История развития местных налогов в нашей стране берет свое начало в XV в. Именно тогда в России начинает складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (т.е. государственных) налогов и местных сборов. Для содержания царских наместников и волостителей, выполнения ими возложенных на них административных и судебных функций, для решения местных хозяйственных задач с местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др.
В 1551 г. Иван IV провел земскую реформу. В этом же году Стоглавый собор утвердил «Уставную земскую грамоту». В стране было введено земское самоуправление. Власть царских наместников была упразднена. Вместо них на местах стали земские старосты, которые руководили земскими избами, творившими суды и собиравшими налоги. Налог «посошный откуп», заменявший взимаемые с населения наместничьи сборы, начал поступать в государеву казну, из которой стали выделять средства на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий.
В дальнейшем система местных налогов продолжает развиваться. Так отдельные упоминания о них встречаются в исторической литературе, описывающей быт Московского государства в XVI в. К примеру, в челобитной, поданной посадскими людьми воеводе на земского старосту, указывается, что последний «во многие сборы деньги ... собирал, а мирские собранные деньги без мирского совета в расход расписал». К общинным налогам, судя по их названию, можно отнести также иные упоминаемые А.С. Лаппо-Данилевским платежи: «подымные деньги земскому целовальнику»; «деньги на всякие мирские расходы»; «деньги на земский расход»; «мирские поборы»; «подымные деньги для губных расходов»; «деньги на земские расходы».
Население, главным образом крестьянство, несло мирские повинности, которые имели натуральную и денежную формы. Повинности были обязательные (содержание органов волостного и сельского управления, содержание дорог и др.) и необязательные (строительство церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.). Они взимались по раскладке среди населения. В 1851-1854 гг. мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы. Кочевые народы с 1824 г. платили кибиточную подать.
В 1864 г. вышло «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в соответствии с которым в России были созданы органы местного самоуправления - земства. Представительным (распорядительным) органом земств были земские и уездные собрания. Членами этих органов были гласные (депутаты), избираемые по трем куриям (уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских общин). Гласные собирались раз в год на сессию, на которой рассматривались хозяйственные и финансовые вопросы деятельности земств, утверждались сметы доходов и расходов земств и отчет о деятельности исполнительных органов земств. Исполнительным органом земств были губернские уездные управы, избираемые на три года. Председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел, а уездных - губернаторами.
Земства ведали местными хозяйственными делами, местными дорогами, организацией школьного образования и медицинского обслуживания населения.
Финансовыми средствами для выполнения возложенных на земства функций были земские бюджеты, формировавшиеся за счет существовавших до этого и переданных земствам земских повинностей и сборов.
Земские повинности взимались независимо от уровня зажиточности плательщика и предназначались для финансирования целевых расходов, например, на содержание школ, больниц, пожарной охраны, полиции и др.
Земские повинности устанавливались либо государством, либо губернскими и уездными земствами.
Другим источником земских бюджетов были земские сборы, которые взимались с земель и другого недвижимого имущества, с промысловых патентов, покупаемых за право заниматься каким-либо промыслом. Земские сборы составляли более 60% доходов земских бюджетов. Крупным источником земских бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия из государственного бюджета.
Земские бюджеты включали обязательные и необязательные расходы.
Обязательные расходы были приоритетны и предназначались для финансирования содержания органов местного управления, тюрем, мировых судей, дорожного хозяйства и др. К необязательным расходам относились расходы на здравоохранение, содержание школ и др.
В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся за счет так называемых мирских доходов, в том числе волостных и сельских сборов, доходов от принадлежащего сельским обществам имущества, от сдачи в аренду мирских земель и др.
Городские бюджеты формировались за счет доходов от городских предприятий (боен, бань, водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимого имущества городских жителей, сборов с владельцев лошадей, конских экипажей и др.
Местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета России. Таким образом, в России до революции действовала двухзвенная бюджетная система унитарного государства.
В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 г. вследствие развала органов государственного и местного управления, саботажа чиновников и банков поступление налогов в бюджетную систему практически прекратилось. Для финансирования неотложных нужд новые органы власти вынуждены были прибегнуть к контрибуции с имущих слоев населения, главным образом, как писали в то время, «с купцов и спекулянтов, нажившихся за время войны и расходующих непроизводительно свои капиталы». До ноября 1918 г. в 57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб. Исходя из тяжелого экономического положения в стране было признано необходимым перейти к строгой централизации в области финансов, с тем, чтобы обеспечить поступление средств в бюджет и их эффективное использование.
После окончания Гражданской войны в декабре 1923 г. при Наркомате финансов СССР было создано Управление местных финансов, которое действовало в течение всех 20-х гг. Оно занималось разработкой положений и инструкций о порядке составления, утверждения и исполнения местных бюджетов, инструктированием местных финансовых органов по вопросам местного бюджета, надзором за его исполнением, разработкой норм, регулирующих отдельные виды местных налоговых и неналоговых доходов. В своей деятельности это управление опиралось на наркоматы финансов союзных и автономных республик, структура которых во многом повторяла структуру аппарата союзного финансового ведомства в пределах полномочий конкретного региона, но главенствующую роль в них играли финансовые органы исполнительных комитетов и съездов Советов рабочих и крестьянских депутатов различного уровня, которые создавались и функционировали на основе Положения об областных финансовых управлениях, принятого в сентябре 1922 г., и Положения о губернских и уездных финансовых отделах, принятого в ноябре этого же года.
Децентрализация финансовой деятельности стала одной из коренных черт характеристики финансовой системы того периода. По словам Г.Я. Сокольникова, уже с осени 1921 г. «... в Наркомфине пришли к глубокому убеждению, что дальнейшее строительство в области советских финансов возможно только при условии политики децентрализации, потому что мы совершенно ясно видели невозможность ресурсами государственного бюджета и усилиями централизованного государственного попечения обеспечить все местные расходы наиболее соответственно местным потребностям. С другой стороны, для нас не было никакого сомнения в том, что использование всех налоговых возможностей немыслимо при помощи действия одного только центрального аппарата». Вместе с тем Г.Я. Сокольников предостерегал об опасности довести децентрализацию «до таких пределов, чтобы потерялась возможность общегосударственного законодательства и общегосударственной и общесоюзной регламентации».
В процессе децентрализации финансового управления, в ходе кассовой реформы и с принятием в апреле 1926 г. Положения о местных финансах были конкретно определены источники местных доходов и направления местных расходов. Если первый элемент финансовых отношений предусматривал отчисления от государственных налогов и доходов, реализации госфондов местного значения, разработок местных лесов и земель, доходов от коммунальных и сельскохозяйственных предприятий и местных налогов со строений, грузов, биржевых сделок, то второй определял содержание местных исполкомов, административно-судебные расходы, финансирование хозяйственной и культурно-социальной деятельности.
Совместная работа НКФ и НКВД по совершенствованию советского территориально-государственного строительства нашла воплощение в разработке нормативно-правовых актов, определяющих финансовый статус местных органов советской власти. Управления местных финансов НКФ СССР и НКФ РСФСР постоянно инструктировали финансовые подразделения местных Советов и проводили работу по разграничению их функций. Таким образом, управления местных финансов, уделявшие большое внимание финансовому регулированию во всесоюзном масштабе, с течением времени сосредоточили свои усилия на распределении финансовых средств по «вспомоществованию местных бюджетов», особенно ввиду нестабильности налоговой базы местных финансов.
Переход на новые принципы хозяйствования на рубеже 20-х–30-х г., предусматривавшие повышение роли государственного планирования, потребовал новых форм управления местными финансами. В апреле 1928 г. вышло Положение о краевых (областных), окружных, районных съездах Советов и их исполнительных комитетах. Отдел финансов, как одно из 15 подразделений краевых (областных) исполкомов, должен был заниматься взиманием государственных налогов, прежде всего единого сельскохозяйственного, установлением сроков их уплаты и порядка взимания, составлением сводок доходов и расходов по сметам; рассмотрением и утверждением смет и спецсредств по учреждениям, состоявшим на госбюджете; контролем за взиманием местных налогов; распределением надбавок и отчислений в местный бюджет; осуществлением мер по учету государственных фондов и имущества местного значения. Областной уровень позволял иметь довольно сложный по структуре аппарат (управление делами, подотделы: налоговый, бюджетный, валютный, неналоговых доходов, госфинконтроля, финансовая инспекция). При финотделе облисполкома действовали различные совещания (контрольное, бюджетное, особое валютное и по делам банков).