Таким образом, общим объектом любого преступления, а значит и воинского, являются общественные отношения, охраняемые уголовным законом на которые происходит посягательство. Это основной, обязательный признак объекта.
Объект преступления и его признаки обязательны для всех преступлений. Не может быть преступлением деяние, которое ни на что не посягает. Равным образом не будет считаться преступным посягательство на общественные отношения, не охраняемым законом.
Специальным объектом воинских преступлений являются установленный в армии и на флоте порядок несения воинской службы, определенный соответствующими законами, а также уставами, наставлениями, положениями, приказами Министра Обороны. Содержание и характер воинского порядка в связи с научно–техническим прогрессом в военном деле постоянно изменяются, что влечет изменение содержания требований к дисциплине военнослужащих. Совершенствуется выполнение военнослужащими воинских обязанностей.
Касаясь военно-служебных отношений, следует подчеркнуть, что их содержание и смысл призваны обеспечить такую боеготовность войск, которая обеспечивала бы выполнение задач в современных условиях. При решении главного вопроса о деянии – является ли оно общественно опасным или нет – надлежит исходить из этой возросшей опасности посягательства на порядок несения воинской службы.
Под воинским порядком понимается все стороны жизни и деятельности войск. Военнослужащий посягает на этот порядок, если нарушает свои обязанности. Важной особенностью воинского порядка является то, как он складывается и развивается в специфических условиях. Причина установления такого порядка – обеспечение на основании соответствующих правовых норм должного поведения военнослужащих, как в расположении части, так и вне ее, т.е. успешное выполнение ими ответственных задач военной службы.
Таким образом, для воинских преступлений характерен специальный объект посягательства – порядок несения воинской службы, обеспечивающий такую боевую готовность армии и флота, которая необходима в современных условиях. Он является родовым объектом всех воинских преступлений, в нем находят отражение характерные черты воинских преступлений в целом.
Для более близкого ознакомления с каждым конкретным воинским преступлением, для уяснения его специфических черт следует установить непосредственный объект преступления, на которую в первую очередь посягает преступник, что наиболее точно определяет юридическую природу конкретного преступления и может служить водоразделом для отграничения одного вида преступления от других, смежных, однородных, наиболее близких. Непосредственный объект не находится и не может находиться в противоречии с общим или специальным объектом, а, наоборот, служит дополнением яснее и четче выражая конкретные общественные отношения, охраняемые уголовным законом.
Особые свойства объекта воинских преступлений в том, что им является установленный порядок несения воинской службы, который есть юридическое выражение общественных отношений, военно-служебных отношений, регламентируемых соответствующими законами, а также воинскими уставами и приказами Министерства обороны. Объектом воинских преступлений выступают такие отношения, которые регламентированы специальными нормами, действующими только в армии и на флоте. Они охватывают многообразные формы взаимоотношений военнослужащих. Это отношения по поводу прохождения воинской службы, соблюдения порядка подчиненности и воинской чести, сбережение военного имущества, боевой техники, сохранения государственной и военной тайны и т.д.
Порядок несения воинской службы – родовой объект – является совокупностью непосредственных объектов воинских преступлений. Отсюда, образно говоря, если не посредственные объекты – слагаемые, то суммой их является родовой объект порядок несения воинской службы. И все существующие черты, признаки, характерные сумме, присуще и слагаемым. С этих позиций надо исходить при определении сущности, содержания, природы непосредственного объекта воинских преступлений. Непосредственный объект есть часть, отдельная сторона общего родового объекта воинских преступлений, а поэтому лицо, совершая конкретное воинское преступление, фактически посягает на эти стороны порядка несения воинской службы.
Известно, что воинские преступления являются одной из разновидностей преступлений, предусмотренных уголовным законодательством. Это означает, что им характерны все признаки преступлений вообще. Однако виновные, совершая воинские преступления, посягают не на всякие общественные отношения, а лишь на воинские, охраняемые военно-уголовным законодательством.
При совершении воинских преступлений с причинением вреда здоровью ущерб: наносится, прежде всего, военно-служебным отношениям. Телесное повреждение здесь также выступают как форма посягательства на объект воинских преступлений – порядок несения воинской службы, а посягательство на здоровье – как способ выражения другого по содержанию деяния, образующее воинское преступление. Военно-служебные отношения, как всякое иное общественное отношение являющиеся объектом посягательства, по своему внутреннему содержанию также состоит из участников этого отношения, его субъектов, взаимосвязанных между собой, занимающих определенное положение относительно друг друга по поводу предмета (объекта) отношения.
Субъектами военно-служебных отношений выступают военнослужащие, их коллективы, деятельность, которых взаимообусловлена и взаимосвязана. Объектами этих отношений являются материальные предметы, оружие, военное имущество, духовные блага, взаимная вежливость, интересы боеготовности части и т.д. Нельзя разрывать эти элементы отношения. Каждый из них сам по себе не может выступать объектом посягательства. В тесном единстве они составляют военно-служебные отношения. А все элементы в их совокупности образуют содержание военно-служебных отношений.
Итак, непосредственным объектом воинских преступлений является определенное военно-служебное отношения, охраняемые уголовно-правовой нормой. Решительное пресечение всяких посягательств на эти отношения – главное содержание деятельности органов, ведущих борьбу с воинскими преступлениями.
Субъект преступления.
Субъект преступления – это совершившее преступление лицо, которое по закону может быть возложена обязанность отвечать, перед государством за содеянное. Согласно ст. ст. 4,5,10,11 УК РФ и ст. ст. 6,7,14 УК РК объектами преступлений могут быть граждане РФ (РК), иностранные граждане или лица без гражданства, вменяемые и достигшие определенного возраста.
Таким образом, признаками, характеризующими субъект преступления, являются: физическая природа субъекта, вменяемость, определенная возрастная характеристика. Первый признак – физическое лицо означает, что субъектом преступления может быть только человек. Не могут быть субъектами преступлений юридические лица: учреждения, предприятия, организации, какие-либо другие коллективы и объединения людей. В случае причинения вреда какими-либо юридическими лицами субъектами преступления все равно будут конкретные физические лица, виновные в причинении этого вреда.
Вменяемость лица означает его способность осознавать общественно-опасный характер своих поступков и способность руководить своим поведением, иными словами, это положительное характеристика его психического состояния, т.е. правильно ориентироваться в окружающей обстановке, понимать значимость своего поведения и руководить своими действиями (бездействием).
Лица, не обладающие такой способностью, не могут осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими вследствие болезненного состояния психически и поэтому признаются невменяемыми и не подлежат уголовной ответственности (ст. 16 УК РК; ст. 21 УК РФ).
Субъектом же воинских преступлений являются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе, военнообязанные, во время прохождения ими военных сборов. Иностранцы не являющиеся военнослужащими армии, как правило, не могут нести ответственность по статьям о воинских преступлениях за исключением случаев строго установленных законодательством и предусмотренных нормами международного права. Так, согласно ст. 82 Женевской конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 года, на военнопленных распространяются законы и уставы вооруженных сил страны, держащей их в плену. Эти лица могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение воинских преступлений согласно уголовному кодексу, за исключением побега.
Субъектами воинских преступлений являются: рядовой состав, сержантский и старшинский состав, состав прапорщиков и мичманов, офицерский состав армии и флота.
Субъектами воинских преступлений являются также лица офицерского, сержантского, рядового состава, прапорщики органов национальной безопасности при совершении ими преступлений против установленного для них порядка несения службы. Они приравнены к военнослужащим. Но их надо отличать от лиц, состоящих на службе в пограничных войсках, которые являются военнослужащими.
Также субъектами воинских преступлений могут быть признаны наравне с военнослужащими Вооруженных Сил и военнослужащие, военно-строительных отрядов (частей), других войск воинских формирований. Так, действие уголовного кодекса распространяется и на военных-строителей соответствующих военно-строительных отрядов Министерства Обороны, срок службы которых засчитывается в срок действительной военной службы.
Военнослужащие могут быть субъектами воинских преступлений только в период прохождения ими действительной военной службы, призывники – с момента фактической явки в военный комиссариат для отправки в воинскую часть до дня получения документов об увольнение в запас; лица офицерского состава и военнослужащие сверхсрочной службы (контрактники), зачисленные на действительную военную службу из запаса - со дня убытия к месту службы, указанного в предписании военного комиссариата, до момента подписания документов об увольнении военнослужащего в запас или отставку.