3. Отдел налогообложения прибыли кооперативных предприятий.
4. Отдел налогообложения прибыли совместных предприятий и общественных организаций.
5. Отдел налога с оборота и прочих доходов.
6. Отдел налогообложения граждан.
7. Отдел учета и отчетности.
8. Бухгалтерия.
9. Административно - хозяйственный отдел.
В состав руководства входили (и входят сейчас) начальник налоговой инспекции и его заместители – «освобожденные» или заместители – начальники каких-то отделов.
Обеспечивающими отделами являлись бухгалтерия и административно-хозяйственный отдел. При этом, бухгалтерия вела «внутренний» учет, составление и исполнение сметы расходов инспекции, начисление и выдачу заработной платы, учет имущества инспекции. АХО занимался кадровым и материально-техническим обеспечением инспекции, организацией делопроизводства и контроля за исполнением документов.
Остальные отделы относились к категории основных, т.е. непосредственно участвовали в сборе налогов.
Данная структура отражала состояние экономики и налогового законодательства в начале 90-х годов. Прежде всего, следует отметить преобладание государственных предприятий, если не по количеству, то по объемам поступлений в бюджет. Кооперативы, бурный рост которых начался в 1987 – 1988 годах, после принятия Закона СССР «О кооперации», были весьма многочисленны, но их доля в составе доходов бюджета была невелика. Предприятия общественных организаций и совместные предприятия были своего рода «экономической экзотикой», хотя их число и увеличивалось быстрыми темпами.
Основным источником доходов бюджета были отчисления от прибыли (налог на прибыль). При этом, методика исчисления этого налога для субъектов хозяйственной деятельности, относящихся к разным формам собственности, существенно различалась. Так, государственные предприятия производили отчисления от прибыли по индивидуально установленным нормативам. Нормативы были дифференцированы по каждому конкретному плательщику, и в зависимости от отраслевой принадлежности могли колебаться от нескольких процентов до 90 – 95 процентов. Установление нормативов производилось соответствующим отраслевым министерством ежегодно, при утверждении финансового плана предприятия. Порядок распределения прибыли государственных предприятий, составной частью которого были и отчисления в бюджет, различался в зависимости от того, к какому министерству оно относилось. Часть предприятий уплачивало отчисления от прибыли по методу свободного остатка, часть – по установленным нормативам, часть – по методике, определенной условиями различных экономических экспериментов, производившихся в стране с целью повышения эффективности экономики.
Кооперативы вносили в бюджет налог на прибыль. Ставка налога устанавливалась местными органами власти дифференцировано, в зависимости от отраслевой принадлежности кооператива и числа лет его работы. В любом случае, ставки налога на прибыль кооперативов были существенно ниже, чем ставки отчислений от прибыли государственных предприятий и не превышали 10 процентов.
Система налогообложения общественных и совместных предприятий в то время еще не сложилась, схема уплаты налогов в бюджет была похожа на кооперативную.
Косвенные налоги в 1990 году были представлены налогом с оборота. Этот налог взимался по индивидуально установленным ставкам с высокорентабельных товаров народного потребления. Поскольку такие товары продавались по жестко установленным государством ценам, то рассчитать рентабельность их производства и установить ставку налога с оборота не представляло особого труда. Плательщиками налога с оборота были почти исключительно государственные предприятия, поскольку взимание данного налога возможно только в условиях жесткого контроля за ценами.
Наряду с налогом с оборота, соответствующий отдел налоговой инспекции занимался взиманием ряда других платежей – отчислений в бюджет от дополнительной выручки от продажи продукции с индексами «Н» и «Д», платы за воду, забираемую из водохозяйственных систем, выручки от реализации конфискованного и бесхозяйного имущества и имущества, перешедшего к государству по праву наследования и т.п.
Сотрудники отделов налогообложения прибыли и отдела налога с оборота и прочих доходов занимались приемом бухгалтерской отчетности и соответствующих налоговых деклараций, их камеральной проверкой, а также – документальными проверками налогоплательщиков по «своим» вопросам. Для отражения начислений в карточках лицевых счетов расчеты по налогам и акты документальных проверок передавались в Отдел учета и отчетности.
Отдел налогообложения граждан занимался проверками правильности удержания подоходного налога и налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан по месту их работы. Другим направлением было налогообложение доходов лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, обязанных подавать декларации о доходах в налоговую инспекцию.
Отдел учета и отчетности занимался ведением лицевых счетов налогоплательщиков, учетом поступлений в бюджет, начислением сумм в карточках лицевых счетов по налоговым расчетам и актам документальных проверок, полученным из других отделов инспекции, начислением пеня и взысканием недоимок.
Каждый отдел инспекции занимался также составлением отчетности по своему направлению работы, подготовкой информаций по заданиям вышестоящих организаций и руководства инспекции, анализом результатов своей работы.
В условиях данной структуры инспекции налогоплательщики должны были сдавать отчетность и налоговые расчеты по разным налогам в разные отделы инспекции. В результате этого, в инспекции образовывалось две очереди – в отдел налога с оборота и в отделы налогообложения прибыли. Это было неудобно, но более-менее терпимо в условиях, когда общее количество предприятий, состоящих на учете в инспекции, не превышало 300 – 350.
Расчеты одного предприятия по разным налогам оседали в разных отделах инспекции, что препятствовало эффективному перекрестному контролю и сопоставлению показателей разных деклараций.
Отсутствие компьютеров и программ приводило к тому, что проверенные инспекторами отделов налогообложения прибыли, налога с оборота и отдела налогообложения граждан расчеты и декларации передавались для начисления платежей в отдел учета и отчетности. Это порождало необходимость тратить рабочее время на составление описей передаваемых из отдела в отдел документов и к задержкам в разноске начислений.
Существовавшая технология налоговой работы была перенесена в налоговые инспекции в момент их создания из финансовых органов, вместе с их сотрудниками, перешедшими в налоговые органы в момент создания налоговой системы. В 1990 году эта технология достаточно полно отвечала условиям работы и требованиям, предъявлявшимся к налоговой системе.
Основными моментами этой технологии были:
- получение информации от налогоплательщиков при личном контакте налогового инспектора с ними;
- ручная обработка полученной информации, ее хранение только на бумажных носителях;
- нерегламентированность большинства процедур по сбору налогов.
Такая технология сложилась еще при социализме, когда само слово «налоги» казалось чем-то чужеродным, вместо него чаще использовалось выражение «платежи», «отчисления». Господство общественной собственности на средства производства в форме государственной собственности приводило к тому, что при внесении средств в бюджет деньги просто «перекладывались» из одного государственного кармана в другой, причем, происходило это в плановом порядке. Целью контроля со стороны финансовых органов было выявление непреднамеренных бухгалтерских ошибок, которые могли привести к уменьшению отчислений в бюджет от предприятий в каком-то отчетном периоде. Случаи умышленного уклонения предприятий от уплаты средств в бюджет были весьма редки. Количество плательщиков было крайне небольшим, а система правовой защиты их интересов - неразвитой.
Период 1991 – 1998 годов характеризовался серьезными изменениями налогового законодательства и быстрым ростом числа предприятий, относящихся к негосударственным формам собственности и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Эти изменения привели, прежде всего, к многократному увеличению количества налогоплательщиков. При этом, численность налоговых работников также росла, но темпы ее роста существенно отставали от темпов роста количества плательщиков. В результате этого, нагрузка на 1 налогового инспектора возросла с 25 - 30 предприятий в 1990 году до 700 - 900 предприятий.
Появились принципиально новые налогоплательщики, которых в 1990 году просто не было (например - плательщики налога на имущество физических лиц).
Увеличился перечень собираемых налоговыми органами налогов, а условия налогообложения предприятий различных форм собственности были выровнены. Произошел отказ от индивидуально устанавливаемых каждый год ставок налогов и переход к фиксированным ставкам, единым для всех плательщиков. С 1990 года персонифицированный налог с оборота был заменен на обязательный для всех субъектов хозяйственной деятельности налог с продаж, а с 1992 года был внедрен налог на добавленную стоимость, существующий и в настоящее время.
Происходил и качественный рост нагрузки на налоговую систему (например - вместо одного срока сдачи квартальной отчетности в 1990 году, появилось два - по НДС и по всем остальным налогам).
В этих условиях изменения в первоначальной структуре налоговых инспекций были неизбежны. При этом, каких то жестких ограничений по ее изменению со стороны вышестоящих организаций не существовало, поэтому структура каждой низовой инспекции менялась по мере осознания ее руководством необходимости этих изменений, наличия программных продуктов и вычислительной техники для автоматизации работы инспекции, наличия помещений и других факторов.