Смекни!
smekni.com

Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан (стр. 5 из 11)

Таблица 1 – Единая шкала ставок социального налога для всех категорий работников

Облагаемый доход работника Ставка
1 до 15-кратного годового расчетного показателя (до 210 240 тенге) 13 процентов с суммы облагаемого дохода (27 331 тенге)
2 от 15-кратного до 40-кратного годового расчетного показателя (от 210 240 тенге до 560 640 тенге) сумма налога с 15-кратного годового расчетного показателя + 11 процентов с суммы, превышающей его (27331 тенге +11 процентов с суммы, превышающей 210 240тенге)
3 от 40-кратного до 200-кратного годового расчетного показателя (от 560 640 тенге до 2 803 200 тенге) сумма налога с 40-кратного годового расчетного показателя + 9 процентов с суммы, превышающей его (65 875 тенге +9 процентов с суммы, превышающей 560 640 тенге)
4 от 200-кратного до 600-кратного годового расчетного показателя (от 2 803 200 тенге до 8 409 600 тенге) сумма налога с 200-кратного годового расчетного показателя + 7 процентов с суммы, превышающей его (267 705 тенге + 7 процентов с суммы, превышающей 2 803 200 тенге)
5 от 600-кратного годового расчетного показателя и свыше (8 409 600 тенге и свыше) сумма налога с 600-кратного годового расчетного показателя + 5 процентов с суммы, превышающей его (660 153 тенге + 5 процентов с суммы, превышающей 8 409 600 тенге)
Источник: По данным Закона Республики Казахстан от 6 декабря 2007 г. «О республиканском бюджете на 2008 год ».

Меры по изменению социального и индивидуального подоходного налога, кроме задачи общего облегчения налогового бремени, должны, по мнению авторов закона, вывести бизнес из тени. С 1 января 2007 года законом ввелась фиксированная ставка индивидуального подоходного налога на уровне 10% для всех физических лиц вместо действующей прогрессивной шкалы ставок от 5 до 20%. Чтобы компенсировать рост ставки налогов с 5 до 10% , а это граждане, получающие зарплату от 20 до 50 тыс. тенге, из облагаемого дохода исключается минимальный размер заработной платы (9200 тенге) на одного работника вместо месячного расчетного показателя. Это привело к тому, что наибольший уровень налоговой нагрузки будет у тех, кто получает ежемесячный доход от 50 до 60 тыс. тенге, для них налог увеличился на 245 тенге. Наибольший же профит получили те, кто получает от 150 тыс. тенге, для них налоговая нагрузка реально сократилась (от 2500 тенге на зарплату 150 тыс. до 10 тыс. тенге для людей, имеющих доход 350 тыс.) Причем если доход свыше 80 тыс. тенге получают лишь около 30% работающих граждан (чуть более 1 млн человек из 4,5 млн официально работающих), то потери бюджета от введения плоской шкалы будут составлять около 28 млрд тенге. В связи с этим возникает вопрос: какой смысл вводить данную поправку? Если ее единственным реальным результатом станет увеличение налоговой нагрузки на наиболее сознательную часть граждан, составляющих ядро среднего класса, который мы так стремимся сформировать, то вряд ли оправданны надежды, что таким образом можно уменьшить количество применяемых зарплатных схем и «конвертной» зарплаты. Крайне наивно полагать, что число граждан, получающих средний ежемесячный доход более 80 тыс. тенге, у нас существенно больше официальных 30%. Гораздо более реальным шагом на пути к уменьшению «серой» части доходов граждан представляется другая норма закона, а именно изменение шкалы социального налога. Правда, ввелся он в отличие от ставки индивидуального подоходного налога лишь с 1 января 2008 года. При этом действующая методика расчета социального налога не изменилась, изменились лишь ставки. От 13 −процентной максимальной до 5%. Общее снижение социального налога правительство оценивает в среднем в 30%. Это, безусловно, может стать стимулом для работодателей к повышению заработной платы работников. «Под 20−процентный социальный налог подпадают сейчас, как правило, средние компании, которых очень много. Если, допустим, на предприятии средняя зарплата 36 тыс. тенге, то ставка социального налога будет 18%. Это, конечно, для наших компаний много. Кроме того, ставка этого налога очень чувствительна для IT-компаний, а также для всех, у кого высокий удельный вес зарплаты, а это, как правило, новые, динамичные компании. Поэтому предприниматели давно просили пересмотреть ставки. Мы пошли им навстречу. Сейчас социальный налог составляет в среднем 15–16%, после введения новой шкалы будет примерно 10–12%».

Все это дестабилизирует хозяйственную деятельность, усиливает риски предпринимательства. Необходимо избегать изменения налогового законодательства, влияющего на распределение доходов хозяйствующих субъектов в течение финансового года. Все подобные изменения должны доводиться до налогоплательщиков заблаговременно, с тем, чтобы они могли реально прогнозировать результаты своей деятельности и учитывать эти изменения в хозяйственных договорах с контрагентами. Иначе, о какой налоговой дисциплине можно говорить, если налогоплательщик по причине постоянно изменяющихся нормативных актов, нередко противоречивых, по существу работает вслепую, точно не представляя конечных результатов труда.

Налог на добавленную стоимость (НДС), относящийся к налогам на потребление и являющийся по сути своего экономического воздействия общим акцизом, был введен в Казахстане в 1992 г. С учетом мирового опыта Практика развитых зарубежных государств показала, что косвенные налоги постепенно эволюционировали к единому, равномерно распределенному налогу на добавленную стоимость, не обременяющему какую-либо группу товаров и не деформирующему финансовые пропорции в экономике.

Реализация товаров и услуг осуществляется по ценам с учетом НДС и, в конечном счете, налоговое бремя несет потребитель. Каждый посредник (будь то производственный или торговый), получает от своего клиента предусмотренную законом сумму налога и перечисляет его в бюджет за вычетом суммы НДС, ранее уплаченной им поставщикам. При этом следует отметить, что НДС затрагивает только добавленную стоимость товара на данном производственном цикле, то есть, относится к реальным налогам. Уплата НДС определяется лишь характером совершаемой сделки и не принимает в расчет финансовое состояние субъекта налогообложения. дифференциация размеров ставок НДС дает государству значительную свободу маневра. С помощью НДС регулируется сфера потребления, и основной целью его применения в высокоразвитых странах с рыночной экономикой является стремление к снижению платежеспособного спроса, чтобы избежать так называемого «разогрева экономики», то есть, НДС выступает также как инструмент борьбы с кризисом перепроизводства [14, с.160].

Разновидностью косвенных налогов на товары и услуги, включаемых в цену изделия или тариф являются акцизы, устанавливаемые в отличие от НДС на ограниченные их виды. Слово «акциз» имеет французское происхождение и в переводе означает «отрубить». Отсюда и специфика этого платежа. Акцизы включаются в цену товаров и позволяют государству изъять или «отрубить» часть стоимости, которая не отражает ни эффективность производства, ни особые потребительские свойства, а является лишь следствием особых условий производства и реализации так называемых подакцизных товаров. В перечне подакцизных товаров в процессе реформирования акцизного налогообложения РК произошло сокращение наименований за счет исключения меховых и кожаных изделий, хрусталя, сырой нефти. Размер ставок устанавливается правительством РК.

Законом предусмотрено последовательное снижение НДС. Так, с 2007 года предлагается снизить ставку с 15 до 14%, с 2008−го – до 13, с 2009 года – до 12%. Подобную меру правительство планировало и ранее, только в более поздние сроки. Предполагается, что снижение НДС позволит предприятиям высвободить из оборота средства, которые могут быть направлены на модернизацию производства, его расширение и развитие. Кроме того, законом установлены льготы по НДС для сельхозпереработчиков. Эта тема на протяжении уже нескольких лет является наиболее горячей и дискуссионной. Сторонники снижения ставки налога для сельхозпереработчиков, как правило, апеллируют к опыту России «в целях создания благоприятных адаптационных условий перед вступлением в ВТО, поддержки сельского хозяйства в переходный период, развития переработки сырья». С оплатой сельхозпереработчиками НДС и впрямь существовала проблема. Дело в том, что крестьянские фермерские хозяйства по действующему законодательству не оплачивают НДС, а так как это налог на добавленную стоимость, основная его тяжесть ложилась на переработчиков. В ходе обсуждения в рабочих группах парламента, например, вообще предлагали освободить всю цепочку от первичного производителя до розницы от оплаты НДС либо максимально его снизить. Но решено было, что предприятия сельхозпереработки, установленные перечнем правительства по видам деятельности (мясо, молоко, масло, фрукты, овощи и т.д.) получат 70−процентную скидку в рамках особого режима оплаты НДС. «Предприятия будут в установленном порядке начислять НДС, выписывать счет-фактуру со следующего года по 14%, но начисленную сумму налогов по декларации будут уменьшать на 70%. Только по НДС», – поясняет директор департамента налоговой политики и прогнозов Министерства экономики и бюджетного планирования Вера Кнюх. В результате, считает она, предприятия сельхозпереработки получат около 3 млрд тенге оборотных средств, которые, как предполагается, будут истрачены на модернизацию. В целом же снижение НДС к 2009 году даст бизнесу около 150 млрд тенге дополнительных оборотных средств.

Одним из новшеств принятого Налогового Кодекса РК является дополнение формулировки названия «подоходного налога» и вместо него термина «корпоративный подоходный налог» (приложение 2). К плательщикам корпоративного подоходного налога относятся юридические лица – резиденты РК, за исключением Национального Банка РК и государственных учреждений, а также юридические лица – нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через постоянные учреждения или получающие доходы из источников Республики Казахстан. Объектами обложения корпоративным подоходным налогом являются: