Смекни!
smekni.com

Уголовная ответственность за воинские преступления (стр. 10 из 25)

Представим себе, что военнослужащий получил приказ доставить пакет вышестоящему командиру. Он знает, что в донесении ставится вопрос об оказании срочной помощи людям. Пакет им умышленно не доставляется. Виновный понимает, что от этого может наступить тяжкое последствие (гибель людей), и желает его наступления. В результате оно наступает – люди гибнут из-за неоказания срочной помощи.

Нельзя отрицать, что субъект умышленно не исполнил важный приказ, совершил воинское преступление. В то же время вряд ли можно отрицать, что его умыслом охватывалось и наступление тяжких последствий – гибель людей, что придает преступлению новую окраску. Содеянное фактически перерастает в рамку воинского преступления. Здесь виновный становится на путь совершения не только воинского, но и другого, не менее опасного преступления против жизни, поскольку умыслом его охватывалось также лишение жизни.

В приведенном примере субъект ясно сознает общественную опасность и противоправность не только своего умышленного неисполнения приказа, но и юридически значимые признаки возможных общественно опасных последствий своего бездействия. Он в курсе всей обстановки при которой не исполняет приказ. Потому характер и содержание умышленно допущенных им тяжких последствий вносит существенное дополнение в данное воинское преступление.

Рассмотрим пример. В ч. 2 ст. 375 УК РК предусмотрено нарушение правил несения боевого дежурства, повлекшее тяжкое последствие: проникновение на нашу территорию иностранных разведывательных самолетов, срыв выполнения боевой задачи, уничтожение боевой техники и т.д.

Лицо, входящее в состав боевого расчета дежурного подразделения, видит явное нарушение воздушного пространства самолетом противника и бездействует. Виновный дает себе отчет в возможности наступления вреда. Никаких расчетов на то, что этот вред может не наступить, не делает, примиряется с наступлением такого последствия, относится к нему безразлично. Наступление вреда фактически является отражение воли виновного. Если в результате самолет противника безнаказанно проник и причинил тяжкий вред и если все это, охватывалось сознанием лица, вряд ли будет правильно видеть здесь только нарушение правил несения боевого дежурства.

В содеянном может быть состав и другого общеуголовного преступления, на совершение которого фактически был направлен умысел виновного. В отдельных случаях такое деяние может быть оценено как направленное против военной мощи страны.

Всегда является преступлением и нарушение вождения или эксплуатация машин, часто при неосторожном отношении приводящее к тяжким последствиям. Когда виновный умышленно допускает последствия, то существенно меняется содержание и характер общественной опасности такого деяния. Происходит коренное изменение в субъективной стороне, качественно меняется умысел виновного, что не может не повлечь изменение в квалификации. Например, военнослужащий на закрепленном за ним автомобиле решил убить гражданина, и в этих целях, грубо нарушая правила вождения автомобиля, преследует его, подвергая опасности жизнь и здоровье других людей. Наезжает на человека. Убивает. Умысел виновного был направлен на совершение опасного общеуголовного преступления – убийства. Такое деяние, разумеется, будет признано как преступление против личности. Но нельзя отрицать здесь и состав воинского преступления, так как виновный управлял источником повышенной опасности, создавал угрозу для жизни и здоровью людей и, безусловно, посягал на порядок вождения автомобиля.

РАЗДЕЛ – 2. Характеристика конкретных воинских преступлений.

2.1. Преступление против порядка подчиненности и

воинских взаимоотношений.

Конкретные воинские преступления предусмотрены в статьях 367 – 393 Уголовного кодекса РК (ст.ст. 331-352 УК РФ).

Строгое соблюдение порядка подчиненности и правил воинской вежливости является основным требованием воинской дисциплины, душой воинской службы. Нарушение принципа беспрекословного повиновения может быть признано как общественно опасное деяние, посягающие на установленный в армии порядок взаимоотношений военнослужащих. Такое нарушение влечет наступление серьезных, вредных последствий, ослабление боеспособности подразделения, части. По этому и установлена уголовная ответственность за посягательство на этот незыблемый порядок подчиненности и воинской чести.

Неповиновение или иное неисполнение приказа (ст. 367 УК РК; ст. 332 УК РФ)

Каждый гражданин до призыва в армию соблюдает определенный порядок: будучи в семье выполняет требования старших, родителей, работая на производстве, подчиняется старшим по работе или соответствующим начальникам. Во всех этих случаях он работает, учится, живет и действует в привычных для него условиях, соблюдает общие условия дисциплины.

Ставший воином армии, молодой человек как бы продолжает соблюдать те же определенные нормы жизни и правила поведения, но в принципиально иных условиях, где имеют место гораздо более строгие к человеку. Он встречается с необходимостью соблюдать такие правила, которые в обычной гражданской жизни вовсе или, по крайне мере очень редко встречал.

Молодой воин, оказавшись в объективно новых, армейских условиях, не может сразу же «привыкнуть» к ним. Насколько долго будет продолжаться такой период «отчуждения» субъекта зависит от того, как воин приготовит себя к освоению новых порядков, новых условий, насколько сильны его личные данные, крепка воля к преодолению трудностей.

Специфика воинской службы такова, что от военнослужащего требуется буквально от подъема до отбоя подчиняться себе существующему воинскому порядку, жить, служить по приказу командира. Трудно себе представить время, когда бы воин ни выполнял приказов. Без воли командиров, без их приказов немыслимо и само существование армии.

Таким образом, укрепления воинской дисциплины теснейшим образом связана со строжайшим соблюдением принципа повиновения. Успешное выполнение воина своих служебных обязанностей немыслимо без глубокого понимания им необходимости подчинения своей воли командира.

По уголовному кодексу уголовно-наказуемое неповиновение или иное не исполнение подчиненным отданного в установленном порядке приказа начальника, причинившее существенный вред интересам службы, а также неисполнения приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе повлекшее тяжкое последствие.

Каковы характерные черты состава этого преступления? Непосредственным объектом повиновения и не исполнения приказа является установленный в армии и на флоте порядок подчиненности, соблюдение которого каждым военнослужащим вытекаете из требования воинских уставов, воинской присяге из факта состояния на военной службе.

По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными. Начальники имеют права отдавать подчиненным приказания, подчиненные же обязаны беспрекословно повиноваться начальникам.

Порядок подчиненности, как объект неисполнения приказа охватывает широкий круг служебных отношений. Это не только важные стороны жизни и деятельности войск, но и отношения между военнослужащими, которые регламентированы воинскими уставами, приказами Министерства Обороны и охраняются военно-уголовным законом.

Порядок подчиненности – часть порядка несения воинской службы, обеспечивающая надлежащее выполнение, как начальником, так и подчиненным своих служебных обязанностей.

Начальник – это военнослужащий, имеющий право отдавать распоряжения, приказания. Это должностное лицо, занимающее постоянно или временно определенные должности в воинской части или учреждений, наделенное конкретными организационно - распорядительными или соответствующими административными обязанностями.

Военный начальник, разумеется, наделен властью, правами распоряжаются другими военнослужащими, и подчиняет их своей воли, желанию. Однако воля и желание его осуществляются только в определенных уставами в случаях и пределах.

Под приказом понимается требование начальника о совершении подчиненных тех или иных действий или о воздержании от совершения их. Это – требование категорическое, безусловное. Но оно имеет определенные рамки – ограниченного интересами воинской службы, должно быть законным, вытекать из служебных полномочий начальника.

С объективной стороны преступление совершается как путем открытого отказа от исполнения приказа (неповиновение), так и путем иного уклонения от исполнения приказа. Данное преступление имеет место при умышленном неисполнении подчиненным приказа начальника при наличии двух условий: если он отдан в установленном порядке, с одной стороны, если при этом причинен существенный вред интересам службы – с другой. Не всякий приказ начальника подлежит исполнению – лишь отданный в интересах воинской службы, в целях соблюдения порядка несения воинской службы. Под существенным вредом интересам службы понимается причинение материального или иного ущерба воинской части, содействие другим к военнослужащим нарушению воинской дисциплины, нарушение прав и интересов других военнослужащих. Если в результате умышленного неисполнения подчиненным приказа начальника не был причинен существенный вред интересам службы, то такое деяние не признается воинским преступлением и может быть оценено как воинский проступок. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе (ч.4 ст. 367 УК РК; ч.3 ст. 332 УК РФ) образуют воинское преступление, если это повлекло тяжкие последствия, например гибель людей, срыв выполнения боевого задания и т.п.