усилить работу зародившегося механизма привлечения денежных сбережений населения, прежде всего аккумулируемых в Сбербанке России и финансовых ресурсов субъектов федерации в кредитование. Пока в первую очередь импортозамещающих и технически передовых производств с одновременным использованием системы гарантий и льгот;
снизить фонд обязательных резервов в ЦБ в соответствии с величиной кредитов, размещенных в промышленном секторе;
обеспечить прозрачность и достоверность информации о кредитуемых предприятиях и доступ к ней банков-инвесторов;
ввести льготные ставки налогообложения кредитных организаций в части доходов, полученных от кредитования реального сектора экономики;
в качестве льгот может рассматриваться снижение налога на прибыль коммерческих банков, участвующих в кредитовании независимо от сроков кредита;
дифференцирование нормативов соотношения привлекаемых средств населения и капитала коммерческого банка, установление повышенных нормативов для банков, участвующих в финансировании приоритетных национальных программ;
уменьшение резервных отчислений на возможные потери по льготным ссудам, которые позволят увеличить размеры денежных средств, направляемых на инвестиции в производство.
Благоприятные условия для инвестирования реального производства создаются при сращивании промышленного и банковского капитала, т.е. при создании финансово-промышленных групп (ФПГ). Экономический кризис 2008 г. показал, что именно эти структуры оказались более приспособленными к особенностям рыночных отношений и действию дестабилизирующих явлений в экономике.
Интеграционные процессы по формированию холдингов происходят по двум направлениям, предполагающим вертикальную или горизонтальную консолидацию. В первом случае в основе идеологии создания холдингов - концентрация как сырьевых, так и перерабатывающих производств. Это позволяет получить наибольший доход в результате контроля над всей технологической цепочкой, создающей добавленную стоимость. Данная схема наиболее эффективна в отраслях, где значительно число технологических переделов, в частности, в нефтегазовой.
При горизонтальной консолидации холдинговые структуры, изначально формировавшиеся в пределах одного сектора промышленности, проникают и в смежные отрасли. Так, нефтяные компании, владеющие сырьем для нефтехимии, активно внедряются в химический комплекс.
Недостаточная капитализация российских банков, острый дефицит долгосрочных пассивов и низкое качество инвестиционных проектов значительно снижает возможности кредитования. Еще одним важным фактором, негативно влияющим на увеличение кредитования, является снижение маржи между стоимостью кредитов и депозитов. С учетом инфляции реальные ставки на финансовом рынке очень низки.
Проводившийся специалистами анализ отечественной банковской системы позволил выделить пять групп банков относительно однородных по преобладающему характеру кредитных операций и «модели поведения». Банки, обслуживающие нефтяной сектор экономики, можно охарактеризовать как «расчетные банки», деятельность которых ориентирована на проведения расчетно-кассового обслуживания клиентов, в преобладающей части учредителей данного банка. В основном это банки отраслевой группы (банковской финансово-промышленной группы, холдинга) или вообще одного клиента (крупного акционерного общества). Банки такого типа, по существу, являются «кэптив-ными» банками, в активах данной группы банков наибольший удельный вес (40-50%) занимают остатки на корреспондентском счете в Центральном Банке России и в иностранных банках. В пассивах преобладают остатки на расчетных счетах клиентов (50-70%). Обычно такие банки не имеют инвестиционных портфелей.
С определенными оговорками к банкам, связанным с нефтяным сектором, можно отнести и «кредитные банки». Для данной группы банков характерно преобладание в активах кредитов корпоративным заемщикам (60-70%), а в пассивах - средства клиентов (60-80%) и собственные средства. К этой группе относятся: Банк «Возрождение», «Уралсиб», Балтийский банк.
В последние годы ФПГ и холдинги сокращают свою банковскую деятельность и централизуют финансовые потоки, примером является НК «ЛУКОЙЛ». За 10 лет существования НК «ЛУКОЙЛ» сам холдинг и его дочерние структуры участвовали в большом количестве банков. С 2002 года НК «ЛУКОЙЛ» проводит политику по выводу из своих активов основной части банков, входящих в холдинг, и укрупнение оставшихся. В 1998 году Когалым-нефтебанк и банк «Лангепас» были присоединены к банку «Петрокоммерц». В конце 2008 года НК «ЛУКОЙЛ» дополнительно внес в уставный капитал этого банка более 100 млн. долл., таким образом доведя долю своего участия в капитале банка до 90%. Ранее банк «Петрокоммерц» приобрел «Ухтабанк», который обслуживал «КомиТЭК», вошедший в состав НК «ЛУКОЙЛ».
Таким образом, банк «Петрокоммерц» стал «опорным» банком крупнейшего российского нефтяного холдинга. Менеджмент холдинга считает, что функционирование в его составе одного банка, имеющего региональное представительство, более эффективно. По состоянию на конец 2008 года из всех банковских активов у НК «ЛУКОЙЛ», кроме банка «Петрокоммерц», осталась лишь 17% в «Собибанке».
Из-за того, что банковская деятельность и вложения в финансовые инструменты перестали обеспечивать достаточно высокой доходности, возникло стремление к диверсификации в реальный сектор, усиление контроля за предприятиями, перевод их счетов в подконтрольные банки, что обеспечивает недорогую депозитную базу, снижение рисков по кредитам, инвестирование, участие в прибыли. Банк, как основной оператор ФПГ, привлекает в свои активы значительные дополнительные средства, и это потенциально приводит не только к росту активов, но и их надежности, так как их расходование будет осуществляться под контролем самого банка. В 2009-2008 гг. часть банков стала ориентироваться на долгосрочную работу в области производства. Другая часть -вынуждена позаботиться о повышении стоимости приобретенных ими акций предприятий для последующей продажи.
В целом в деятельности банковских объединений в области промышленного производства, в том числе, нефтяного, можно выделить следующие основные направления деятельности:
стратегическое (связанное с диверсификацией вложений);
инвестиционно-банковское привлечение финансовых ресурсов для расширения производства и осуществления слияний и поглощений;
реструктуризация отдельных компаний и осуществление последовательной деятельности по продаже их структурных подразделений (включая составляющие непрофильного бизнеса);
выработка и осуществление эффективной защиты клиента банка от поглощений.
Превалирование того или иного из названных видов деятельности зависит не только от целей бизнеса ФПГ или холдинга, но и от стабильности отечественной экономики и успехов в укреплении банковской системы.
Еще одной мерой институционального характера, которая, по нашему мнению, увеличит инвестиционные возможности банков, должно быть осуществление мероприятий по концентрации и централизации банковского капитала, для того, чтобы реализовать прямую зависимость между размерами собственного капитала банка и возможностями кредитования.
В условиях все более обостряющейся проблемы финансовых ресурсов на первый план выдвигается задача выбора приоритетных направлений для наиболее эффективного вложения средств. Этому должен предшествовать анализ привлекательности предприятий и отраслей с точки зрения инвестирования и, соответственно, кредитования.
Общеизвестно, что инвестировать (кредитовать) хорошо работающее предприятие в развивающей отрасли менее рискованно, чем предприятие с таким же финансовыми показателями в отрасли стагнирующей. В Западных странах информация, характеризующая состояние отраслей, содержится в специальных сборниках, выпускаемых различными рейтинговыми агентствами (например, Dun and Bradstreet, Industry Norms and Business Rations). В России на сегодняшний день такая информация только формируется, чем, в определенной степени, можно объяснить низкий уровень банковского кредитования реальной экономики.
1.3 Анализ возможностей новых методов финансирования предприятий ТЭК
Поддержание и расширение энергетической базы в любой стране являются весьма дорогостоящим делом. Это обусловлено необходимостью привлекать огромные средства для организации крупномасштабных поисковых работ, связанных с риском добычи и переработки нефти и газа, строительства электростанций и угольных карьеров, сооружения нефтегазопроводов, грузовых терминалов и линий электропередач; с развитием огромной обслуживающей инфраструктуры и финансированием смежных отраслей по обеспечению ТЭК достаточным количеством металлопроката, труб, цемента, машин, оборудования, средств транспорта и пр.
При финансировании предприятий ТЭК речь идет о гигантских затратах, размеры которых исчисляются десятками миллиардов долларов. Так, освоение только одного месторождения нефти типа «Сахалин-1» требует 15 млрд долларов, капиталовложения на претворение в жизнь шести проектов разработки «тяжелой» нефти в бассейне реки Ориноко (Венесуэла) оцениваются в 17 млрд. Средства, затраченные на строительство в 1981-1985 гг. шести газопроводов, соединивших Западную Сибирь с европейской частью России, превысили затраты на создание таких крупнейших объектов, как БАМ, ВАЗ, КАМАЗ и Атоммаш, вместе взятых.
Осуществление таких огромных затрат выходит за пределы возможностей бюджетного финансирования. Недостаточными оказываются и возможности местного промышленного и банковского капитала. Таким образом, в условиях дефицита средств, мобилизуемых из местных источников, страны, встающие на путь осуществления крупных энергетических проектов, особенно в нефтяном и газовом секторе, обычно прибегают к внешним заимствованиям и привлечению прямых и портфельных инвестиций из-за границы. Это является общепринятой практикой не только для развивающихся государств, стран с переходной экономикой, но и для ведущих промышленно развитых держав.