Смекни!
smekni.com

Рынок векселей в России (стр. 7 из 9)

Было еще одно обстоятельство, заставившее заемщиков пересмотреть свой подход к вексельным программам, а заодно и изменить требования к их организации. Долгое время размещение обязательств новых и малоизвестных векселедателей, будь то банк или компания, осуществлялось по схеме «векселедатель — организатор размещения — клиенты организатора выпуска». В качестве организатора выпуска, как правило, выбирался участник вексельного рынка, располагающий широкой клиентской базой. При этом нередко многие из его клиентов сами напрямую с векселями не работали, доверяя свои средства в управление. В итоге большая часть выпуска оседала в их портфелях до погашения. Если же у кого-нибудь из клиентов возникала потребность в деньгах, то продать векселя можно было лишь организатору, так как никакого рынка по размещенным таким способом векселям, естественно, не существовало. В отдельных случаях векселедатель предоставлял возможность досрочного учета своих векселей, однако, как правило, объявленные им ставки ущемляли интересы держателя бумаги.

Изначально подобная схема вполне устраивала векселедателей, поскольку их главной задачей было оперативное привлечение средств на текущие нужды. Однако со временем заемщики осознали, что, повышая ликвидность собственных обязательств, они могут не только привлекать средства более дешево и оперативно, но и существенно повышать объем такого рода заимствований. В результате перед организаторами вексельных программ, помимо всего прочего, все чаще стала ставиться задача по организации полноценного вторичного рынка размещаемых бумаг.

Сначала организаторы вексельных размещений чаще всего ограничивались поддержанием двухсторонних котировок на наиболее известных информационно-торговых площадках. Впрочем, в случае «распихивания» векселей по «карманам» собственных клиентов, особого смысла в этом не было. Поэтому в определенный момент времени для создания полноценного вторичного рынка и повышения ликвидности выпуска организаторы стали привлекать соорганизаторов. В состав таких пулов, как правило, включаются 2-3 участника, как минимум один из которых является активным участником вексельного рынка. Обычно организатор и соорганизаторы заранее оговаривают размер своего участия, т. е. количество векселей

Фактически подобная схема представляет собой вариант гарантированного размещения, последние годы часто практикуемого при выпуске облигаций. И хотя в зависимости от статуса участников размер их комиссии может несколько различаться, прочие условия выписки векселей для всех участников пула одинаковы. Благодаря этому на этапе вторичного размещения бумаг удается избежать ценового демпинга уже непосредственно на вексельном рынке, что также является необходимым условием для повышения ликвидности выпуска. Отметим, что, хотя за векселедателем и сохраняется право самостоятельного размещения собственных обязательств, ставки его выписки не должны превышать оговоренные участниками пула уровни. Это ограничение в какой-то мере позволило централизовать процесс выписки векселей и исключить нежелательные ценовые колебания на этапе размещения.

Еще одним новшеством, положительно повлиявшим на вексельный рынок, можно считать появление так называемого траншевого размещения векселей. Так, если раньше с момента объявления о начале размещения обязательств векселедателя выписка велась фактически непрерывно, то в настоящее время векселедатель и участники размещения стали заранее оговаривать общий номинал бумаг, после реализации которого выписка ими временно прекращается. Размер транша в таком случае обычно продиктован реальными потребностями векселедателя в денежных средствах, но может быть и скорректирован организаторами в целях увеличения ликвидности выпуска. Кроме того, на весь период размещения транша сторонами также фиксируется как срок, так и ставки, по которым будет производиться выписка. Преимуществ у подобного способа размещения довольно много: во-первых, у инвесторов соз дается четкое представление о потребностях векселедателя в денежных средствах и совокупном размере его вексельной задолженности; во-вторых, фиксирование ставок на заранее оговоренный период времени дает участникам рынка определенную степень свободы, а также возможность заработать свою комиссию практически на всех этапах размещения. И наконец, перерывы между траншами позволяют не только распространить бумагу между широким кругом лиц, но и начать обращение на вторичном рынке.

Кроме совершенствования механизмов размещения векселей и организации вторичного обращения, организаторы рынка пытаются повысить привлекательность векселей за счет расширения сопутствующих услуг. Речь, конечно, идет об услугах домициляции, а также создании единого депозитария.

Что касается организации домициляции векселей, то изначально подобная услуга предоставлялась в случаях, когда векселедатель находился в удалении от основных рынков обращения его обязательств или не имел возможности осуществлять проверку векселей. Однако со временем инвесторы поняли удобство и преимущество того, что при погашении векселя они могут обратиться к тому же участнику рынка, у которого вексель был изначально куплен. Это особенно удобно, когда инвестор планирует сразу после погашения векселей приобрести новый выпуск бумаг.

Задача другого вида сервиса, единого депозитария, — обеспечить максимально простой и удобный доступ на рынок инвесторов, в прямом и переносном смысле далеких от рынка. Прежде всего наличие подобной услуги способствует выходу на рынок небольших региональных компаний и банков, которые территориально находятся вдали от основных центров вексельной торговли — Москвы, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга. Не имея представительств в этих городах, при погашении или продаже бумаг они вынуждены нести дополнительные издержки по их транспортировке. Кроме того, наличие единого депозитария позволяет участнику рынка избежать большого количества специфических рисков, присущих векселям (порчи, утери, кражи, фальсификации и мошенничества). Это делает торговлю более удобной и выгодной, что стимулирует активность игроков и привлекает на рынок новых участников, избегавших ранее инвестировать средства в векселя по вышеназванным причинам.

Как ни странно это звучит, но развитию вексельного рынка способствует и расширение конкурирующего сектора — облигационного рынка. За последний год на облигационном рынке появилось довольно много новых эмитентов. Однако, придя на более «цивилизованный» рынок, они не отказались от своих вексельных программ. Таким образом, все больше компаний (а за последний год к ним стали присоединяться и банки) оказываются представленными на обоих рынках.

Конечно, облигационный рынок более прозрачен и в плане организации торгов, и в отношении формирования цен. В свою очередь наличие у эмитента облигаций позволяет более адекватно оценить уровни доходности его вексельных обязательств. При этом, как ни странно, доходности по векселям обычно на несколько процентных пунктов выше, чем по облигациям того же эмитента. Можно довольно много говорить о том, откуда возникает подобная премия, однако ни для кого не секрет, что кредитные риски владельцы облигаций и векселей несут одинаковые. Именно поэтому лимиты на операции с векселями и облигациями часто устанавливаются в рамках одного общего лимита, рассчитанного на конкретного эмитента. Естественно, по мере роста ликвидности облигаций и снижения их доходности трейдеры в поисках более высокого заработка обращают внимание и на векселя компании. Таким образом, на вексельный рынок приходят те, кто до этого никогда не работал с векселями, а также возвращаются прежние игроки, хорошо знакомые с данным сегментом долгового рынка.

Интересно и то, что, помимо изменений в организации размещений и структуре участников вексельного рынка, наблюдается пересмотр принципов торговли, а точнее, подхода к получению прибыли. Ранее участники рынка зарабатывали на общем движении, которому следовали векселя вслед за облигациями. Теперь вексельный рынок стал более самостоятельным и уже не так сильно зависит от тенденций и движений облигационного рынка. В то же время за счет повышения прозрачности и публичности векселедателей у участников рынка появилась возможность делать более точные оценки их финансового состояния, на основании которых выискивать из общей массы недооцененные или, напротив, слишком дорогие бумаги. Понятно, что, например, для рынка акций или облигаций подобный способ торговли не является чем-то новым, но для рынка векселей это своего рода ноу-хау, поскольку раньше решить данную задачу подчас можно было лишь эмпирическим путем.

При всех этих, безусловно, позитивных изменениях многие проблемы, присущие вексельному рынку, до сих пор остаются нерешенными. Прежде всего существует много сложностей, связанных с документарной формой векселя (на что было указано выше при упоминании единого депозитария). Вторая серьезная проблема заключается в том, что вексельный рынок представляет собой олигополию. Количество основных игроков фактически ограниченно 5 профессиональными участниками, на которых приходится до 90% от суммарного оборота, что в значительной мере затрудняет приход на рынок новых игроков со своими клиентами-эмитентами. И наконец, ахиллесова пята вексельного рынка — проблемы юридического характера. Это и сложности, возникающие при обосновании «вексельных возражений» (оснований, по которым тот, кому предъявлено требование о платеже по векселю, отказывается его исполнять), и правильная юридическая классификация документа, не признанного векселем ввиду отсутствия какого-либо существенного реквизита или несоответствия обязательных реквизитов векселя предписаниям вексельного закона (дефект формы). Не в полной мере урегулированы вопросы о существе и характере прав, передаваемых посредством индоссамента, о юридической природе и правовых последствиях совершения залогового индоссамента, а также процедура передачи векселя его держателем векселедателю при его погашении и связанные с этим риски векселедержателя и/или векселедателя, определение момента оплаты вексельного обязательства и др.