Смекни!
smekni.com

Негосударственные пенсионные фонды в РФ. Современное состояние. Перспективы развития (стр. 5 из 7)

Такое явно недостаточное развитие негосударственного пенсионного обеспечения в нашей стране определяется, прежде всего, отсутствием в обществе страховой культуры, традиции заботы в трудоспособном возрасте о материальном обеспечении на старость. Хотя пенсионные договоры, по которым граждане выступают вкладчиками в свою пользу или в пользу ближайших родственников, и нельзя уже назвать редкостью в масштабах страны количество таких договоров крайне незначительно. Существенно более широкое распространение получили заключаемые в пользу работников пенсионные договоры, вкладчиками по которым являются юридические лица. Однако, по оценке Федеральной службы по финансовым рынкам, не более 10% коллективных договоров содержат положения об обязанности работодателя обслуживать корпоративную пенсионную программу, посколь­ку никакие нормативно-правовые акты не предписыва­ют организациям заниматься негосударственным пенсионным обеспечением работников. В связи с этим обсуждается вопрос о внесении соответствующих норм в Трудовой кодекс РФ.

Одной из основных причин, по которым корпоративные пенсионные программы не получили необходимого распространения, является избыточное налогообложение на всех стадиях организации негосударственного пенсионного обеспечения. Пенсионные взносы могут быть включены юридическим лицом-вкладчиком в состав расходов на оплату труда, но лишь в определенных пределах. Пенсионные взносы, превышающие 12% от суммы расходов на оплату труда, в состав расходов не включаются и, соответственно, платятся из прибыли организации после обложения налогом на прибыль. Причем действующей на сегодня редакцией Налогового кодекса РФ вводится ограничение, в соответствии с которым пенсионные взносы могут быть отнесены к расходам лишь в том случае, если пенсионный договор предусматривает «выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет». Чем руководствовались авторы этой нормы, не разрешая отнесение к расходам пенсионных взносов по договорам, предусматривающим пожизненные пенсии (принципиально иные по сравнению с пенсиями до исчерпания средств на именном пенсионном счете участника), осталось неизвестным. К счастью, Федеральным законом от 24.07.2007 г. в соответствующую статью вносится поправка, устраняющая эту нелепость и разрешающая отнесение к расходам взносов по пенсионным договорам, предусматривающим пожизненные пенсии, но действовать эта поправка начала только с 01.01.2008 г.

До настоящего времени не разрешена спорная ситуация, связанная с правомерностью обложения единым социальным налогом пенсионных взносов в пользу кон­кретных работников. Позиция налоговых органов в боль­шинстве случаев такова, что эти взносы считаются выплатами в пользу физических лиц и в качестве таковых подлежат обложению единым социальным налогом. Таким образом, взносы для обеспечения негосударственных пенсий служат объектом обложения налогом для обеспечения пенсий государственных. Попытки работодателей оспорить такую трактовку налоговых норм приводили к арбитражным решениям, как в пользу налогоплательщиков, так и в пользу налоговых органов. Эта неопределенность, безусловно, не способствует развитию негосудар­ственного пенсионного обеспечения.

Значительной новацией 2007 г. является предоставление уже упоминавшимся Федеральным законом от 24.07.2007 г. гражданам-вкладчикам по пенсионным договорам в свою пользу или в пользу ближайших родственников социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на сумму пенсионных взносов (но не более 100 тыс. руб. в год). Условием предоставления указанного налогового вычета является представление налогоплательщиком письменного заявления, налоговой декларации и подтверждающих документов. Несмотря на необходимость доказывания налогоплательщиком своих прав, наличие такой возможности послужит стимулом для граждан при заключении пенсионных договоров. Эта норма также начала действовать с 01.01.2008.

Несмотря на то, что НПФ и управляющие компании обязаны обеспечить сохранность средств пенсионных резервов и их прирост темпами, по крайней мере, превышающими инфляцию, по пенсионным договорам, заключенным с вкладчиками — юридическими лицами, часть дохода от размещения пенсионных резервов, превышающая доход, рассчитанный исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, подлежит обложению налогом на прибыль организаций. Но такой порядок на­логообложения определен лишь для средств пенсионных резервов, учтенных не на солидарных пенсионных счетах. Если эти средства размещаются на солидарных счетах, т. е. в случае применения солидарных пенсионных схем, не предполагающих персонификацию пенсионных резервов на этапе накопления, обложению налогом на прибыль подлежит весь доход от размещения пенсионных резервов.

Наконец, на стадии пенсионных выплат средства, выплачиваемые пенсионерам, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если соответствующий пенсионный договор заключен вкладчиком — юридическим лицом (иным работодателем) или физическим лицом в пользу другого лица. Очевидно, что ситуация, когда пенсионные выплаты по договору, заключенному, например, мужем в пользу жены, облагаются налогом на доходы физических лиц, выглядит нелепо. Однако принципиально против налогообложения на этапе пенсионных выплат специалисты пенсионной сферы в целом не возражают. Но целесообразен отказ от налогообложения пенсионных средств на этапе внесения взносов и размещения пенсионных резервов, в соответствии с обычной практикой в развитых зарубежных странах. Необходимы официальные разъяснения по вопросу правомерности взимания едино­го социального налога с сумм персонифицированных пенсионных взносов. Крайне желательно полное освобождение части дохода от размещения пенсионных резервов, направляемой на пополнение этих резервов, от обложения налогом на прибыль организаций. И совершенно необходимым представляется отказ от дестимулируюших налоговых мер в отношении солидарных пенсионных схем.

В 2007 г. произошли важнейшие события, касающиеся другой сферы деятельности Н ПФ — обязательного пенсионного страхования.

Решение о допуске Н ПФ к участию в обязательном пенсионном страховании, принятое органами государственного управления в 2003 г., было воспринято фондами с большим энтузиазмом. Многие из них объявили о своем желании стать страховщиками по этому виду пенсионного страхования и в соответствии с заявительным порядком получили такое право. В настоящее время разрешения на осуществление обязательного пенсионного страхования имеют 124 НПФ, т.е. почти половина от общего их числа. Реальную же деятельность в этой области осуществляют только 91 из них, причем лишь у 54 фондов численность застрахованных лиц превышает 1000 чел. Хотя, как уже было сказано, общее число граждан, выбравших НПФ в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, приближается к 2 млн. человек, а размеры переданных в НПФ пенсионных накоплений — к 20 млрд. руб., этот вид деятельности фондов не развился в той степени, какой требует его важность с точки зрения государственных интересов.

Причин, по которым обязательное пенсионное страхование, осуществляемое НПФ, развивается недостаточно интенсивно, — несколько. Деятельность в этой области для большинства фондов является убыточной. Расходы на нее далеко не всегда покрываются той частью дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, которая в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» может быть отчислена фондом на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности. И если еще несколько лет назад НПФ действительно рассчитывали на получение значительных сумм таких отчислений, то на сегодняшний день деятельность многих фондов по обязательному пенсионному страхованию позиционируется ими в основном как показатель надежности НПФ, возможность предоставления организациям и гражданам полного пакета пенсионных услуг и мотивируется другими подобными имиджевыми соображениями.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что решения по важнейшим вопросам регламента деятельности НПФ в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию принимаются органами государственного управления крайне медленно. Так, предусмотренный Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» нормативный акт Правительства, определяющий порядок выплаты фондом средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица его правопреемникам, принят лишь в ноябре 2007 г. В результате здесь сложилась очень острая ситуация. По некоторым данным, около 22 тыс. человек, являющихся правопреемниками умерших застрахованных лиц, в связи с отсутствием названного нормативного документа до настоящего времени не могли получить эти средства. Кроме того, в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и других законах отсутствуют положения, позволяющие однозначно определить размер назначаемой застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии при наступлении пенсионных оснований. По-видимому, предполагается восполнить этот правовой пробел за то время, которое еще остается до начала массового выхода на пенсию граждан, имеющих право на назначение накопительной части трудовой пенсии. Хотя в данном вопросе Пенсионный фонд Российской Федерации и НПФ оказываются в одинаковом положении, для НПФ эта проблема несколько более актуальна, так как активных граждан при принятии решения о передаче средств своих пенсионных накоплений в НПФ интересуют все аспекты формирования и выплаты будущих пенсий, и наличие такой неясности не способствует повышению доверия к фондам как страховщикам.