Смекни!
smekni.com

Роль бюджета в реализации национальных программ (стр. 2 из 3)

Россия – не исключение, поскольку наша страна также проводит исследования в этой области. Но имеются определенные сложности как и в других областях и сферах хозяйства.

На этот счет есть мнение одного из компетентных людей в сфере нано-технологий. Алексенко Андрей Геннадьевич – (директор ООО Ангстрем – ЦНТ (Центр Нанотехнологии), руководитель Наноцентра МЭИ (ТУ). Академик Международной Ака-демии наук высшей школы и Академии электротехнических наук РФ, профессор, Герой Социалистического труда) считает, что Национальная программа РФ должна контролироваться президентом. Государством разработана федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры нанотехнологий в РФ на 2007-2010 гг." стоимостью около 30 млрд. рублей. Она будет финансироваться в основном за счет средств федерального бюджета. По мнению специалистов, нанопрограмма РФ вызывает смешанные чувства: средств для того, чтобы догнать аналогичные программы сверхдержав, выделено явно недостаточно, но сделан первый шаг в направлении развития этой приоритетной отрасли науки и технологии. Однако существуют определенные перспективы этой программы.

Первый шаг в этом направлении был необходим уже давно. Свыше 50 стран теперь имеют национальные программы развития нанотехнологии как системообразующей основы новой, третьей по счёту, научно-технологической революции. Вместе с тем, выделяемые на четыре года средства меньше ежедневной суммы, зарабатываемой страной за счёт продажи углеводородного сырья. С этой точки зрения, объём средств явно не отвечает стратегической значимости проблемы и роли России в мире.

Вдобавок не сформулированы системные цели, во имя которых будет происходить развитие инфраструктуры нанотехнологий. Есть опасения, что стратегическая задача по выводу экономической и социальной сферы страны на принципиально новый уровень развития будет подменена «конкурсной» системой планирования разрозненных и нескоординированных частных достижений. В неэффективности такой системы специалисты уже успели убедиться.

Комплексной целевой программы мы до сих пор не имеем, хотя именно под коммерциализацию её основных направлений следует выделять бюджетные средства. При этом создание оборудования, разработка наноматериалов, обучение и комплектование инновационных научных и производственных коллективов, достижение их эффективной работы – все эти направления должны обеспечивать суммарный синергетический эффект.

Практика организации такого рода системной целевой инфраструктуры была успешной и обеспечила развитие в нашей стране радиолокации, атомной, ракетно-космической и микроэлектронной промышленности. Многие достижения комплексно-целевого планирования СССР были скопированы в США, Японии и странах ЕС, являющихся сейчас лидерами в системной нанотехнологии. Так не лучше ли, обратясь к нашим исто-кам, перенять всё то ценное, что наработано странами пост-индустриального мира за по-следние семь лет? Это время было периодом нанотехнологической гонки, в которой мы не участвовали.

Вступая в это соперничество, мы можем рассчитывать на успех лишь при определённых организационных предпосылках. Перечислим хотя бы некоторые из них.

1.Следует сразу назначить лидеров наноиндустриальных направлений, имеющих опыт организации промышленных разработок и производства, возложив на них и создаваемые «под них» структуры, персональную ответственность за содержательную часть и испол-нение разделов Программы.

2. Необходимо закрепить за ведущими инновационными коллективами страны ответст-венность за расходование бюджетных средств на НИОКР по направлениям Программы. Если мы забыли свой прошлый опыт, можно использовать опыт стран- лидеров. Например, Агентство передовых оборонных разработок Министерства обороны США (DARPA) является системным интегратором развития направлений военного использования средств нанотехнологии в этой стране. Программа DARPA только по военной наноэлектронике имеет более 50 направлений. За каждым направлением, по крайней мере, в открытой части, закреплен конкретный американский университет, в некоторых случаях отдельные фирмы. У нас пока нет ничего похожего.

3. Только от промышленности, от создаваемой наноиндустрии и никак не от чиновников должны идти заказы на НИР, на наноматериалы, нанооборудование, на подготовку студентов, рабочих и школьников, на создание и оснащение лабораторной базы и новых производств и т. д.

4. Надо остановить практикуемую с 2003 г. практику чиновничьего «пережёвывания» Концепций и разного рода якобы «конкурсных» вариантов частных нанопрограмм и мелких лотов и приступить к конкретным, плановым, взаимно согласованным разработкам нанопродукции.

5. Национальная Нанопрограмма РФ должна иметь наивысший государственный приоритет и её ход, как в странах-лидерах, должен контролироваться Президентом.

Доступное и комфортное жилье в России

Вот уже несколько лет экономика России развивается согласно нескольким крупным Приоритетным национальным проектам. По крайней мере, так нам говорят с экрана телевизора. Одним из таких нацпроектов является программа «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Она была запущена более двух лет назад, но, как мы видим, доступнее жилье не стало, наоборот, цены заветных квадратных метров выросли за этот период более чем в 2 раза. Одновременно с ростом цен, замедляются темпы ввода нового жилья. С начала 2008 года было введено всего на 5% больше новостроек, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Если говорить в общем, то программа «Доступное жилье» строится на двух основных принципах – увеличение темпов жилищного строительства и развитие ипотеки. С первым пунктом мы уже разобрались, темпы снижаются, а не растут. Еще сложнее дела обстоят со вторым. О том, что в мире сейчас бушует кризис ликвидности, знает, наверное, даже ребенок. Он стал причиной того, что привлекать ресурсы для банков становится все дороже и все сложнее. В условиях, когда цена на деньги растет, сохранение ставок по ипотечным кредитам на относительно невысоком для нашей страны уровне, непременно привело бы к убыткам банков. С начала года уже отмечалось два серьезных повышения процентных ставок. Первое произошло весной, второе – в начале сентября, когда Агентство ипотечного жилищного кредитования сообщило о повышении ставок рефинансирования. Новые стандарты АИЖК не могут не оказывать влияния на российский ипотечный рынок. Банки вынуждены идти на повышение процентных ставок и ужесточение требований по отношению к заемщикам. Это выражается в увеличении первоначального взноса, или например, в том, что на банк учитывает только официальный доход и т.д. Все это привело к тому, что сейчас покупатель может взять ипотечный кредит под 15-16% в год. Вряд ли у кого-то язык повернется назвать этот процент доступным.

А что вообще можно понимать под «доступным жильем»? Государственная программа декларируется, как способ решить жилищный вопрос среди россиян. Естественно, никто не планирует раздавать жилье налево и направо бесплатно, как это было в Советском Союзе. Вернее, социальный наем тоже имеет место быть в нацпроекте, но воспользоваться им могут далеко не все. Чиновники постоянно заявляют о необходимости снизить стоимость квадратного метра до доступного уровня, называя цифры в 15, 20 и 25 тыс. рублей за кв. м. По сравнению с сегодняшними рыночными ценами, эти цифры действительно выглядят заманчиво. Остается только решить, как за эти небольшие деньги жилье все-таки строить, как делать его комфортным и главное, кому продавать? Даже при такой низкой стоимости квадратного метра, итоговая цена квартиры будет составлять несколько десятков тысяч долларов. Приходится констатировать тот факт, что в стране с минимальным размером оплаты труда в районе 3 тыс. рублей, сумма в $40-50 тыс. является для большинства граждан такой же заоблачной, как и сегодняшние цены на жилье. При отсутствии ипотеки, можно сделать неутешительный вывод, что доступного жилья в нашей стране не будет никогда.

К такому же выводу пришли и участники круглого стола «Может ли жилье быть доступным? Успехи и неудачи федеральной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», организованного Urbanus.ru и Cottage.ru в рамках выставки «Недвижимость-2008», прошедшей в минувшие выходные в Центральном доме художника на Крымском валу. По мнению директора по развитию RODEX Group Валерия Лукинова, реализовать программу «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на территории Москвы и Подмосковья нереально. «В первую очередь высокая стоимость земли делает проблематичной реализацию программы. Большая часть подмосковных земель раскуплены частными компаниями, среди которых порядка 15 крупных лендлордов. Им не выгодно строить на своей земле дешевое жилье. В оптимальном варианте, земли под доступное жилье должны бесплатно выделяться государством, которое также обеспечит и инженерную инфраструктуру», - сказал он. А генеральный директор компании «Палекс-Строй» Александр Петунин предложил свой вариант решения жилищной проблемы. По его мнению, доступное жилье в России появится только в том случае, если работодатели будут сами строить жилье для своих сотрудников. «В сегодняшней ситуации мы должны вернуться к советским принципам, когда организации сами обеспечивали жильем своих сотрудников. Руководители крупных компаний должны понимать, что для людей, которые зарабатывают им деньги, нужно обеспечить нормальные условия проживания. А вот заботиться о тех, кто работать не может в силу определенных обстоятельств, должно государство», - сказал Петунин. Он также отметил, что если компания не может построить жилье сама, то она может выплачивать за сотрудника ипотечный кредит. «После пятнадцати лет хорошей работы жилье будет переходить в собственность подчиненного. Я уверен, что это хороший стимул для сотрудника. Кроме того, это позволит решить проблему с текучкой кадров», - сказал он.