Наличие взаимосвязи между величиной ЗВР, с одной стороны, и объемом внутреннего денежного обращения - с другой, используется для обоснования бытующих представлений, согласно которым эти резервы являются покрытием, «обеспечением» национальной денежной массы и от их уровня якобы напрямую зависят качественные характеристики денег, находящихся во внутреннем обращен ли. Тезис о том, что наращивание ЗВР - главная гарантия «здоровья» национальной денежной единицы, не убедителен, ибо оно определяется, прежде всего, состоянием национальной экономики, насыщенностью внутреннего рынка товарами и услугами, международной конкурентоспособностью отечественных производителей, внешней конвертируемостью национальной валюты, хотя здесь, безусловно, важную роль играют и ЗВР.
Волатильность динамики международных резервов в последнее время усилилась. На текущий момент наиболее важную роль в изменении объема ЗВР играет динамика валютных курсов. Доллар, снижаясь на рынке Forex, способствует укреплению рубля, что не очень выгодно российским экспортерам. Это заставляет Центробанк корректировать ситуацию посредством скупки валюты на внутреннем рынке и проведения миллиардных валютных интервенций, которые и оседают в международных резервах РФ. Таким образом, в основе динамики ЗВР России лежит нестабильность американской валюты. Аналогичное влияние доллар оказывает и на резервы других стран, представители власти которых, учитывая возросшие риски и волатильность колебаний доллара, все чаще высказываются в пользу сокращения доли валюты США в составе своих резервов.
Но в отличие от ряда других стран, Россия не планирует существенно менять структуру размещения своих резервов в течение года. С таким заявлением выступил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин после встречи министров финансов стран - членов G8 в минувшие выходные. По мнению А.Кудрина, роль доллара как мировой резервной валюты в ближайшее время вряд ли изменится. Прозвучавшие заявления были восприняты как отказ РФ от планов диверсификации международных резервов в ущерб доллару.
Однако президент России Дмитрий Медведев на днях сообщил, что государства - участники Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) рассматривают возможность перевода ряда финансовых инструментов в национальные валюты стран-партнеров. Вместе с тем, по словам руководителя департамента стратегии и исследований рынка UniCredit Securities Владимира Осаковского, хотя лидеры стран BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай) в последнее время обсуждают возможность утраты долларом положения основной резервной валюты в мире, только в мае центральные банки этих стран купили приблизительно 60 млрд. долл.
Аналитики Banc of America Securities - Merrill Lynch также полагают, что центральные банки развивающихся стран в 2009г. не будут избавляться от доллара в массовом порядке. По прогнозам экспертов, мировые резервы постепенно начнут увеличиваться - на 30 млрд. долл. в месяц. Ежемесячно около 10 млрд. долл. будет продаваться для диверсификации резервов. "Существует мнение, что инвесторы могут сократить свои позиции в долларах, из-за рискованной финансовой политики США. В результате того, что резервы в меньшей степени состоят из доллара, чем в прошлом, позиции американской валюты пошатнулись. Однако за отсутствием достойной альтернативы доллару его доля в мировых резервах остается стабильной", - заключили эксперты.
В.Осаковский также не ожидает, что положение американского доллара в качестве основной резервной валюты в мире будет оспариваться, если допустить, что экономика США останется крупнейшей в мире после продолжающегося кризиса и глобализация по-прежнему будет основным мотивом экономического развития в целом. Возможно, в будущем другие рынки обгонят Соединенные Штаты по масштабам, но, по мнению В.Осаковского, даже Китаю, имеющему самую крупную экономику среди стран BRIC, потребуется для этого продолжительное время, учитывая размеры американкой экономики. Вместе с тем находятся и сторонники точки зрения, что в будущем роль BRIC только усилится. "Через 5-10 лет доля этих стран в мировом ВВП будет составлять 30-35%, а доля США сократится до 15%", - считает старший экономист Prosperity Capital Лайам Хэллиган. По его словам, уже сейчас Бразилия, Россия, Индия и Китай держат 50% мировых валютных резервов, в то время как "большая семерка", за исключением Японии, – только 6%.
Можно предположить, что склонность к сохранению долларом роли мировой резервной валюты, отсутствие планов изменения структуры резервов РФ и текущие приоритеты валютной политики России открывают возможности для продолжения пополнения ЗВР РФ при условии, что динамика нефтяного рынка будет позитивной. Однако когда придет черед покрывать дефицит федерального бюджета, пополненные резервы начнут сокращаться.
Волатильность динамики ЗВР России усилилась, Российские золотовалютные резервы в последние недели демонстрируют довольно активную динамику, то прибавляя 8,4 млрд. долл. (с 29 мая по 5 июня 2009г.), то теряя 2,9 млрд. долл. (с 5 по 12 июня). В результате этих скачков к 12 июня объем ЗВР Российской Федерации составил 406,5 млрд. долл.
При управлении ЗВР необходимо стремиться к обеспечению максимальной эффективности их использования. В этих целях органы валютного регулирования страны должны всесторонне анализировать динамику ЗВР и вырабатывать управленческие решения по нескольким направлениям.
Во-первых, нужно определить оптимальный для данных условий объем ЗВР. Чрезмерное снижение их уровня под влиянием складывающегося в течение длительного времени дефицита платежного баланса чревато тем, что страна не сможет удовлетворять свои жизненно важные потребности за счет импорта или окажется не в состоянии обслуживать внешние долговые обязательства. Печальный пример такого рода - дефолт в России в августе 1998 г. При всех конъюнктурных колебаниях валютного рынка объем ЗВР для их компенсации, по нашим оценкам, должен составлять сравнительно небольшую величину - примерно 10 млрд. долл.
В целях экономического анализа, выработки рациональныхкритериев минимальной достаточности ЗВР в международной практике используется ряд показателей, в частности соотнесение величины резервов с усредненными показателями объема импорта. Достаточной считается величина ЗВР, равная стоимости импорта товаров и нефакторных услуг за три месяца. Отметим, что корректность и универсальность этого показателя подвергались сомнению. Поэтому с учетом имеющихся в российской экономике проблем минимально достаточный объем ЗВР должен быть увеличен, по крайней мере, вдвое - до 6 месяцев стоимости импорта. Федеральным бюджетом на 2007 г. и трехлетним бюджетом на 2008—2010 гг. предусмотрено, что объем импорта возрастет с 169 млрд. долл. в 2007 г. до 257 млрд. долл. в 2010 г. Таким образом, минимально достаточные размеры ЗВР, согласно этому критерию, составят соответственно 85 млрд. и 130 млрд. долл., что в несколько раз меньше их нынешней величины (41.6 млрд. долл. на 1 сентября 2007 г.).
Применяются и другие критерии - сопоставление уровня резервов с суммой всех внешних расходов, размерами пассивного или активного сальдо торгового и платежного балансов, наконец, величиной внешних долговых обязательств. Согласно основным параметрам трехлетнего бюджета, верхний предел государственного внешнего долга на 1 января 2011 г. прогнозируется в 45 млрд. долл., то есть примерно на уровне 2007 г. Конечно, эти показатели минимально допустимых ЗВР не являются универсальными, годными на все случаи жизни. Каждая страна определяет их эмпирическим путем с учетом многообразия конкретных обстоятельств. Однако по всем перечисленным критериям ЗВР России заметно превышают необходимый уровень, что свидетельствует о неэффективности проводимой финансовой политики.
Во-вторых, существует проблема выбора между отдельными компонентами резервов, установления их целесообразного соотношения. Поскольку резервная позиция в МВФ составляет небольшую долю в общей величине резервов, и ее размеры определяются уставом МВФ, эта проблема практически сводится к фиксированию соотношения между иностранной валютой и золотом, определению размеров золотого запаса. А данное соотношение, в свою очередь, всегда являлось компромиссом между стремлением к обеспечению доходности ЗВР, с одной стороны, и требованиями поддержания надлежащего уровня их ликвидности - с другой.
Страны, переживающие экономический кризис или сталкивающиеся с проблемой покрытия дефицита платежного баланса, используют золото в качестве залога для получения внешних кредитов. Центральные банки практикуют операции с золотом типа «своп», которые представляют собой продажу золота за иностранную свободно конвертируемую валюту при одновременном совершении сделки, предусматривающей обратную его покупку через определенный срок. К операциям «своп» с золотом прибегал в свое время и Банк России.
В-третьих, перед властями стоит задача диверсификации ЗВР - формирования валютной корзины, то есть выбора конкретных валют и установления их удельного веса в ней. Актуальность данной проблемы обусловлена присущей современной валютной системе тенденцией движения к валютному полицентризму, процессом перехода от долларового к мультивалютному стандарту. Валютная «плюрализация» - следствие реальных сдвигов в соотношении сил между ведущими державами Запада, утраты США их прежней доминирующей позиции в мировой экономике, увеличения экономического потенциала стран Западной Европы, Японии и Китая.