Введение
Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Плательщиками налога на доходы от страховой деятельности, осуществляемой на основании лицензии, являются предприятия, учреждения и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
Плательщиками налога на доходы от страховой деятельности являются также компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют в установленном порядке страховую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства. Под постоянным представительством иностранного юридического лица для целей налогообложения понимается бюро, контора, агентство, любое другое место осуществления страховой деятельности, а также организации и граждане, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации. Иностранное юридическое лицо подлежит учету в налоговом органе по месту нахождения его постоянного представительства. Предприятия, учреждения и организации, указанные в настоящем разделе, именуются в дальнейшем "страховые организации".
Объектом обложения налогом является доход от страховой деятельности, уменьшенный на сумму затрат, включаемых в себестоимость страховых услуг. При этом затраты на оплату труда при исчислении облагаемого дохода в себестоимость страховых услуг не включаются.
К доходам от страховой деятельности относятся:
а) страховые платежи (страховые премии) по договорам страхования и перестрахования;
б) комиссионные вознаграждения по перестрахованию;
в) доля перестраховщиков в выплаченных страховых суммах и страховых возмещениях;
г) суммы возврата специальных страховых резервов предыдущего периода;
д) другие доходы, связанные со страховой деятельностью, включая доходы от инвестирования временно свободных средств и размещения их на счетах в банках.
Доходы страховых организаций в иностранной валюте подлежат налогообложению по совокупности с доходом от страховой деятельности в рублях. При этом доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются на рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на день поступления средств на валютный счет или в кассу страховой организации.
Доход от акций, облигаций и иных ценных бумаг, принадлежащих страховой организации, а также от долевого участия в других предприятиях подлежит налогообложению у источника этих доходов.
Прибыль, полученная страховой организацией от иных видов деятельности, не связанных со страховой деятельностью, а также доходы посредников (брокеров) облагаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
ГЛАВА 1. НАЛОГИ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ
1.1 Исторический вопрос
Структура налоговой системы должна отвечать уровню экономического развития общества и характеру сложившихся в нем экономических отношений. Между тем нынешняя налоговая система России в своих основах заимствована из современного опыта развитых капиталистических стран и лишь в частностях приспособлена к реальной ситуации в России.
Сложилось глубокое противоречие между характером налоговой системы, создаваемой по образцу западноевропейских стран и свойствами российской экономики, сохранившей основные недостатки социалистической системы хозяйствования и порожденные ею структурные деформации, высокую ресурсоемкость и низкую конкурентоспособность продукции, топливно-сырьевую ориентацию и технологическую отсталость производства. Однако на Западе современная налоговая система сложилась в результате многовекового развития рыночной хозяйственной системы и взаимодействия с ней государства.
Справочно: личный подоходный налог действует в Японии с 1887 г., в Германии - с 1891 г., во Франции - с 1916 г. В США личный подоходный налог был введен в 1913 г. и первоначально охватывал лишь 1% населения. Потребовалось еще около 30 лет, чтобы распространить его на основную часть граждан.
Налог на прибыль корпораций был введен на Западе перед Первой мировой войной. Налог на добавленную стоимость впервые в мировой практике введен в 1960 г. в республике Кот-д’Ивуар, а развитые страны используют его лишь с 1967г. (Дания) - 1968г. (ФРГ и Франция).
Традиционно считается перспективным для России получение государством доходов от использования природных ресурсов. В январе 1914 г., назначив министром финансов П. Л. Барка, Николай II писал ему: «Нельзя ставить в зависимость благосостояние казны от разорения духовных и хозяйственных сил множества моих верноподданных и потому необходимо направить финансовую политику к изысканию государственных доходов, добываемых от неисчислимых естественных богатств страны».
Однако и в то время технические трудности обложения естественных ресурсов оказались непреодолимыми (вместо этого Барк убедил царя ввести подоходный налог, но выполнить это решение уже не успели), и сегодня эта задача остается едва ли разрешимой в полном объеме. Не случайно ни в одной из развитых стран обложение природных ресурсов не играет ведущей роли в доходах бюджета, хотя они имели значительное время для проработки вопроса и располагают, например, земельными кадастрами, чего у нас до сих пор нет.
Оценка природных ресурсов пока неизбежно связана с известной степенью произвольности, неопределенности, которая, безусловно, будет использована в собственных интересах влиятельным сырьевым лобби. Широкому применению налогообложения природных ресурсов препятствует неурегулированность многих правовых, институциональных и социальных вопросов. Кроме того, радикальный перенос центра тяжести налоговой системы на добывающие отрасли чреват риском дестабилизации и государственных финансов, и этого важнейшего сектора российской экономики. Все это не позволяет разделить оптимизм разработчиков подобных схем, широко пропагандирующих сегодня свои идеи.
В отличие от техники, в сфере налогообложения нельзя говорить о линейном прогрессе, связанном с «изобретением» новых механизмов. Новые налоги вводятся не потому, что они более совершенны, чем прежние, а потому, что в результате развития общества и экономики созревают условия для изменения системы налогов.
Пример: в 1989–1991 гг., в условиях товарного дефицита и расстройства денежного обращения, неоднократно предпринимались попытки, особенно на уровне регионов, взимать налоги и платежи в натуре - товарами и, иногда, услугами. Именно такой подход отвечал ситуации того времени.
Точно также и сегодняшняя ситуация в экономике предъявляет свои требования и накладывает свои ограничения на возможности использования тех или иных форм налогообложения.
При механическом заимствовании современного западного опыта, пригодного для высокоразвитой системы рыночных отношений и основанного на длительном эволюционном развитии, игнорируется реальное положение дел в России, где рыночные отношения формируются форсированно, без предыстории, а структуры рынка скорее можно назвать переходными, чем сложившимися.
Поэтому крайне важен вопрос о скорейшем и радикальном изменении налоговой и бюджетной систем.
Причем речь должна идти не о косметических улучшениях, какие предлагает проект Налогового кодекса, а о коренном изменении типа налоговой системы и о согласованном с этим изменении бюджетной системы РФ. Эти изменения должны привести налоговую систему в соответствие с реальными условиями российской экономики, потребностями и возможностями России, субъектов Федерации, предприятий и граждан.
III. Основные направления реформирования налоговой системы
Реальная налоговая реформа должна удовлетворять следующим требованиям:
1) предельное упрощение налоговой системы и максимальное использование экономически нейтральных налогов, которые не возлагают дополнительное бремя на прирост прибыли, личных доходов, занятости, создавая тем самым стимулы для труда, предпринимательской активности и инвестиций;
2) существенное увеличение доходов государства за счет расширения налогооблагаемой базы в сторону теневой экономики (по факту наличия облагаемых имущественных объектов, которые невозможно скрыть от визуального обнаружения);
3) выведение вопросов социальной и структурной политики за пределы налоговой системы. Их решение возлагается на иные формы государственного регулирования, для которых создается надежная финансовая база;
4) предоставление субъектам Федерации самостоятельных налоговых источников, соответствующих объему их конституционных функций;
5) сведение к минимуму необходимости в текущем налоговом контроле за деятельностью предприятий, чтобы сосредоточить ресурсы контролирующих органов на ключевых сферах.
Для решения этих задач имеются следующие резервы:
- повышение собираемости налогов;
- равномерное распределение налогового бремени;
- налогообложение «теневой экономики».
Как было показано выше, теоретический резерв увеличения налоговых поступлений составляет 200–400%. На практике, разумеется, такое увеличение реального налогового бремени невозможно и было бы убийственно для экономики. Однако вполне возможным представляется примерно двукратное увеличение налоговых поступлений при двукратном же уменьшении нагрузки на добросовестных налогоплательщиков.
С точки зрения инструментария экономической политики главным направлением налоговой реформы является перенос тяжести с налогов, взимаемых по собственной отчетности плательщиков, на обложение объектов, которые, во-первых, трудно или невозможно укрыть от контроля, а во-вторых, обладающих собственной ценностью, что служит своего рода обеспечением правильной уплаты налогов.