Министерство образования Российской Федерации
ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ
Геологический факультет
Кафедра геологии
РЕФЕРАТ
На тему: История развития Австралии.
Большой водораздельный хребет.
Выполнила: Чупрова Алена. Гр. РГ-01-1
Чита 2002
Содержание
Физико-географические условия. 3
Геологическое строение территории. 3
Палеогеографическая обстановка и фациальный анализ. 4
Палеозойский этап развития данного региона.4
Верхнесилурийские отложения. 6
Нижнекаменоугольные отложения.7
Верхнекаменноугольные отложения.8
Список используемой литературы.. 10
Большой Водораздельный хребет (Great Dividing Range), горная цепь, тянущаяся почти на 4 тыс. км вдоль восточного и юго-восточного побережья Австралии, от полуострова Кейп-Йорк на севере до пролива Басса на юге.
Б. В. х. лежит в субэкваториальном, тропическом и субтропическом поясах. Во всех поясах сильно различны ландшафты восточных наветренных и подветренных западных склонов. Влажные ветры с Тихого океана приносят на восточные склоны от 1000 до 2000 мм осадков в год при летнем максимуме. Западные склоны суше (500—700 мм в год). Среднемесячные температуры снижаются с Севера на Юг (на побережье от 26 до 21°С летом и от 17 до 10°С зимой), в горах падают с высотой. В Австралийских Альпах 5—6 мес. лежит снег.
С Большой Водораздельный хребет в Коралловое и Тасманово моря стекают короткие порожистые, но полноводные реки, часть которых судоходна в нижних течениях (Бердекин, Фицрой, Хантер и др.); на западных склонах начинаются рр. Муррей и Дарлинг.
Восточные склоны залесены. До высоты 1000 м к С. от 15° ю. ш. — листопадно-вечнозелёные влажные леса, с 15 до 28° ю. ш. — эвкалиптовые тропические леса, южнее — субтропические муссонные из высокоствольных эвкалиптов. В Австралийских Альпах с 1000 до 1600-2000 м — горные леса, низкорослые и угнетённые, выше — высокогорные луга. На более сухих западных склонах Большого Водораздельного хребта развиты лесосаванны, саванны и заросли ксерофитных кустарников. В лесах Большого Водораздельного хребта обитают коала, кускус, древесный кенгуру; характерны райские птицы, птица-лира, казуары, попугаи. В реках сохранилась двоякодышащая рыба цератод.
Геологическое строение территории
Большой Водораздельный хребет представляет собой крупное сводовое поднятие, возникшее в неогене-антропогене. Горы сложены в основном породами палеозойского и, в меньшей степени, мезозойского возрастов. В геологическом отношении соответствует тасманской палеозойской складчатой области, южная и восточная части которой образуются структурами среднепалеозойской (каледонской) лакланской складчатой системы, а центральная и северо-западная части — структурами верхнепалеозойской (герцинской) складчатой системы Новой Англии. На западе и северо-западе в пределах Новой Англии широко распространены породы девона, карбона и перми, дислоцированные в позднепермское время и прорванные интрузиями гранитов и гипербазитов. Эти складчатые формы погружаются под мезозойские впадины. В средней части хребта (от Сиднея на Ю. до Рокхемптона на С.), между системами лакланской и Новой Англии, прослеживается Сиднейско-Боуэнский краевой прогиб, сложенный континентальными и морскими породами верхней перми и триаса. На северо-западе и юге горной страны палеозойские и мезозойские породы перекрыты покровами неогеновых плато-базальтов. В центральной части хребта в мезозойских отложениях Сиднейско-Боуэнского прогиба обнаружены месторождения нефти и газа (Рома), а на западном склоне — олова (Маунт-Гарнет), полиметаллов (Хербертон), золота (Чартерс-Тауэрс), меди (Маунт-Морган), титано-магнетитовых и монацитовых песков (Байрон-Бей, Баллина); в окрестностях Ньюкасла и Вуллонгонга — крупнейший в Австралии бассейн каменного угля, а к В. от Мельбурна — бурого угля.
Палеогеографическая обстановка и фациальный анализ
Разрез представляет собой мощную толщу палеозойских отложений, представленную в основном регрессивные и трансгрессивные ряды. Следовательно, в этот период регион в основном находился в прибрежной зоне моря.
Регрессия и трансгрессия моря четко прослеживается не всегда. Основными признаками изменения глубины моря являются:
1) Смена крупнообломочного материала более мелким или наоборот.
2) Изменение органических остатков, по которым можно достаточно точно определить глубину водоема.
Для определения изменения глубины необходимо учитывать оба этих фактора, т.е. проводить анализ фаций. Ведь не всегда по крупности материала можно определить глубину моря. Например, прибрежно-морские (литоральные) отложения могут образовать так называемую фацию песчаного пляжа. Иногда по органическим остаткам нельзя определить глубину моря, т.к. они распространены на различных глубинах. Совмещая оба этих фактора можно получить более полную информацию о глубине и образе жизни тех или иных организмов.
В ордовикский период территория представляла собой морское дно. Со временем глубина этого моря менялась. В начале периода четко прослеживается наступление моря, но уже в среднем ордовике море начинает отступать. Обрамление в начале периода гористое. Со временем раннекаледонские складчатые сооружения разрушились. Средний и начало позднеордовикских отложений сложены раковинами мшанок и граптолитов. В это время не происходило сноса континентального обломочного материала, а следовательно материал был внутрибассейновый. Обрамление ровное.
Эти отложения начинают накапливаться после небольшого перерыва, который, скорее всего, связан с эпохой раннекаледонской складчатости. Складчатые сооружения, образованные предположительно в кембрии, к началу ордовика начинают сильно разрушаться. Об этом свидетельствует крупнообломочный материал, расположенный в нижней части этих отложений. С течением времени гравелиты сменяются песчаниками, что говорит нам о достаточно сильном разрушении гор.
Выше в колонке согласно залегают кремнистые сланцы с губками. Кремнистые сланцы были образованы в процессе диагенеза. Они часто содержат значительную примесь глинистого материала, в котором иногда обнаруживают органические остатки – спикулы кремнистых губок, скелеты радиолярий, растительный детрит /3, стр. 239/. Губки живут во всех морях, но преимущественно в теплых, на глубинах от зоны прибоя до 4000 м. Оптимальные глубины 150-300 метров. В основном кремнистый скелет слагают губки класса Hexactinellida и Tetractinelida (Astylospongia (O-S)), но возможны и представители класса Demospongia. Вели прикрепленный образ жизни. Отмирая, дают «стеклянную вату», которая впоследствии, после диагенеза превращается в кремнистую породу – спонгилит. Живут в основном в морях, в пресных водоемах крайне редки. Следовательно, в этот период территория представляла собой море, с глубинами до 200 метров.
На кремнистых породах, согласно залегают мшанковые известняки. Мшанки – исключительно колониальные, преимущественно морские животные, ведущие прикрепленный образ жизни. Обитают как в соленых, так и в опресненных бассейнах. Морские мшанки лучше переносят перепады солености, чем коралловые полипы, но их количество в бассейнах пониженной солености значительно меньше. Чаше всего встречаются на глубинах до 400-500 метров. В литоральной зоне преобладают уплощенные колонии, прикрепляющиеся всей нижней поверхностью. В сублиторальной зоне – листообразные и сетчатые колонии. При отсутствии течений известняки накапливаются на глубинах до 200 метров. Но т.к. известняки преимущественно органического происхождения, то можно предположить, что мшанковые известняки могут встречаться на глубинах до 400-500 метров. При такой небольшой мощности накопившихся осадков (250 м.) глубина морского дна обычно достаточно большая. В палеозое особенно широко были распространены трепостоматы (O-T) и криптостоматы (O-T).
Представители отряда Cryptostomata род Fenestella (O-P) и род Polipora (O-T).
В это время здесь существовало море с карбонатной седиментацией, а следовательно сноса обломочного материала с континента не происходило. Территория представляла собой шельфовую зону юго-восточного побережья Гондваны, с которого происходил снос терригенного материала.
Выше по разрезу расположены граптолитовые сланцы. Граптолиты – вымершие морские колониальные животные, имевшие наружный скелет, построенный из белкового органического вещества. В ископаемом состоянии известны многочисленные скопления граптолитов в глинистых черных породах – так называемые граптолитовые сланцы, лишенные иной, особенно бентонной фауны. Это позволяет реконструировать большие глубины или сероводородное заражение на дне, препятствующее проживанию бентонных организмов. В данном случае возможны оба фактора, часто связанные между собой. Большая толщина накопившихся осадков (1000 м.) говорит нам о быстром накоплении этого материала. А так как любые живые существа активнее развиваются в теплых водах, то можно сказать, что глубина морского дна небольшая. Посмотрев на палеогеографическую карту видно, что наличие сероводорода, а, следовательно, и граптолитов связано с извержениями подводных вулканов, расположенных на восточном склоне большого водораздельного хребта. По другой версии граптолитовые сланцы накапливались на больших глубинах (абиссаль), где кислород был насыщен сероводородом, что препятствовало распространению иных форм жизни.