Для реализации программ приобретает исключительное значение создание инвестиционного комплекса в регионе с максимально эффективным механизмом привлечения финансовых средств в эту сферу экономики. На этапе выхода энергетики из кризиса предлагались следующие источники и формы финансирования проектов:
- внебюджетные фонды целевого назначения, создаваемые в регионах за счет отчислений от тарифов;
- собственные средства энергообъектов, которые образуются в основном из амортизационного фонда и отчислений от прибыли;
- местные бюджеты и государственный бюджет;
- кредиты коммерческих и государственных банков, в том числе льготные под гарантии государства;
- средства потребителей, погашаемые в будущем продукцией создаваемых или реконструируемых объектов (электрической и тепловой энергией, топливом и др.);
- привлечение зарубежных инвестиций.
Конкретные соотношения между источниками финансирования зависят от ряда условий: размеров первоначальных накоплений у энергопредприятий, прогнозируемых темпов роста потребности в энергоресурсах, состояния заделов по вводу новых объектов, возможностей и целесообразности обмена энергопотоками с другими регионами и т.д. Задачей инвестиционной стратегии в условиях функционирования рынка является создание новых механизмов финансирования энергетики в регионе, прежде всего, путем привлечения акционерного капитала. Система финансирования развития энергетики региона в принципе ориентирована на уменьшение зависимости инвестиционного процесса от государственных централизованных капиталовложений, врастание энергостроительства в рынок капиталов, материалов, оборудования и труда, повышение ответственности энергосистем за надежное энергоснабжение потребителей и более эффективное использование вкладываемых средств.
Управление региональными энергетическими программами. Одной из важнейших проблем энергетической стратегии России как на федеральном, так и на региональном уровнях является управляемость ТЭК. От решения этой проблемы во многом зависит эффективность и надежность топливо - и энергообеспечения как страны в целом, так и каждого конкретного потребителя. Методы управления региональными энергетическими программами пока еще четко не разработаны, они должны быть детально сформированы в ходе реализации программ. При этом необходимо иметь ввиду, что формирование энергетической стратегии отдельных регионов России в ближайшие годы будет проходить, вероятно, в условиях становления экономической самостоятельности и независимости предприятий энергетики, превращаемых в акционерные общества, и практически полного отсутствия федеральной бюджетной поддержки в развитии энергетики, т.е. в условиях резкого снижения уровня вмешательства федеральных органов управления и федеральных энергетических структур в управление топливно-энергетическим хозяйством регионов (особенно это касается коммунальной и сельской энергетики: тепло -, электро -, газо - и углеснабжения).
Соответственно, организацию управления топливно-энергетическим хозяйством на региональном уровне, на наш взгляд, необходимо нацелить на управление перспективным развитием (которое должна являться частью государственного регионального регулирования и антимонопольной стратегии по отношению к деятельности монопольных энергетических структур – прежде всего электроэнергетики и газоснабжения) и на управление энергосбережением как способом снижения затрат на энергообеспечение конечных потребителей.
Быстро меняющиеся макроэкономические условия потребовали создание постоянного мониторинга Энергетической стратегии России как ее органической части, включая совершенствование хозяйственных механизмов ее реализации. Кроме того, по мере интеграции России в мировую экономику необходимо обеспечить гармонизацию российской нормативно-правовой базы, ценовой и налоговой политики в рамках процессов, обусловленных Европейской энергетической хартией и Основным договорам к ней. В настоящее время эти работы ведутся как в ходе подготовки встреч министров энергетики стран «большой восьмерки», так и в процессе выполнения ряда крупных международных проектов (СИАРЭ, Baltic 21-Energy и др.).
В период перехода России к рынку возросла напряженность в экономических отношениях между отдельными регионами, а в некоторых случаях она достигла критической остроты. В то же время ТЭК может стать реальной основой усиления интеграционных процессов в рамках страны. Неравномерное размещение запасов топлива и высокая капиталоемкость развития энергетики являются главными предпосылками необходимости объединения усилий всех субъектов Российской Федерации в решении энергетической проблемы. Для этого есть хорошая основа в виде сформированных единых систем электро-, нефте- и газоснабжения.
Для достижения целей, вытекающих из общенациональных интересов страны в контексте развития ТЭК, необходимо определить основные направления движения и его экономический механизм. К таким основным направлениям, на наш взгляд, относятся:
повышение эффективности работы ТЭК;
поддержание в ближайшие 10-15 лет современного уровня, а возможно, и увеличение российского экспорта энергоносителей;
перестройка структуры промышленности за счет уменьшения доли ТЭК и роста удельного веса обрабатывающих отраслей и наукоемких производств.
Реализация этих направлений предполагает осуществление экономических реформ, ориентированных прежде всего на создание благоприятного инвестиционного климата, рациональной налоговой и ценовой политики, формирование конкурентной среды и усиление регулирующей роли государства.
Повышение эффективности работы ТЭК, отличающегося высокой капиталоемкостью, требует значительных инвестиционных ресурсов. Они нужны для проведения геологоразведочных работ, которые резко уменьшились в последние годы, эксплуатации действующих, освоения и разработки новых месторождений, развития инфраструктуры. Без них невозможно решить одну из ключевых проблем ТЭК – необходимость замены физически и морально устаревшего оборудования. Возрастное состояние и высокая степень износа технической базы ТЭК ставит под реальную угрозу энергетическую безопасность страны, надежность и качество снабжения потребителей энергоносителями. Задача осложняется тем, что инвестиционные циклы в отраслях энергетики отличаются значительной длительностью.
В начале 2000 г. из 195 млн. кВт. оборудования на ТЭС и ГЭС более 30 млн. кВт выработали предельный ресурс. К 2011 г. мощности, которые отработают ресурс на всех типах электростанций достигнут 80-90 млн. кВт, из которых 55-61 млн. кВт придется на долю ТЭС, 21-25 млн. кВт – ГЭС и 3,8 млн. кВт – АЭС. (1) Половина технических средств в нефтедобывающей промышленности имеют износ более 50%, в нефтепереработке аналогичный показатель для основных фондов достиг 80%, на большинстве предприятий угольной отрасли горно-шахтное оборудование выработало ресурс на 60-70%.
Для обеспечения необходимого уровня добычи топлива и производства энергии нужна замена не только физически устаревшего энергетического оборудования, а использование принципиально новых и высокоэффективных технологий. Это требуется для компенсации роста затрат прежде всего при добыче топлива в связи с разработкой месторождений в усложняющихся горногеологических условиях. Только в нефтедобывающей промышленности затраты на создание единицы новой мощности для добычи нефти в 1985-1997 гг. возросли более чем в 10 раз. Среднесуточный дебит с одной новой скважины снизился за последние 10 лет более чем в два раза и составляет в настоящее время около 11 т у.т. Крупные высокопродуктивные месторождения Западной Сибири, Урало-Поволжья, Республики Коми, определяющие динамику добычи нефти по стране, находятся в стадии падающей добычи, так как по ним отработано более 70% запасов нефти.
В 90-х годах объем инвестиций, направляемых в отрасли ТЭК, уменьшился. К главным причинам, сдерживающим приток инвестиций из собственных средств предприятий, стали неплатежи и высокая налоговая нагрузка.
Решение проблемы неплатежей необходимо рассматривать во взаимосвязи с погашением бюджетной задолженности, совершенствованием финансовых и кредитно-денежных отношений, управлением денежной массой, структурной перестройкой промышленности. Важно создать конкурентную среду, обеспечивающую выживание эффективно работающих предприятий. При этом допускается селективная поддержка нерентабельных предприятий, имеющих ключевое значение для страны с той целью, чтобы через некоторое время они стали эффективно вести свою хозяйственную деятельность. Для предотвращения обострения социальных проблем в связи с банкротством предприятий требуется разработать соответствующую социальную политику.
Чрезмерная налоговая нагрузка сужает возможности предприятий аккумулировать средства для дальнейшего инвестирования в производство. В структуре цены на газ налоги составляют 68%, а на нефть – 45-75%. С целью оживления инвестиционного процесса необходимо принять налоговый режим, снижающий фискальное бремя. Одновременно базой для налоговых ставок целесообразно сделать не валовой доход предприятия, а его прибыль. В результате существенно меняются финансовые результаты работы предприятия. Это можно показать на примере получения потока наличности от продажи 1 т нефти, добытой в Техасе (США) и Западной Сибири. При одной и той же продажной цене – 125 долл./т и меньших издержках производства в России по сравнению с США, российские предприятия будут иметь отрицательный поток наличности (-18,7 долл./т), компании в Техасе – положительный (5, 96 долл./т).