Трудность разграничения воинского преступления и проступка заключается не только в том, что невозможно дать какой-то неизменный на все случаи жизни пригодный критерии. Данная проблема сложна еще и потому, что проведение грани между преступлением и проступком зависит от многих факторов.
Основание разграничения воинского преступления и воинского проступка, а также обще уголовного преступления и проступка имеют много общего. Как в том, так и в другом случае на лицо родственные признаки, указанные в законе, опираясь на которые следует проводить их разграничение. Но вместе с тем нельзя упускать из виду и ряд отличительных признаков в разграничении воинского преступления и воинского проступка, а именно: способы, средства, приемы обоснования этого разграничения. Важное значение при оценке деяния имеют многие обстоятельства, связанные со спецификой воинской службы. Для установления грани между воинским преступлением и воинским проступком следует руководствоваться общими основаниями, имеющимися в уголовном праве по данному вопросу, с одной стороны, и учитывать ту необычную обстановку или те условия при которых совершается проступок, с другой.
На практике вопрос о разграничении воинского преступления и воинского проступка, как правило, не возникает при рассмотрении таких опасных преступлений, как насильственные действия в отношении начальника, оказание сопротивления с насилием лицам, исполняющим обязанности по военной службе, дезертирство, мародерство, и т.д. Не может возникать этот вопрос и при оценке таких проступков как нарушение формы одежды, порядка подачи жалоб, правила отдания чести, появление в нетрезвом виде. Данная проблема возникает, когда речь идет о «пограничных случаях», о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности. В чистом виде проступок вреден для общества, отрицательно сказывается на укреплении воинской дисциплины. Лицо, совершающее проступок, посягает на соответствующие общественные отношения, в условиях армии – на порядок несения воинской службы, а также и на общественный порядок. Однако тот вред, который причиняется этим отношениям, настолько незначителен, что он качественно отличается от вреда, причиняемого этим отношениям преступлением.
Коренное отличие преступления от проступка заключается в том, что для борьбы с ними используются принципиально различные меры. Преступление отличаются от проступка установлением на него уголовно-правовых мер борьбы. Именно в характере санкции уголовного закона находит ясное отражение общественная опасность преступления в отличие от проступка. Как известно, санкции уголовного закона носят резко выраженный карательный характер.
«Проступок – одна из форм правонарушения, состоящая в виновном действии (или бездействии), влекущем применение к правонарушителю мер дисциплинарного воздействия».5 Малозначительный характер проступка объясняется содержанием правового воздействия на правонарушителя. Командиры и начальники в целях поддержания в частях и подразделениях высокой воинской дисциплины пресекают любые нарушения порядка и правил, установленных законом и воинскими уставами. Круг деяний, охватываемых проступком, весьма широк, он не совпадает и не должен совпадать с кругом деяний, признаваемых преступлением. Если при совершении воинского преступления имеется в виду только посягательство на порядок несения воинской службы, то при проступке подразумевается нарушение в целом как воинской дисциплины в части, так и общественного порядка за ее пределами.
Общественная опасность – признак, свойственный преступлению, в котором раскрывается классово-политическая сущность преступления. Преступление общественно опасно потому, что оно причиняет существенный, качественно ощутимый вред, ущерб не всяким, а особо охраняемым государством общественным отношениям, и в борьбе с ним решаются задачи уголовного законодательства.
Таким образом, основной критерий преступления – это признание или не признание в деянии качественно отличного признака - общественной опасности.
Общества по-разному относится к различным правонарушениям. В каждом конкретном случае следует, прежде всего, видеть содержание данной оценки или осуждения и, исходя из этого, решать вопрос о разграничении имевших место деяний.
Преступление и проступок отличается друг от друга по своему внутреннему содержанию. Преступление – деяние необычное. Преступление общественно опасно, так как по своей внутренней сущности находится в резком противоречии с нормальными условиями существования общества.
Деяние не может быть признано преступлением, если оно по своему характеру не является противоправным. Противоправность есть юридическое выражение общественной опасности. Деяние признается общественно опасным, если оно посягает существенно на интересы, охраняемые
уголовным законом. Общественная опасность деяния оценивается с учетом, как объекта посягательства, так и иных его объективных и субъективных признаков.
Качественное отличие преступления от проступка видно и в том, что лицо, совершая преступление, может нарушать гражданско-правовые, административные нормы. Но нельзя сказать, что виновные в совершении дисциплинарных или административных проступков нарушают уголовно-правовые нормы.
Преступление является как бы новым качественным состоянием в отличие от проступка. Было бы ошибочно считать, что и для проступка 5 Энциклопедический словарь правовых знаний м 1965 с 389.свойственна часть признаков преступления. Отсутствие общественной опасности при малозначительности деяния означает отсутствие преступления. Однако это вовсе не может исключать наличие в таком деянии признаков проступка, гражданско-правового или административного правового правонарушения.
Субъекты преступления и проступка также качественно отличны. Это отличие надо видеть в опасности лица, совершившего преступление. Его называют преступником, лицо же, совершившее проступок, так именоваться не может.
Тяжесть совершенного воинского преступления может быть самой различной. Однако характер и степень общественной опасности служат критерием оценки тяжести совершенного преступления (а не проступка), а также определения соответствующей меры уголовного наказания в зависимости от того насколько это преступное деяние опасно для государства.
Органы следствия при оценке конкретного факта должны учитывать причину совершения правонарушения. Например, рядовой Л. 29 апреля 1996 года самовольно оставил часть и, будучи, незаконно отсутствующим длительное время, 10 июня 1996 года возвратился в часть. В содеянном рядовым Л не признали состава воинского преступления с учетом следующих конкретных обстоятельств дела: самовольно он ушел с части, будучи избит другими военнослужащими. Находясь вне части, значительное время лечился в больнице в результате полученных ушибов, сотрясения головного мозга.
Как известно, виновное лицо может быть освобождено от уголовной ответственности и наказания. Однако такое освобождение отличается от признания воинского преступления воинским проступком. В первом случае деяние является преступлением, общественно опасным. Виновный освобождается от наказания за совершенное им преступление. Во втором – с учетом всех конкретных данных, при наличии смягчающих обстоятельств – само деяние признается проступком.
Какие же смягчающие обстоятельства могут исключать состав воинского преступления? Я думаю нельзя дать полный перечень таких обстоятельств, пригодных на все случаи жизни. Смягчающие обстоятельства следует понимать как в широком, так и в узком смысле слова. В широком смысле слова имеются ввиду такие обстоятельства, которые могут быть характерны для всякого случая: предотвращение виновным вредных последствий совершенного преступления, совершение преступления в результате стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, чистосердечное раскаяние или явка с повинной, совершение преступления под влиянием угрозы или принуждения, а также первая судимость, положительная характеристика личности и другие. В узком смысле слова речь идет о тех данных, которые характерны только для конкретного факта. Это, например, особенности порядка несения караульной, пограничной службы, нарушение правил вождения или эксплуатации машин и т.д.
Смягчающие обстоятельства следует различать и по их содержанию. Они могут быть весьма существенными, значительными или, наоборот, малозначительными, менее существенными. Задача состоит не только в том, чтобы учитывать все обстоятельства, но и не упустить из виду более важные, имеющие особое значение для того или иного конкретного случая.