3.3. Отрицательные последствия введения режима полной конвертируемости рубля
Наравне с положительными итогами либерализации могут появиться и отрицательные. Опыт стран показывает, что основная угроза, с которой сталкивается внутренний валютный рынок той или иной страны после снятия такого рода ограничений, это шок, который в условной классификации относится к так называемым позитивным экономическим шокам. Этот шок притока капитала в ситуации неразвитости наших рынков, неготовности банков, инфляционных последствий снижает возможности ЦБ по сдерживанию влияния спекулятивного притока и оттока капитала.
Кроме того, введенная волевым методом конвертируемость рубля может привести к тому, что значительные капиталы будут выведены из страны, а также спровоцировать дестабилизацию экономики.
Рассматривая плюсы и минусы либерализации валютного режима рубля, нельзя не учитывать уменьшение степени управляемости национальной экономикой. В условиях финансовой глобализации на международные инвестиционные потоки влияют не только факторы, которые могут контролироваться национальными денежными властями, но и факторы, изменяющиеся под влиянием внешних условий.
На сегодняшний день Россия уже столкнулась с несколькими отрицательными последствиями введения режима полной конвертируемости рубля.
Высокая инфляция и укрепление рубля в июле, а также заявления президента, Минфина и Центробанка о том, что сдерживание то одного, то другого из этих параметров является приоритетным, наконец, решение ЦБ об увеличении норматива обязательных резервов по обязательствам перед банками-нерезидентами до 3,5% – все это первые следствия валютной либерализации, которая была торжественно объявлена и юридически введена с 1 июля этого года. [11]
Массированный приток капитала, о котором раньше только мечтали, оказался столь велик, что привел к инфляции – 0,7% в июле против 0,5% в июле 2005 года. Не помогло даже укрепление рубля – традиционный метод ЦБ в борьбе с инфляцией. По данным МЭРТа, в июле прошлого года реальный курс рубля к доллару снизился на 0,6%, а в нынешнем июле рубль, наоборот, укрепился на 0,7%. О масштабах притока капитала говорит тот факт, что золотовалютные резервы в прошлом месяце выросли на $15 млрд против $7 млрд оттока год назад. [11]
ЦБ часто заявлял, что денежные власти будут укреплять рубль, чтобы сдержать рост цен. В результате игроки стали завозить в страну валюту, чтобы конвертировать и заработать на укреплении рубля. Это стало особенно просто после 1 июля. Приток капитала вызвал ускорение роста золотовалютных резервов, рублевой денежной массы и инфляции. [11]
4. Условия достижения свободной конвертируемости рубля
Формально, с либерализацией валютного законодательства рубль становится конвертируемой валютой, однако для достижения ее реальной конвертируемости необходимо, чтобы существенно укрепилось доверие к рублю в мире, чтобы спрос на рубли обеспечивался его широким использованием в системе международных расчетов? существовал ликвидный мировой рынок данной валюты и эффективная система расчетов и платежей в рублях. Пока ликвидным является лишь внутренний валютный рынок России.
Несмотря на то, что отмена валютного контроля – важный шаг вперед, Международная организация по экономическому сотрудничеству и развитию высказывает мнение, что этого не достаточно для привлечения иностранных инвестиций. В России остается еще много других барьеров для иностранных инвесторов, помимо конвертируемости рубля, и в будущем России следует провести ряд дополнительных реформ.
Что касается вопроса о статусе рубля как резервной валюты, то, видимо, это еще не воспринимается достаточно серьезно. Учитывая положительный торговый баланс России, более реалистично выглядит введение расчетов в рублях за российский экспорт в зоне СНГ. Согласно статистике МВФ, в I кв. 2006 г. 66% валютных резервов приходится на американский доллар, 25% — на евро, 4% — на английский фунт и 3,5% — на иену. Стоит отметить, что, например, канадский доллар стал свободно конвертируемым еще в 1951 г., но так и не является весомой резервной валютой, несмотря на стабильную экономику и умеренную инфляцию в стране. Вероятно, российская экономика с достаточно сильной инфляцией не рассматривается как стабильная, да и российский рынок до сих пор описывается термином «emerging market» – развивающийся рынок. Среди потенциально значимых валют больше внимания уделяется китайскому юаню, чем российскому рублю.
Для достижения полной конвертируемости рубля, как условия трансформации его в международную валюту, в первую очередь необходимо осуществить структурную перестройку, направленную на диверсификацию российской экономики, повышение ее конкурентоспособности. Снятие правовых ограничений на операции с национальной валютой проблемы ее использования в международных экономических отношениях не решает. Ключевую роль здесь должны сыграть степень доверия отечественного и зарубежного бизнеса к проводимой Российской Федерацией государственной политике в целом и денежно-кредитной в частности, а также уровень развития банковской системы страны. [5]
В условиях осуществления мер в области структурных преобразований в российской экономике важно, чтобы денежно-кредитная политика Банка России активно поддерживалась действиями Правительства РФ в сфере бюджетной, налоговой, тарифной и социальной политики. Речь идет о рациональном использовании Стабилизационного фонда, ограничении роста цен на продукцию и услуги естественных монополий, повышении эффективности тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической сферы. [5]
В ближайшие годы главные усилия должны быть направлены на прекращение роста цен, в первую очередь прямо или косвенно регулируемых государством. По мнению Кудрина, «рубль может стать реально конвертируемым, когда инфляция будет 2-3%, не больше», а инфляция в районе 11% «запредельна» для использования российской валюты в международных расчетах. Роль правительства в сдерживании инфляции необходимо повысить, используя немонетарные методы регулирования цен, в том числе ограничив рост тарифов естественных монополий в среднем 3% в год. При этом «Газпром», РАО ЕЭС и другие естественные монополии должны снизить свои раздутые издержки, что станет условием предоставления им государственных кредитов на инвестиции. Тогда сформируется и последняя предпосылка достижения фактической полной конвертируемости рубля – будет обеспечено доверие к российской денежной единице внутри страны и за рубежом. [8]
Дальнейшие реформы в экономике и создание более прозрачной практики ведения бизнеса приведут к тому, что российская валюта станет привлекательной для мировых инвесторов, а это в свою очередь обеспечит ее свободную конвертируемость.
Но нельзя забывать и про стабильность курса – это самое важное как для внутреннего рынка, так и для внешнего. ЦБ и Минфин обязаны обеспечить стабильный курс. Торговля за рубли будет действенной, когда цены не будут колебаться вслед за колебаниями доллара.
Спрос на рубли может повыситься, если страны, имеющие большой объем торговли с Россией, например, Китай, часть своих золотовалютных резервов переведут в рубли. При полной конвертируемости это вполне возможно.
Кроме того, необходим целый комплекс мер, направленных на сближение номинального курса рубля и курса по паритету покупательной способности. Сейчас стоимость рубля по паритету покупательной способности, по разным оценкам, составляет около 15 рублей. К тому моменту, когда все мировые инвесторы и предприниматели признают рубль, как очередную мировую валюту, эта разница должна составлять не более 20%. Это может быть осуществлено как снижением номинального курса рубля, так и ростом паритета покупательной способности. Все эти меры могут быть реализованы в течение пяти лет, но это должна быть очень напряженная работа.