Однако любая компания должна точно оценить, сколько будет стоить качественное управление налоговыми рисками. Главное — понять, как компания планирует управлять рисками. Возможно, она будет использовать только те приемы, при которых риски не возникают. Либо фирма предпочтет перекладывать риски на других путем включения в контракты оговорок, не разрешенных у нас налоговым законодательством, но разрешенных Гражданским кодексом РФ, или требуя гарантий от своих контрагентов. Еще один вариант — использование налогового планирования, проведение одних видов сделок вместо других (например, лизинг вместо покупки оборудования). При этом необходимо ответить на вопрос, какой ценой дается экономия. Но решение подобных вопросов вне компетенции бухгалтерии или налогового отдела. В России не еще ни одного совета директоров, который рассмотрел бы и утвердил стратегию налогового планирования предприятия. Однако топ-менеджеры, лично контролирующие налоговые риски, у нас уже не редкость.
Сокрытие информации от налоговых органов, не является приемлемой практикой, поскольку риском быть пойманным управлять практически невозможно[4]. Аудиторская практика во всем мире изменилась — если раньше итоговые риски для предприятия складывались как среднее между техническими рисками и риском обнаружения, то сейчас считается, что риск обнаружения равен 100%. В реальной жизни это, конечно, не так. Но для того чтобы предприятие оценило свой налоговый риск, оно должно представить, что скрываемую запись о сделке все же обнаружили, и оценить, сможет оно защитить свои позиции от налоговых органов или нет. Бизнесу с долгосрочными перспективами не стоит рассчитывать на то, что налоговики выявят нарушений налогового законодательства.
В любом случае оптимизацию налоговых платежей следует отличать от ухода (уклонения) от налогов.
Законного способа ухода от налогов не существует.
Уход (уклонение) от налогов связан с противоправными действиями. При этом способы уклонения при всем их многообразии делятся на криминальные и некриминальные. Некриминальные действия налогоплательщиков связаны с уклонением от налогов путем нарушения гражданско-правового и налогового законодательства: неправильное отражение операций в бухгалтерском и налоговом учете, заключение фиктивных договоров, переформирование договоров и изменение их содержания после их исполнения, занижение стоимости ввозимых через таможню товаров, ошибки исполнителей при исчислении налоговых платежей. Криминальные действия связаны с нарушением норм налогового и уголовного права.
Примеров ухода от налогов можно привести достаточно много.
Самый простой и распространенный, но в то же время самый криминальный метод уклонения от уплаты налогов — неоприходование выручки в целях сокрытия объекта налогообложения (объема реализации или внереализационного дохода). Уклонение от уплаты налогов путем неотражения выручки может осуществляться в нескольких формах:
- неоприходование наличных денежных средств, поступивших от покупателей в оплату товаров (работ, услуг). Может производиться путем неиспользования (неполного использования) контрольно-кассовых машин при расчетах с физическими лицами; неотражения наличных денежных средств, поступивших от юридических лиц (как правило, с нарушением предельного размера расчетов между юридическими лицами, установленного действующим законодательством) и т.д.;
- неотражение выручки, причитающейся налогоплательщику, но поступившей на расчетные счета в учреждениях банков других лиц (расчеты через третьих лиц);
- неотражение выручки, полученной безденежным путем (путем обмена продукцией, путем проведения зачета встречных однородных требований, путем получения векселя третьего лица и т.д.).
Все эти методы требует ведения двойной бухгалтерии (внесения в бухгалтерские документы заведомо ложных данных о размерах объектов налогообложения).
Уменьшение налогов посредством данного метода в случае его выявления неминуемо влечет за собой применение к "налоговому оптимизатору" налоговых или уголовно-правовых санкций (в зависимости от размера ущерба, причиненного общественным интересам действиями налогоплательщиками). Так, в соответствии со ст.199 Уголовного кодекса РФ сокрытие объекта налогообложения, совершенное в крупном размере (свыше 1000 МРОТ), наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Определение оптимизации налогообложени вытекает из принципов, на которых строятся взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами:
• необходимо платить налоги в соответствии с действующим законодательством,
• необходимо платить минимум налогов, не нарушая закон,
• необходимо платить налоги в последний день установленного срока[5].
Для соблюдения отмеченных выше принципов необходим профессиональный подход к разработке системы внутрифирменного налогового планирования и контроля. Мировая практика свидетельствует о том, что такая система создается при тесном взаимодействии юридической и финансовой служб организации с использованием услуг внешнего консультанта, специализирующегося в соответствующей области налогообложения. Если в развитых странах с рыночной экономикой проблемы внутрифирменного планирования и контроля решены, о российских предприятиях этого не скажешь. Создается впечатление, что руководители многих российских предприятий плохо представляют себе, с какими налоговыми рисками они могут столкнуться в ближайшее время, преступая сегодня налоговое законодательство.
1. Современный бизнес / Девид Дж. Речмен, Майкл Х. Мескон, Куртленд Л. Боуви - М.: Республика, 1995
2. Риски в современном бизнесе - М.: 1994
3. В.М. Гранатуров. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2001.
4. Карпасова З. Налоговая оптимизация. Ее сущность. – М.; Время МБ, 2004 №6.
5. Браун В. Риски под управлением. – М.; ЭкстраН, 2004 №58.
6. Гордеев Г. Налоговые риски при долевом строительстве. – М.; Консультант, 2005 №2.
[1] Браун В. Риски под управлением. – М.; ЭкстраН, 2004 №58.
[2] Браун В. Риски под управлением. – М.; ЭкстраН, 2004 №58.
[3] Гордеев Г. Налоговые риски при долевом строительстве. – М.; Консультант, 2005 №2.
[4] Карпасова З. Налоговая оптимизация. Ее сущность. – М.; Время МБ, 2004 №6.
[5] Карпасова З. Налоговая оптимизация. Ее сущность. – М.; Время МБ, 2004 №6.