Смекни!
smekni.com

Состояние, анализ и проблемы совершенствования водного налога (стр. 12 из 15)

Содержание любого платежа, который НК РФ относит к налоговым, раскрывается через анализ его элементов.

Согласно ст.333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под законодательством Российской Федерации в данном случае, в первую очередь, подразумевается Водный кодекс Российской Федерации (ВК РФ), который дает определения водопользования (ст.1 ВК РФ), общего и специального водопользования (ст.86 ВК РФ), особого водопользования (ст.87 ВК РФ). Также существует Перечень видов специального водопользования, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23 марта 2005 г. N 70 "Об утверждении Перечня видов специального водопользования. К специальному водопользованию согласно

Перечню относится пользование водными объектами или их частью в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, здравоохранения, промышленности и энергетики, сельского хозяйства, лесного хозяйства, гидроэнергетики, рекреации, транспорта, строительства, рыбного хозяйства, охотничьего хозяйства, лесосплава, добычи подземных вод, полезных ископаемых, торфа и сапропеля, а также для иных целей, если указанные цели водопользования осуществляются с применением следующих сооружений, технических средств и устройств:

стационарных, передвижных и плавучих сооружений по механическому и самотечному забору воды из водных объектов;

водоотводящих сооружений, предназначенных для сброса (закачки) в водные объекты, в том числе подземные, промышленных, коммунально-бытовых, коллекторно-дренажных, ливневых и других сточных вод, а также вод, откачиваемых из шахт, карьеров, разрезов;

комплекса сооружений порта, в том числе для подхода, стоянки, загрузки, разгрузки и обслуживания судов, посадки и высадки пассажиров, ремонта, отстоя, технического осмотра судов и иных плавучих объектов;

плотин, шлюзов-регуляторов и других водорегулирующих сооружений (в том числе временных перегораживающих сооружений);

гидравлических электростанций (приплотинных, деривационных, приливных, гидроаккумулирующих);

организованных пляжей, причалов для яхт, маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств отдыха на воде, а также других сооружений и устройств, предназначенных для. рекреационных и оздоровительных целей;

платформ и искусственных островов;

оросительных, обводнительных и оросительно-обводнительных мелиоративных систем;

водохозяйственных сооружений тепловых станций и атомных электростанций, предприятий ядерного топливного цикла, предназначенных для водоснабжения, сброса отработанных вод, а также для охлаждения;

землеройной, буровой, грузоподъемной, другой спецплавтехники при выполнении строительно-монтажных, изыскательских, дноуглубительных, разгрузочно-погрузочных (кроме транспортных и по предотвращению вредного воздействия вод), строительство и эксплуатация сооружений, подводных коммуникаций, прокладка кабелей, строительство мостов, подводных переходов газопроводов, продуктопроводов и других работ, добычи полезных ископаемых из недр, торфа и сапропеля со дна водного объекта;

судов и других плавательных средств (кроме маломерных), используемых в транспортных целях, а также сплав леса в плотах и кошелях.

Изменения в Водном Кодексе

В советский период наблюдалось потребительское отношение к водным ресурсам как к даровому и неисчерпаемому благу. Исключением являлась кратковременная и ограниченная плата за орошение. Она взималась в 20-е годы, а затем в 1949 - 1956 гг. Причем получаемые средства вкладывались в мероприятия по борьбе с вторичным засолением земель. Но низкая доходность колхозов и совхозов, рост их задолженности по плате за воду привели к отмене этой платы. Лишь с 1982 г. промышленные предприятия начали платить за забор воды из водохозяйственных систем.

С переходом на рыночные отношения российское законодательство утверждает в качестве важного условия платность водопользования (как и других видов природопользования). Поэтому важной обязанностью водопользователей является своевременное внесение платежей, связанных с пользованием водными объектами. Такова была позиция законодателя, закрепленная в принятом в 1995 г. Водном кодексе РФ.

16 мая 2008 года группа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации внесла в Совет Государственной Думы проект Федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), разработанный во Фракции КПРФ. Законопроект изложен на 27 страницах и предусматривает внесение изменений в семь федеральных законов.

Законопроект подготовлен с учетом заключения Правительства Российской Федерации и содержит положения, направленные на приведение отдельных положений Водного кодекса Российской Федерации (далее Кодекс), Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" и внесенных этим Федеральным законом изменений в смежные отрасли законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации, а также на устранение недостатков и внутренних противоречий в Водном кодексе Российской Федерации, рассогласованности между Федеральным законом "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" и Водным кодексом Российской Федерации.

Целью настоящего законопроекта является правовое обеспечение безопасного состояния водных объектов, в первую очередь источников водоснабжения питьевого назначения, и безопасного для здоровья граждан пользования ими, а также конституционных прав на свободный и бесплатный доступ граждан к воде.

Одной из важных задач законопроекта является устранение противоречия Кодекса и Закона Российской Федерации "О недрах" пункту "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации и традициям российского законодательства, в соответствии с которыми водное законодательство является самостоятельной отраслью законодательства и поэтому подземные воды всегда признавались водными объектами и включались в единый водный фонд. Кодекс не устанавливает порядок определения права собственности на подземные водные объекты, предоставления и прекращения права пользования этими водными объектами для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также использования и охраны подземных водных объектов и отсылает к несуществующим нормам законодательства о недрах (статьи 8, 9, 10, 43, 59). Устранение этого противоречия - одно из условий создания единого и ответственного органа управления использованием и охраной как поверхностных. так и подземных водных объектов. Законопроектом предусматривается исключение из Кодекса положений, установленных статьями 8, 9, 10, 43, 59 в отношении подземных водных объектов, отнесение к законодательству о недрах вопросов регулирования использованием подземных вод, содержащих полезные ископаемые, лечебные природные ресурсы или тепловую энергию.

Законопроект дополнен главой об экономическом регулировании отношений в области использования и охраны водных объектов, в которой установлены принципы экономического регулирования отношений в области использования, восстановления и охраны водных объектов; объекты платы за пользование водными объектами; принципы определения ставок платы за пользование водными объектами; порядок финансирования бассейновых (федеральных) программ и мероприятий по восстановлению и охране водных объектов; порядок определения приоритетов в финансировании программ и мероприятий по восстановлению и охране водных объектов; принципы экономического стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов. Необходимость в дополнении Кодекса этими положениями для специалиста очевидна, так как они определяют единый порядок платности водопользования, финансового обеспечения программ и мероприятий по восстановлению и охране водных объектов от загрязнения водных объектов и истощения водных ресурсов.

Законопроект предусматривает свободный и бесплатный доступ граждан к водным объектам. Этот документ содержит правовые нормы по охране водных объектов в случае сброса сточных и дренажных вод, положения об ограничении использования водных объектов для добычи песка, гравия и других общераспространенных полезных ископаемых со дна водных объектов, в нем определены обязанности собственников водных объектов принимать своевременные меры по предотвращению загрязнения и засорения водных объектов, истощения водных ресурсов, а также осуществлению мероприятий по их восстановлению и охране.

В отношении подземных вод законопроектом предлагается провести разграничение сфер действия между законодательством о недрах и водным законодательством на основании положений главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми только "подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды" объявлены видами добытых полезных ископаемых и объектом налогообложения.

Инициаторы законодательной инициативы считают, что принятие данного законопроекта позволит укрепить законодательную базу, регулирующую отношения в области управления использованием, восстановлением и охраной водных объектов, направленные на обеспечение рационального использования, восстановления и охраны водных объектов и водных ресурсов, а также на защиту прав граждан на охрану здоровья, благоприятную водную среду, свободный и бесплатный доступ граждан к водным объектам.