что и с гиперинфляцией жить тоже можно.

Между тем, гиперинфляция означает, что у людей нет надежды на подъем производства. Поэтому теряет всякий смысл формула: либо поддержка производства и жизненного уровня, либо подавление инфляции. При гиперинфляции падение производства обеспечено так же, как и при остром недостатке денег.

Причин тому много. Прежде всего нет надежного рубля. Люди теряют стимул к производству, больше склоняются к мелкой спекуляции, проворачивают операции в короткие сроки, чтобы получить побольше денег и снова включить их немедленно в оборот.

Потеря покупательной силы рубля означает натурализацию хозяйственных отношений, возвращение к бартеру.

В таких условиях не только не наступит подъем производства, а продолжится его спад. Гиперинфляция опасна тем, что вызывает не краткосрочную, а длительную депрессию. Не хватало инвестиций. Как ни странно, недоинвестирование началось у нас еще в середине семидесятых годов. Хотя номинальный объем вложений рос, эффективность падала, и реальный прирост капитала снижался.

Между инфляцией и гиперинфляцией есть некая техническая граница.

Говорят, что это 50 % в месяц. Механизм экономической жизни таков, что инфляция имеет тенденцию распространяться от центра по всей стране, как волны от брошенного в тихий пруд камня. При этом одно из свойств инфляционного процесса - тяжело проходятся первые его 25%, путь к ним кажется длинным. Набрать вторые 25% куда как легче, оставшиеся полпути становятся короче. Достаточно каких-либо психологических факторов, изменения настроения покупателей, производителей, финансистов и т.д., которое носится в воздухе, чтобы ускорить инфляционное движение.

На вспышку инфляции, рост потребительских цен большое влияние оказали чисто психологические факторы. Они являлись следствием политических событий в стране.

В феврале 2000 года инфляция на потребительском рынке России составила 1% против 2.3% в январе. В целом с начала года цены выросли на 3.3% (в январе-феврале 1999 г. – на 12.9%). Таким образом, по результатам двух первых месяцев инфляция опустилась ниже показателей 1997 г., когда при том же значении в январе, февральская инфляция составила 1.5% (а в целом за год – 11%).

Цены на непродовольственные товары возросли на 1.3% (в январе – на 2.2%), а на продовольствие - на 0.5% (2.2%). Средняя по России стоимость набора из 25 основных продуктов питания, составляющего основу прожиточного минимума, в феврале возросла на 0.4% и в конце месяца составляла 576.7 рубля в расчете на месяц; с начала года набор подорожал на 2.3%.

С февраля 1999 года темпы роста цен производителей промышленной продукции опережали изменение потребительских цен. В январе удорожание промышленной продукции составило в целом 4.0%. Наибольший прирост цен отмечался в топливной промышленности – 9.6%, и в частности, в нефтедобыче – 16.2% (по итогам 1999 года цены в этой отрасли выросли в 2.5 раза).

В целом за период после кризиса августа 1998 г. и по январь 2000 г. рост цен в промышленности составил 117.8% против 138.4% роста потребительских цен.

За последние 7 лет инфляция в России заметно снизилась. Сокращение такого роста прежде всего связано с экономическим ростом (Рис.4).

Инфляция за 2007 год перекрыла планы правительства. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина сообщила, что инфляция по итогам 2007 года превысит прогнозные 8%. Потребительские цены в сентябре неожиданно превысили самые пессимистические прогнозы, подскочив на 0,8%. С начала года они выросли на 7,5% по сравнению с 7,2 в январе-сентябре 2006 года, сорвав тем самым план правительства по удержанию инфляции. По словам Набиуллиной инфляция превысит прошлогодние 9%. "Основной причиной стало повышение цен в сентябре на мировых рынках сельхозпродукции",- пояснила она. В частности, по ее словам, причиной скачка цен стал рост спроса на сельхозсырье для биотоплива в Китае и Индии. Руководитель МЭРТа заявила, что для сдерживания роста цен планируется принять ряд мер "как в части внешнеторгового регулирования, так и в части борьбы с локальными монополиями на региональных рынках". Поэтому правительство решило ввести сезонные экспортные пошлины на пшеницу и ячмень, а также снизить импортные пошлины на молоко, сливочное масло, сыры и творог. Большинство аналитиков не винят российские власти за провал антиинфляционной политики, считая причиной роста цен глобальные тенденции. При этом, однако, эксперты не уверены в эффективности ответных мер властей. Так, исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов назвал снижение импортных пошлин на молочные продукты "надуманной мерой", поскольку "размер пошлин ничтожно мал в сопоставлении ценой на эту продукцию". А бывший экономический советник президента РФ Андрей Илларионов заявил, что планы правительства "вызывают недоумение", поскольку "пошлины надо не снижать, а ликвидировать, т.к. это преграда доступа продуктов на российский рынок, и платят эти пошлины в конечном счете российские потребители".