В 1925г. начал свою работу Центральный банк коммунального и жилищного строительства – Цекомбанк.
В начале 1925г. был создан Центральный сельскохозяйственный банк, образованием которого завершилось организационное построение системы сельскохозяйственного кредита.
В июне 1927г. законодательно были утверждены принципы построения кредитной системы. Это вызвано тем, что в работе банков (особенно специализированных) наблюдался параллелизм. В погоне за клиентурой эти банки выходили за установленные им рамки отдельных отраслей хозяйства, стремясь стать универсальными. Множественность банков, осуществляющих краткосрочное кредитование, порождала нездоровую конкуренцию между ними.
Были разграничены функции банков и усилена роль Государственного банка СССР (Госбанка СССР), созданного в 1922г., как органа краткосрочного кредитования, а отраслевых банков – как органов долгосрочного кредитования. Сохранив обязанность общего наблюдения за деятельностью кредитных учреждений за Наркомфином, правительство возложило на Госбанк руководство всей кредитной системой с предоставлением ему права участвовать в лице своих представителей в советах и ревизионных органах кредитных учреждений, следить за характером использования банками открываемых им кредитов и за распределением кредитов по отраслям народного хозяйства (в соответствии с правительственными директивами в области кредитной политики).
В 1928г. Промбанк был реорганизован в Банк долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), а его краткосрочные операции были переданы Госбанку.
Однако разграничению функций банков и разделению между ними клиентуры препятствовало наличие коммерческого кредита: хозяйственные организации имели возможность получать дополнительные средства в порядке взаимного кредитования.
С октября 1925г. Госбанк стал осуществлять кассовые операции по исполнению Государственного бюджета, а с 1928г. на него была возложена вся работа по кассовому исполнению Государственного бюджета.
Проходивший в декабре 1925г. Съезд ВКП(б) предопределил решительный курс на индустриализацию за счет немедленной и максимально возможной мобилизации имеющихся ресурсов. Это в свою очередь предопределило первые шаги по свертыванию НЭПа. Был проведен ряд мероприятий, направленных на вытеснение частного капитала из сферы производства и оптовой торговли.
По указанию Правительства с 1924г. Госбанк СССР перестал принимать от государственных и кооперативных предприятий и организаций к учету векселя, выданные частными предпринимателями. Одновременно строго ограничивался учет векселей, предъявлявшихся непосредственно частниками.
И это при том, что к концу 1925г. в стране была сформирована достаточно развитая кредитная система, состоящая, в основном, из различных кредитных учреждений, созданных на новых началах. К этому времени функционировали 121 акционерный банк, 114 кооперативных банков, 153 коммунальных банка, 196 обществ сельскохозяйственного кредита, 173 общества взаимного кредита и кредитная кооперация, объединившая 3800 подразделений. Сеть учреждений Госбанка СССР насчитывала 459 учреждений.
5. Банковская система периода централизованного планирования.
Особенностью управления экономикой с помощью использования административно-командных методов являлось детальное централизованное планирование, включая планированные выдачи кредитов и связанное с ним планирование денежного обращения.
Получивший широкое распространение в годы НЭПа коммерческий кредит ограничивал возможности государства в полной мере маневрировать через финансово-кредитную систему денежными резервами хозяйства. Часть этих резервов распределялась и перераспределялась, помимо финансовой системы, непосредственно хозяйственными организациями путем коммерческого кредитования. Между тем, планомерное распределение государством оборотных средств диктовалось задачами выполнения государственных народнохозяйственных планов и, прежде всего, необходимостью направить значительные средства на реализацию планов развития тяжелой промышленности.
Взаимное коммерческое кредитование в условиях административно-командных методов управления превратилось в противодействие централизованному перераспределению ресурсов через бюджет и банки, так как:
– тормозило плановую организацию оборотных средств;
– затрудняло плановое маневрирование денежными ресурсами в масштабе отрасли и даже всего народного хозяйства;
– задерживало развитие и укрепление финансового планирования;
– предоставляло возможность хозяйственным организациям пользоваться внеплановыми источниками финансирования.
Одновременно взаимный коммерческий кредит и базировавшееся на нем косвенное вексельное банковское кредитование препятствовали дальнейшему укреплению кредитного планирования, которое имело в то время важное значение в системе государственного управления экономикой. Для того чтобы кредит мог успешно выполнять функцию важного экономического рычага в централизованной системе плановой организации производства и распределения продуктов, необходимо было ликвидировать коммерческий кредит и перейти полностью к прямому банковскому кредиту как единственной форме кредитных отношений.
Усиление роли централизованного планирования, развертывание широкомасштабной индустриализации и коллективизации к началу 30-х г.г. потребовало от банковской системы максимальной мобилизации денежных средств для последующего перераспределения на финансирование капитальных вложений и содействия развитию колхозов и совхозов.
Сложившаяся в период НЭПа кредитная система, включающая множество банков и банковских учреждений, так же как и система коммерческого кредитования, не могла решить эту задачу. Большинство банков осуществляли свои операции, руководствуясь, прежде всего, своими коммерческими соображениями, не считаясь с плановыми предписаниями государственных органов.
Перестройка кредитной системы началась с июня 1927г. Основные изменения этой системы – в усилении регулирующей роли Госбанка при сохранении за Наркомфином функций общего регулирования, на Госбанк возлагались функции непосредственного руководства деятельностью всех кредитных учреждений; в размежевании функций отдельных банков при усилении роли краткосрочного кредита; в размежевании клиентов между банками: каждый клиент, как правило, должен был пользоваться краткосрочным кредитом и сосредотачивать свои свободные средства только в одном определенном банке в соответствии с характером своей организации и хозяйственной деятельности. В дальнейшем эти принципы организации кредитной системы были развиты и углублены.
Перестройку кредитной системы и законодательное закрепление ранее проведенных мероприятий была призвана осуществить кредитная реформа.
30 января 1930г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О кредитной реформе». Основное содержание реформы заключалось в следующем:
– ликвидация коммерческого кредита с заменой его прямым банковским кредитованием;
– сосредоточение краткосрочного кредитования в едином кредитном институте – Госбанке СССР, с тем чтобы усилить его роль как расчетного центра и возможности контроля за соблюдением предприятиями установленных плановых заданий;
– создание системы специальных банков, обеспечивающих аккумуляцию и рациональное использование ассигнований, предназначенных для осуществления капитальных вложений.
Государственный банк приступил к проведению реформы без надлежащей подготовки, хотя ему было предоставлено право определить срок перехода на новую систему кредитования и расчетов. Недостаточный инструктаж, отсутствие заблаговременно отпечатанных стандартных бланков, форм и т.п. ставили филиалы банка в затруднительное положение. Новый порядок выдачи ссуд необоснованно усложнялся и нередко сообщался по телеграфу, задерживалось сообщение местам кредитных лимитов. К тому же Госбанк стал принимать к оплате путем безналичных перечислений счета на любую сумму, какой бы малой она не была.
Справиться с огромным потоком платежных документов банковский аппарат не смог. Одним из следствий и показателей неудовлетворительного проведения реформы было огромное нарастание на балансе Госбанка статьи «междуконторские расчеты»: с 15 млн. руб. на 1.01.1930г. до 1026 млн. руб. на 1 июня 1930г.
При проведении кредитной реформы оказались подорванными некоторые ее основные принципы.
Вместо кредитования отдельных хозяйственных сделок в меру выполнения плана банк встал на путь кредитования «под план» в размере кассового дефицита.
На практике это приводило к стремлению хозяйствующих субъектов преувеличивать плановую потребность в денежных средствах, чтобы тем самым получить больше средств от банка. Все это привело к автоматизму в кредитовании.
Наблюдался и автоматизм в расчетах, заключавшийся в том, что банк оплачивал счета поставщиков независимо от согласия покупателя и даже не считаясь с тем, имелись ли средства на счете покупателя в банке. Отгрузив продукцию в адрес покупателя, поставщик предъявлял счет-фактуру в банк, который без ведома и согласия покупателя зачислял сумму этого счета на контокоррент поставщика, а затем списывал с контокоррента покупателя. С поставщика по сути дела снималась забота о качестве и комплектности отгружаемой продукции, так как достаточно было предъявить документ, подтверждающий сам факт отгрузки, чтобы получить от банка деньги за счет покупателя.
Автоматизм кредитования и расчетов повлек за собой обезличку собственных и заемных средств хозяйственных органов. Наиболее ярким выражением этой обезлички было введение так называемого единого контокоррента, т.е. единого счета в банке, на который зачислялись все средства предприятия, независимо от того, являются ли они собственными средствами предприятия или же предоставлены ему банком во временное пользование.