При этом налог на доходы физических лиц или, как в обиходе, подоходный налог занимает относительно незначительную часть в доходах государства.
Вроде бы все нормально — государство забирает деньги у «богатых» предприятий и расходует их на свои нужды. Но вот тут необходимо открыть бюджеты других стран и с удивлением обнаружить: оказывается, в других странах основным источником наполнения бюджета является не НДС, не налог на прибыль, а как это ни удивительно — подоходный налог.
Можно сразу оговориться, что в мире существуют государства, которые в большей части покрывают свои расходы не за счет налогов (например, соседняя с нами Россия живет за счет нефти и газа, а США до недавнего времени получали свой основной доход за счет предоставления государственных услуг, а не налогов).
Почему основной статьей дохода в большинстве цивилизованных стран является подоходный налог, то есть налог с физических лиц, а не налоги с юридических лиц?
Ответ на этот вопрос кроется в определении термина «юридическое лицо». Для разнообразия воспользуемся правовыми формулировками. Например, в ст. 80 Гражданского кодекса Украины указано, что юридическое лицо — это организация, созданная и зарегистрированная в установленном порядке, а далее, в ст.81, — юридическое лицо может быть создано путем объединения лиц и (или) имущества.
Под лицами стоит понимать либо физических лиц, либо юридических. За этими юридическими лицами опять-таки стоят физические или юридические лица и т.д. В общем, если проследить эти цепочку до конца, то обнаружиться, что за каждым юридическим лицом стоят физические лица, которые его создали и являются его собственниками, это касается, в том числе, и государства.
Если юридическое лицо уплачивает налоги, то оно отдает часть денег, принадлежащих физическому лицу — собственнику такого предприятия.
В результате налоги, уплачиваемые юридическими лицами, превращаются в налоги, уплачиваемые собственниками предприятий — физическими лицами в государственный бюджет опосредовано через юридические лица.
Поэтому все виды налогов можно разделить на две категории:
1) налоги, взимаемые с физического лица непосредственно.
2) налоги, взимаемые с физического лица через юридическое лицо.
К первой категории налогов следует отнести налог на доходы физических лиц или подоходный налог, также все сборы, удерживаемые из дохода получаемого в виде вознаграждения за труд, а также налог в пенсионный фонд, взимаемый за приобретение автомобилей, недвижимости и ювелирных украшений, некоторые местные налоги и сборы. Ко второй категории относятся все остальные налоги и сборы, обязанность уплаты которых возложена на юридических лиц; в этом списке НДС занимает совершенно особое положение, которому необходимо посвятить специальный материал.
Но существует также промежуточная группа налогов, которые берутся как с физических, так и с юридических лиц. К этой категории следует отнести такие налоги, как налог на землю и налог на недвижимость, и если первый налог работает, то уплата последнего еще нам предстоит.
Предложенное вам деление налогов имеет еще одну четкую границу, которая лежит в плоскости ответа на вопрос — за что берутся налоги? Речь идет не об обычно декларируемом вопросе — для чего берутся налоги, то есть, для каких целей? Ведь согласитесь, что если мы ничего не делаем — вообще ничего (для того чтобы что-то получить необходимо что-то да сделать), то есть, переходя на советский язык, являемся тунеядцами, — то никаких налогов с нас взять невозможно.
А вот когда мы начинаем совершать поступки, то тут из-за угла и выскакивают налоги.
При этом первая категория налогов возникает, когда мы работаем, что-то продаем, публикуем книги или статьи и т.п. и даже когда мы покупаем и просто храним наше имущество. Вторая же категория налогов возникает, когда мы занимаемся бизнесом. Иными словами, налоги взимаются с нас за то, что мы работаем, продаем или покупаем свое имущество или занимаемся предпринимательской деятельностью, то есть в процессе жизни представители государства берут налоги за любой наш поступок.
Фактически налоги необходимо воспринимать, как плату за разрешение государства его гражданину совершить тот или иной поступок, будь-то покупка машины, или продажа квартиры, или работа.
Среди всей плеяды налогов особо необходимо выделить налоги, которые хотя и носят разные названия и, исходя из юридических формулировок, имеют различную цель уплаты, но фактически берутся с одного и того же объекта. Наиболее яркий пример — налогообложение прибыли предприятий: предприятие, получая прибыль, уплачивает налог на прибыль по ставке 25% (как вы понимаете, прибыль принадлежит собственникам предприятия, которые хотели бы получить дивиденды). А при выплате дивидендов предприятию необходимо заплатить два налога: первый — налог на дивиденды по ставке 25% (справедливости ради необходимо сказать, что на эту сумму уменьшается налог на прибыль, но уменьшается он потом, а деньги платятся в бюджет в момент выплаты дивидендов), второй — налог на доходы физических лиц, который предприятие удерживает из суммы начисленных дивидендов (по закону его уплачивает физическое лицо, но фактически обязанность перечислить налог в бюджет лежит на предприятии).
Формально два вида налогов платит предприятие и один налог — физическое лицо — собственник такого предприятия. Но суть процесса заключается в том, что прибыль предприятия облагается налогами 3 раза, то есть собственник предприятия с прибыли своего предприятия платит не 25%, как уверяют нас чиновники: в совокупности сумма уплачиваемого собственником предприятия налогов в худшем случае составляет 65% от прибыли, заработанной собственником через свое предприятие.
Таким образом, мы имеем один объект налогообложения — прибыль, и три налога.
При всем этом данное обстоятельство никак не противоречит принципам налогообложения, предусмотренным нашим законодательством, поскольку тиражируемый и часто используемый в публичных дискуссиях лозунг «один и тот же объект не может подлежать налогообложению дважды» отсутствует в действующем законодательстве — его просто нет.
И если мы сейчас вернемся к вопросу о том, почему в других — развитых — странах основой бюджета является подоходный налог, а не налоги с предприятий, то станет совершенно понятным, что причиной этого является простое желание не обманывать самих себя, в числе прочего и в том, что юридическое лицо — это всего лишь юридическая фикция, действие которой направлено на урегулирование взаимоотношений людей, которые хотят работать не поодиночке, а объединив свои знания, умения и капиталы для ведения совместного дела.
В результате все налоги все равно берутся с физических лиц, проживающих в этом государстве или не проживающих в нем, но владеющих в таком государстве юридическим лицом — и думать обратное самообман.
На мой взгляд, существует еще одна причина, по которой в развитых странах базовым налогом является налог на доходы физических лиц, а не корпоративные налоги, но об этом в следующем разделе.
Что стоит за пониманием реального плательщика налога
Все вышеизложенное не надо объяснять бизнесменам, поскольку они, складывая цифры, прекрасно видят, что государство забирает у них не декларируемые 20 или 25% налога от прибыли, а значительно больше.
То есть проведение реальных расчетов дает возможность сделать вывод, что благодаря принятым законам нас попросту обманывают. Но этот вывод не самый значимый, как и предположение о реакции любого здорового человека на факт обмана — если кто-то позволяет себе обман по отношению ко мне, то и я тоже могу обмануть.
Если здесь я не слишком четко или не совсем правильно сформулировал предположение о реакции на обман, то это не имеет особого значения, поскольку люди, пишущие законы, должны прекрасно понимать или предполагать — право на обман есть не только у них, но и у людей, ими обманутых.
В тоже время их святая вера в собственную непогрешимость или еще какая-нибудь ересь удаляет их от действительности и мешает не только пониманию того, кто на самом деле уплачивает налоги, но, что более важно, приводит к отрицанию взаимосвязи, существующей между различными видами налогов.
Хочется сказать о том, что, например, принимая закон, изменяющий порядок налогообложения прибыли предприятий, изменения в конечном итоге в большей или в меньшей степени повлияют и на остальные налоги, и на бизнес-систему в целом.
Если мы вернемся к примеру, рассмотренному в предыдущем разделе, и предположительно уменьшим налог на прибыль до 0%, увеличиться ли объем выплачиваемых дивидендов в нашем государстве? Думаю, увеличиться, соответственно государство получит большую сумму подоходного налога.
А если мы снизим ставку налога на прибыль с 25% до 10%, увеличиться ли объем выплачиваемых дивидендов? Да, поскольку, исходя из имеющейся ситуации, итоговая ставка налога будет составлять 35%.
Любопытно узнать, какой бизнесмен захочет заплатить 35% от суммы своей прибыли государству.
В тоже время, анализируя изредка попадающиеся расчеты различных организаций о эффективности снижения ставки налога на 1—2%, видно, что, оказывается, такое снижение дает реальный экономический эффект в виде увеличения поступления денег в бюджет.
А что на практике?
На практике до 31 декабря 2003 года в Украине действовала ставка налога на прибыль 30%, а с 1 января 2004 года ставка налога на прибыль была снижена до 25%, то есть ни много, ни мало ставка была снижена аж на 16,7%! При этом, согласно данным бюджета на 2003 год, сумма поступлений от налога на прибыль составила 11 667,74 млн. грн, а в 2004 году, когда начала действовать ставка 25%, — 12 606,78 млн. грн, то есть сумма поступлений увеличилась на 8% и это при том, что ставка налога снизилась почти на 17 процентов. В итоге мы имели не повышение эффективности, а ее снижение.