Одним из рычагов влияния государства на рынок посредством воздействия на предприятие являются налоги. Они в данном случае играют значительную роль, о чём говорит то, что президент Российской Федерации в бюджетном послании Федеральному Собранию РФ одним из основных направлений налоговой политики заявил совершенствование налогообложения предприятий вследствие несовершенства последнего, для целей регулирования рынка. В частности, он сказал: «Следует поддержать меры по совершенствованию налогообложения прибыли организаций: полностью включить в состав затрат расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, предоставить право включать в состав затрат капитальные вложения в размере 10 процентов от стоимости приобретаемых основных средств, а также разрешить перенос убытков прошлых лет на будущие периоды.
Механизмы начисления амортизации должны совершенствоваться и в дальнейшем.
Предлагаю также рассмотреть вопрос о совершенствовании налогообложения дивидендов, получаемых российскими юридическими липами от инвестиций в дочерние общества, что должно стимулировать размещение холдинговых компаний в Российской Федерации.
Считаю необходимым принять меры налогового стимулирования развития в отношении компаний, осуществляющих технико-внедренческую деятельность в особых экономических зонах, предусмотрев снижение базовой ставки единого социального налога».[24]
Все эти меры, воплощенные в жизнь, должны повысить отдачу от стимулирующей функции налогов, тем самым, повысив конкурентоспособность предприятий.
Ещё одна значимая проблема, подымаемая в литературе – налоговое стимулирование инвестиций в производственной сфере. Один из главных показателей рыночной экономики – темп экономического роста зависит во многом от инвестиций. Однако в отличие от многих зарубежных стран, в которых проводилось реформирование налогового законодательства, и публиковались соответствующие научные исследования по проблеме налогового стимулирования инвестиций, опубликованных отечественных исследований по указанной тематике в России практически нет. Автор статьи «Инвестиционные стимулы в условиях налогового реформирования: зарубежный опыт и оценка изменений в российском законодательстве», начальник отдела Департамента экономики и финансов Министерства образования С.Н. Карахотин провел исследование по данному вопросу, а именно он задался вопросом: «как и в какой мере изменение, например, налоговых ставок влияет на инвестиционный спрос?». [25]
Сложность и многоплановость исследуемой темы при разработке математической модели потребовало учета и фактора инфляции. Амортизационные отчисления которые вычитаются из налоговой базы при определении прибыли, обесцениваются со временем в связи с инфляцией. Для снижения этого эффекта на практике используется ускоренная амортизация.
Для оценки стимулирования инвестиций в результате изменения налогового законодательства в рамках разработанной методики С.Н. Карахотин использует понятие «эффективная налоговая ставка». Величина эффективной налоговой ставки показывает часть затрат капитала, относящихся к налогам и вследствие этого легко интерпретируется. Например, эффективная налоговая ставка может быть сравнима с налоговой ставкой, установленной законом на прибыль корпораций.
Произведенные в исследовании расчеты показали, что на снижение стоимости использования услуг капитала в большей степени повлияло не совокупное снижение налогов в результате проведенных налоговых изменении в российском налоговом законодательстве, а изменение амортизационных сроков и правил начисления амортизации.
Вследствие снижения стоимости услугкапитала потенциально увеличивается спрос на инвестиции во всех секторах. Так, в корпоративном секторе после налоговых изменений стоимость услуг капитала снизилась для всех десяти групп фондов на 4— 8%. Наибольший прирост спроса на инвестиции вследствие налоговых изменений может наблюдаться среди таких групп фондов, как электронно-вычислительная техника, автомобили и тракторы (в среднем 6—7%).
При этом прогнозируемый уровень роста реальных инвестиций в корпоративном секторе за счет всех факторов составит, но расчетам, в среднем 8%.
В конце своей работы С.Н. Карахотин подвел итог: уменьшение налоговых ставок (налоговый фактор) дает для всех десяти групп амортизации основных фондов 30—40% расчетного увеличения в общем эффекте роста инвестиций. Амортизационный фактор (сокращение сроков использования) обеспечивает 60—70% общего вклада в увеличение реальных инвестиций.[26]
Инвестиционная льгота – причина баталий многих финансистов. Государственный советник I ранга, академик РАЕН Дмитрий Черник отстаивает свою точку зрения: «Государство фактически говорило предприятиям: «Если вы вкладываете свою прибыль в развитие, модернизируетесь, закупаете новое оборудование, осваиваете новые виды продукции, то я, государство, беру на себя ваши расходы в размере налога — это 35 процентов от прибыли, вложенной в развитие производства». То есть 65 процентов вкладывал работодатель, а на 35 процентов финансирование развития частного предприятия фактически брало на себя государство».[27]
Цифры, предложенные Д. Черником выше, взяты, я так полагаю, для примера. Льгота на инвестиции не должна была превышать 50 % прибыли. Хотя по статистическим оценкам, в среднем на развитие производства направлялось 22-25 процентов прибыли, некоторые отрасли направляли 12-15 процентов.
В результате налоговой реформы все льготы отменили, а взамен ставка налога на прибыль была снижена с 35 до 24 процентов. Но ставка налога — это абсолютно нейтральная величина, к регулированию производства она не имеет никакого отношения. То есть государство уже никакой стимулирующей роли на себя не берет, никуда своими налоговыми действиями предприятия не направляет. Таким образом, понятно, что задача ускорения роста экономики и отмена инвестиционной льготы вступили в противоречие.
По мнению Черникова отмена этой льготы очень болезненно сказалась на предприятиях и на стороне академика статистика, которая показывает, что инвестиции в развитие сократились по удельному весу чуть ли не в семь раз. Однако потом они стали повышаться, когда предприятия приспособились к новым условиям. Но первый ответ предпринимателей был именно такой: уменьшить вложения собственной прибыли в развитие производства. Получается парадокс: с одной стороны, страна ищет инвестиции за рубежом, с другой — она не стимулируем к инвестициям своих предпринимателей.
В ползу Д. Черника можно привести довод, сославшись на опыт Эстонии: там предприятие, инвестирующее в развитие своихосновных фондов, может снизить платежи по налогу на прибыль даже на сто процентов. Налоговая система при этом становится не такой простой, но это очень привлекательный режим для инвесторов. Если смотреть на опыт Эстонии, на долю инвестиций в ВВП этой страны, вы увидите, что после введения такой льготы она резко возросла. Я думаю, что эта мера очень эффективна для экономик и отраслей промышленности, которые находятся в процессе реструктуризации. Особенно она может быть эффективна в такой экономике, как российская, где значительная часть производственных активов устарела.[28]
Заочный оппонент Д.Черника ГорскийК.В. смотрит на этот вопрос по-другому: «Налоговый кодекс, отменив так называемую инвестиционную льготу, в гл. 25 «Налог на прибыль организации» установил отдельной статьей (ст. 262) порядок учета расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Тем самым новый налоговый режим подталкивает предприятия к научно-техническому прогрессу и инновационным формам развития, обеспечивая новое качество экономического роста.
Считаем возможным здесь же еще раз подчеркнуть, что широкому распространению льгот способствует взгляд на них, как на нечто дармовое и малозначительное. Между тем счет идет на миллиарды, и это те миллиарды, которые недополучает бюджет. Разумеется, многие из льгот имеют вполне пристойное обоснование, но ведь суммы говорят сами за себя. В связи с этим считаем, что по опыту развитых стран, необходимо определить льготы как «налоговые расходы государства» и включать их во все расчеты эффективности, как налогов, бюджета и госсектора вообще, так и частного производства, которое очень любит говорить о налогах и никогда не говорит о получаемых льготах».[29]
Заключение.
Подводя черту под всем вышеизложенным, следует повториться: не надо недооценивать роль государства в регулировании рынка, особенно посредством налогообложения производственных предприятий. В условиях рыночной экономики,то есть всовременных российских условиях возможности государства повлиять на деятельность предприятия значительно ниже, чем это было при нерыночной экономике Советского Союза, когда все предприятия находились в государственной собственности и прибыль, получаемая ими, являлась и государственной одновременно.
То есть в настоящий момент контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает регулирование хозяйственной деятельности предприятий посредством налогов, чего (контроля государства за развитием рынка) не было и даже не намечалось за более чем шестидесятилетнюю историю России советского периода в связи с идеологией того режима.
Список литературы.
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации
2. Бюджетное послание президента РФ Федеральному Собранию.//Финансы, 2005, №6
3. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики.//Вопросы экономики., 1997, №7