В целом, облегчив сбор налогов, новая налоговая система имела и ряд негативных моментов, отрицательно воздействующих на экономику страны.
Первый серьезный недостаток введенной налоговой системы связан с установлением непомерно высоких ставок по основным налогам. Так, налог на прибыль в начале 1991 г. был определен с базовой ставкой на уровне в 45%. Налог имел прогрессивный характер, устанавливался в зависимости от рентабельности и достигал 80 - 90% при превышении ее нормативного уровня в 50%. В 1992 г. ставка налога на прибыль была снижена до 32% и стала единой для всех налогоплательщиков. В 1994 г. в связи с резким сокращением поступлений в бюджет страны налог на прибыль был повышен до 38%, затем с 1995 г. вновь снижен до 35%.
Характерной особенностью налога на прибыль на протяжении 1990-х гг. было существенное ограничение на включение в состав затрат многих типов расходов, как текущих, так и капитальных, в результате чего происходило обложение налогом части затрат предприятий.
В дополнение к этому амортизационные отчисления на протяжении данного отрезка времени продолжали начисляться по устаревшим нормативам с длительными сроками службы оборудования. Кроме того, положение усугублялось высокими темпами инфляции и отсутствием регулярной переоценки основных фондов, что заметно снижало реальную величину амортизационных отчислений и тем самым увеличивало налоговую нагрузку на предприятия.
В 1992 г. была введена ставка НДС в 28%, затем с 1 января 1993 г. она была снижена до 20%, а по продовольственным товарам и товарам для детей установлена в размере 10%.
Одновременно с этим были введены социальные налоги на заработную плату, составившие в общем 39,5%, прогрессивный подоходный налог с физических лиц с наивысшей ставкой в 35%.
Установление таких сверхвысоких налогов при быстро деградирующей экономике было сделано под влиянием резкого падения бюджетных доходов и в противоречие всем экономическим канонам.
Наряду с высокими ставками по основным налогам, обилием всевозможных льгот и других налогов, серьезным недостатком новой налоговой системы явилось двойное налогообложение одних и тех же факторов производства и необоснованное, вопреки мировой практике, налогообложение амортизационных отчислений.
С введением в налоговую практику России НДС прибыль предприятий наряду с налогом на прибыль (1991 г. - 45%, 1992-1993 гг. - 32%, 1994 г. - 38%, 1995-2001 гг. - 35%) стала облагаться еще в качестве элемента добавленной стоимости налогом на добавленную стоимость (1992 г. - 28%, 1993-2001 гг. - 20%). Таким образом, можно сказать, что общий налог на прибыль по состоянию на 1992-2001 гг. составлял 52%.
Кроме прибыли с введением НДС стала дважды облагаться и заработная плата: первый раз в виде обязательных социальных платежей (в 1992 - 2001 гг. - 39,5%), второй раз в составе валовой добавленной стоимости НДС. Общая величина налогов на заработную плату в период 1992 - 2001 гг. составляла 59,5%.
Что касается амортизационных отчислений, то по действующей в России методологии формирования налогооблагаемой добавленной стоимости амортизация представляет собой составной ее элемент и при начислении НДС не вычитается из нее, что противоречит всем экономическим канонам и является нонсенсом налоговой политики России.
Необходимо отметить, что двойное налогообложение прибыли и заработной платы, возникающее с введением НДС, характерно не только для России. Однако для нашей страны оно усугубляется несовершенным учетом амортизационных отчислений, включением в добавленную стоимость отдельных текущих затрат производителей, выплатой всех социальных платежей непосредственно нанимателями работников, низким уровнем оплаты труда.
В случае выплаты в полном объеме только трех основных налогов (НДС, ЕСН и налога на прибыль) налоговая нагрузка по отношению к валовой прибыли при заданной довольно высокой рентабельности в 20% составляла бы в целом по нефтегазовому комплексу 81,8%, по угольной промышленности 175%, по черной металлургии 112,4%, по химической и нефтехимической промышленности 97%, по машиностроению и металлообработке 131,8%, по легкой промышленности 132%, по пищевой - 88,2%.
Из-за двойного налогообложения заработной платы (НДС и ЕСН) наиболее высокая налоговая нагрузка (более 100%) наблюдается в тех отраслях, где в составе затрат относительно велика доля заработной платы. Это, прежде всего угольная промышленность, машиностроение и легкая промышленность.
При включении в расчеты, в дополнение к основным налогам, остальных федеральных, региональных и местных налогов, действовавших на протяжении 1990-х гг., налоговая нагрузка будет выглядеть еще более абсурдной.
Создается впечатление, что налоги в России устанавливались без каких-либо экономических расчетов, без выяснения того, смогут ли хозяйствующие субъекты выплачивать такие налоги. В случае полной их выплаты у предприятий или оставалась мизерная прибыль без всякой надежды на расширенное воспроизводство, или они становились должниками государства.
Ситуация в налогообложении поставила большинство руководителей предприятий перед нелегким выбором: полностью платить налоги и разориться или ухитряться платить их по минимуму, но сохранить производство в надежде на будущее. И, вопреки действовавшей налоговой системе, Россия сохранила свою промышленность, правда, в довольно плачевном состоянии по уровню оснащенности и изношенности основных фондов.
В конце декабря 1993 года было издано несколько указов, связанных с налогообложением. Так, Российский фонд спорта и инвалидные организации были полностью освобождены от всех налогов, сборов и пошлин, в том числе и таможенных. Банки и страховые компании вместо налога на доход стали платить налог на прибыль, а региональным и местным властям было дано право устанавливать собственные налоги.
В результате "спортсмены" и "инвалиды" монополизировали почти весь импорт подакцизных товаров (спирт, алкоголь, сигареты, автомобили).
Ежегодные потери федерального бюджета от предоставленных льгот в 1994 г. превысили 6 млрд. долл.
Другой пример, не менее характерный и не менее разорительный для бюджета, связан с отменой в 1996 г. таможенных пошлин на нефть.
Одновременно с федеральным уровнем аналогичная вакханалия в налоговой политике наблюдалась на региональном и местном уровнях. Общее количество региональных и местных налогов превысило 200. Некоторые из них носили довольно экзотический характер: за прогон скота, на свадебные и погребальные церемонии. Огромный урон бюджету страны наносили территории, получившие от федеральных властей статус районов с льготным налогообложением, довольно точно названных "налоговые гавани".
Все эти особенности налоговой политики начального периода перестройки экономики России (1992-1998 гг.) в сочетании с бездарной монетарной политикой, стремительным переходом государственных предприятий в частную собственность, упованием на "невидимую руку" рынка способствовали небывалому спаду производства в условиях мирного времени.
В 1998 г. валовое накопление основного капитала по отношению к 1990 г. упало в 5,8 раз, объем промышленного производства сократился в 2,1 раза, сельскохозяйственного производства - в 1,7 раз, а реальная заработная плата уменьшилась в 2,8 раза.
Чтобы сохранить свое существование в условиях вновь введенной налоговой системы в ситуации галопирующей инфляции (что привело к истощению оборотных средств), преобладающее большинство предприятий стали переходить на товарное кредитование, бартер, взаимозачеты и расчеты векселями, открывать подставные фирмы в офшорах, занижать отпускные цены с помощью трансфертного ценообразования, выплачивать заработную плату в "конвертах". Все это позволяло предприятиям значительную часть своей производственной деятельности уводить из-под непосильного налогообложения.
О сокрытии доходов от налогообложения весьма наглядно свидетельствует статистика по динамике поступления и расходования денежных средств предприятий в целом по стране.
Так, если в структуре всех поступлений денежных средств на выручку от реализации товаров и услуг в 1996 г. приходилось 44,9%, то к 2000 г. этот показатель уменьшился в 1,6 раза до 27,7% и одновременно с этим прочие неопределенные поступления (теневой оборот), наоборот, увеличились с 35,5 до 51,9%.
Расходы на приобретение товаров и услуг снизились с 31,5% в 1996 г. до 19,8% в 1999 г., а расходы на прочие выплаты и поступления (теневой оборот) возросли соответственно с 45,8 до 67,7%.
Можно сказать, что теневая экономика стала превалировать над официальной.
Следующим серьезным недостатком налоговой системы России, отрицательно воздействующим на развитие ее экономики, является то, что большинство введенных налогов имеют так называемую плоскую шкалу. Иначе говоря, ставки налогов одинаковы для всех субъектов хозяйствования. Данный порядок, по мнению "отцов" такой налоговой системы, создает равные условия для всех ее субъектов, что позволяет отказаться от сложной системы налогообложения.
На самом деле это довольно примитивный подход к налогообложению, идущий от идеологии, что конкуренция и рынок все расставят по своим местам.
Как можно в условиях двойного налогообложения заработной платы и прибыли при одних и тех же налоговых ставках равнять, например, угольную промышленность с пищевой отраслью и торговлей?