Германский период развития векселя придал ему новые черты: вексель был аналогичен заемному письму, к которому применялись нормы вексельного права. Таким образом, вексель становится просто долговым обязательством, вся сила которого заключалась в его наименовании векселем. В результате совершенно изменяется его экономическая функция: он утрачивает всякую связь с торговлей, становится доступным для каждого, кто вступает в имущественные отношения в другим лицом; вексель становится орудием кредита, превращается в кредитный инструмент, обращающийся на рынке наравне с другими ценными бумагами.
В средневековой России условия денежного обращения и торговли не способствовали развитию вексельного обращения. Однако при Петре I начали переводить казенные деньги из одного города в другой с помощью векселей. Появились казенные векселя. В дореволюционной России было принято три вексельных устава (1729, 1832 и 1902 гг.).
Формирование рыночных отношений привело к постепенному восстановлению в России института коммерческого кредитования, связанного с предоставлением поставщиками (производителями) товаров (работ, услуг) своим покупателям кредита в виде отсрочки платежа, оформляемого либо векселем, либо открытием на имя покупателя банковского счета, в дебет которого и относится соответствующая задолженность. Векселя появились в России еще в XVII веке, а документы, регулировавшие вексельный оборот, дважды уточнялись (последняя редакция вексельного устава была принята в 1902 году). В течение первых послереволюционных лет векселя не использовались; с переходом к НЭПу система коммерческого кредита была восстановлена, однако затем окончательно упразднена кредитной реформой 1930 года, ликвидировавшей хозяйственную самостоятельность предприятий. В этом же году с целью унификации порядка выпуска и обращения векселей в разных странах в Женеве была подписана Международная конвенция о векселях, к которой СССР присоединился через несколько лет, одновременно утвердив «Положение о переводном и простом векселе». Несмотря на наличие такого документа, векселя, после их отмены в 1930 году, вплоть до девяностых годов во внутреннем обороте не использовались. В то же время в сфере внешней торговли они находили применение (для чего, собственно, и было принято вышеназванное «Положение...»), причем получателем сумм по векселям являлся специальный банк, финансировавший внешнеторговые операции страны. Лишь в 1990 году в тогда еще общесоюзном законодательстве векселя были «реабилитированы». А в принятом в июне 1991 года Постановлении Президиума Верховного Совета РСФСР «О применении векселей в хозяйственном обороте РСФСР» содержался пункт о разрешении предприятиям, организациям, учреждениям и предпринимателям осуществлять поставку продукции (выполнять работы, оказывать услуги) в кредит с взиманием с покупателей (потребителей, заказчиков) процентов, используя для оформления таких сделок векселя (при этом в качестве нормативной базы впредь до принятия соответствующего законодательства предлагалось использовать «Положение о переводном и простом векселе»). «Положение...» не слишком соответствовало особенностям Российской ситуации. Дело в том, что им не предусматривалась какая-либо форма регистрации выпускаемых векселей, в результате чего рынок быстро приобрел довольно хаотичный характер. Так продолжалось вплоть до Указа Президента РФ от 11 июня 1994 года — «О защите интересов инвесторов», содержащего запрет на публичное размещение ценных бумаг, регистрация которых не предусмотрена законодательством. А поскольку к таким бумагам как раз и относятся нерегистрируемые векселя, то такое решение призвано было покончить с распространившейся в России практикой выпуска торговыми компаниями, а иногда и банками, векселей, выполняющих по сути несвойственную им роль краткосрочных облигаций.
20 марта 1996 года Госдумой был принят закон «О рынке ценных бумаг». В соответствии с ним вводилась обязательная регистрация всех участников рынка; а также вся исполнительная власть в области рынка ценных бумаг передавалась создаваемой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). [14, с. 85]
Согласно ст. ст. 143 и 815 ГК РФ векселем признается ценная бумага, содержащая простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) или иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного срока определенную сумму векселедержателю. Таким образом, вексельное обязательство можно охарактеризовать как безусловное, абстрактное, строго формальное денежное обязательство. Основными участниками вексельного правоотношения являются векселедатель, векселедержатель и плательщик. Субъектный состав определяется в зависимости от того, кто выступает в качестве плательщика по векселю — сам векселедатель или указанное им третье лицо. Различаются три разновидности векселей: простой, переводной и переводно-простой. Переводной вексель имеет второе название — тратта, а его участники иначе именуются: трассант (векселедатель), ремитент (векселедержатель), трассат (плательщик). В переводно-простом векселе трассант и трассат является одним и тем же лицом. По форме такой вексель является переводным, а по содержанию простым. Вексель может быть именным, ордерным или на предъявителя в зависимости от способа передачи прав.
Прежде чем рассуждать о сущности векселя, следует отметить, что вексель — это документ, составленный в соответствии с Единообразным вексельным законом (далее — ЕВЗ). В ЕВЗ векселя подразделяются на переводные и простые.
Переводный вексель должен содержать [11, с. 68]:
1) наименование «вексель», включенное в самый текст документа и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен;
2) простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму;
3) наименование того, кто должен платить (плательщика);
4) указание срока платежа;
5) указание места, в котором должен быть совершен платеж;
6) наименование того, кому или по приказу кого платеж должен быть совершен;
7) указание даты и места составления векселя;
8) подпись того, кто выдает вексель (векселедателя).
Простой вексель содержит:
1) наименование «вексель», включенное в самый текст и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен;
2) простое и ничем не обусловленное обещание уплатить определенную сумму;
3) указание срока платежа;
4) указание места, в котором должен быть совершен платеж;
5) наименование того, кому или приказу кого платеж должен быть совершен;
6) указание даты и места составления векселя;
7) подпись того, кто выдает документ (векселедателя).
Что касается определения вексельного обращения, целесообразно рассмотреть несколько точек зрения по данной проблеме. Белов В.А. определяет этот термин как «совокупность фактических отношений, складывающихся по поводу использования векселей в рамках национальной экономики или между определенными субъектами»[1]. Мне представляется более уместным определение, данное А.В.Давыдовым, который определяет вексельное обращение как «совокупность операций, которые включают выпуск простых и переводных векселей, передачу права требования по ним, исполнение вексельных обязательств и других операций, связанных с ними»[2]. Дело в том, что А.В.Давыдов в отличие от В.А.Белова не привязывает вексельное обращение к каким-либо географическим границам, что связано со всеобщим процессом интернационализации операций с векселями.
Некоторые экономисты выделяют следующие основные свойства вексельного обязательства [8, с. 12-13]:
1) Денежность вексельного обязательства: «предметом вексельного обязательства может быть только денежная сумма, подлежащая при этом обозначению в виде, обеспечивающем легкое ее вычисление».
2) Абстрактный характер: «вексельное обязательство отторгнуто от почвы, на которой оно возникло; причины, ради или из-за которых дан вексель, остаются вне вексельного обязательства и, поэтому, не находятся с ним в правовой связи. Всякого рода условия, сопровождавшие выдачу векселя, могут стать предметом особого соглашения между сторонами вексельного обязательства»; но это особое соглашение, имеет характер уже не вексельный, а общегражданский.
3) Односторонность вексельного обязательства понимается А.Ф. Федоровым в двояком смысле: во-первых, «вексельное обязательство составляется лишь в силу одностороннего распоряжения лица, выдающего вексель, безо всякого соглашения с вексельным кредитором, иногда не имея такового пока даже в виду... Для того, чтобы вексельное обязательство вступило в силу, необходимо, чтобы оно правильным, установленным для передачи векселей, порядком перешло в обладание другого лица, которое в таком случае и окажется в положении кредитора по векселю... Изложенная точка зрения относительно односторонности вексельного обязательства в указанном смысле применима не только к первоначальному созданию вексельного обязательства, но и ко всем последующим, примыкающим к векселю, обязательствам (индоссамент, акцепт, аваль)». Во-вторых, «вексельное обязательство односторонне в том смысле, что в виду условий его возникновения, обязанным по нему лицом состоит только давший вексельное обязательство, с предоставлением другой стороне лишь прав по векселю, в противоположность, следовательно, обязательствам двустороннего характера, из коих для каждой стороны порождаются и права, и обязанности.
3) Безусловность: «вексель есть акт строго формальный и сила его не должна зависеть от какого-либо постороннего случайного обстоятельства, установленного в качестве условия».
4) Самостоятельность вексельного обязательства: «все лица, впоследствии пристающие к векселю в качестве обязывающихся по предмету содержащегося в векселе обязательства, становятся обязанными по векселю совершенно независимо от прочих обязанных уже или в будущем обязывающихся по тому же векселю лиц.