Смекни!
smekni.com

Сущность государственного бюджета (стр. 2 из 4)

2.2 Эволюция бюджета

Напомним, что вначале реализовывалась модель льготного обеспечения (как правило, в натуральной форме), по своим правовым и финансовым объемам во многом превосходившая советскую. Созданная конструкция оказалась финансово непосильной для государственного бюджета, что привело к появлению финансово не обеспеченных социальных гарантий в той форме, как они виделись в 90-е годы.

С 2005 г. и на период до 2008 г. обществу, опять-таки в рамках конституционных социальных гарантий, предложены контуры модели социальной политики, направленной на пересмотр обязательств государства перед населением в строку их уменьшения и максимальной «монетизации» положительные и негативные аспекты которой уже получили довольно подробное освещение.

Указанный эволюционный процесс в 1993-2005 гг. происходил на фоне по сути своей не меняющихся социальных приоритетов (рост благосостояния населения, здравоохранения, образования и решение жилищного вопроса), но при этом в отсутствие внятной модели участия государства в социальной сфере.

Следует отметить, что, как показывает мировой опыт, чаще всего, модели участия государства в социальной сфере закрепляются в соответствующих концепциях и кратко-, средне-, и долгосрочных программ, а затем находят отражение в перспективных финансовых планах и ежегодном государственном бюджете.

В Бюджетных посланиях и посланиях Федеральному собранию последних лет президентом России были намечены основные ориентиры, на базе которых правительству России предложено осуществлять выработку эффективной модели участия государства в социальной сфере.

2.3 Концепции реформирования бюджетного процесса

Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг. предусмотрены новые подходы в управлении общественными финансами, а также переход к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результаты. Предполагалось, что основой формирования бюджетов России станут четко заданные цели и приоритеты госполитики, а расходы федерального бюджета будут увязаны с конкретными и измеримыми, и результатами деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Анализ социальных аспектов концепции федерального бюджета на 2006 г., внесенного правительством в Государственную думу, не позволяет определить не только контуры конкретной модели, но и эффективность действия набора инструментов, которые предлагаются для решения проблем в социальной сфере, с целью существенного повышения качества жизни и снижения дифференциации доходов населения.

В проекте бюджета на 2006 г. нет критериев оценки достижения стратегических целей и индикаторов результативности исполнения федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для обеспечения задач социального развития государства, отсутствуют принципы бюджетирования, ориентированного на результат, а также экономические и социальные индикаторы результативности федеральных целевых программ, касающихся социальной сферы.

Можно сделать вывод, что бюджет 2006 г., финансовый план на 2006-2008 гг., прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 гг. носят инерционный характер, наиболее важные социальные вопросы остались за их рамками. Поверхностным является род-ход к рассмотрению проблем здравоохранения, образования, реформы ЖКХ. Из указанных документов не ясны требуемые масштабы модернизации этих секторов экономики и вероятных рисков для социального спокойствия.

Поэтому не случайно 5 сентября 2005 г., уже после внесения правительством России проекта федерального бюджета на 2006 г. в Государственную думу, президент Российской Федерации на встрече с членами правительства, руководством Федерального собрания и членами Президиума Государственного совета вынес вопрос «создания новых механизмов» для решения задачи повышения качества жизни граждан России. И поставил конкретные задачи по реализации «приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье».

Выход на приоритетные национальные проекты в социальной сфере - не только первый конкретный шаг к разработке национальной модели социального государства, причем как ее финансовой, так и идеологической составляющей, но и к пересмотру социальной составляющей концепции бюджета страны, как в части его формирования, так и приоритетов.

Несомненно, отмеченные социальные инициативы президента России, направленные на актуализацию и адресность социальной политики государства, находятся в рамках конституционных социальных гарантий и найдут свое законодательное закрепление в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2006 год». Проблема, на каш взгляд, заключается в том, что правительство России приступит к реализации в 2006 г. президентских инициатив по-прежнему в отсутствие четкого видения средне- и долгосрочной стратегии развития страны, основываясь на сметно-затратном методе финансирования социальной сферы.

По оценке Минфина России, бюджетные расходы в 2005 г. в расчете на одного человека составят 45511 руб. в год около 1600 дол.). При этом только к 2008 г. внешний долг на душу населения планируется сократить до 466 дол. г, 2002 г. он составлял 851 дол. на человека).

Напомним, что лишь в 2005 г. планируется выйти на 90% ВВП 1990 г.. а в 2007 г. - пройти планку 1990г., то есть провал социально-экономической политики, который был допущен в 90-е годы, предполагается преодолеть только к 2008 г.

Кроме того, правительство России прогнозирует замедление темпов экономического роста со 107,2% до 105,8%; 2006 г. и 106% в 2006 г.

Следует еще раз констатировать, что прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 гг., а также перспективный финансовый план Российской Федерации на 2006-2008 гг. и проект федерального бюджета на 2006 г. формировались при отсутствии общей стратегии социально-экономического развития российской экономики.

Не имеет бюджет 2006 г. и достаточных резервов прочности на предмет сохранения макроэкономической стабильности.

При этом не ясно, как отразятся на исполнении бюджета 2006 г. президентские поручения по конкретным финансовым вливаниям в социальную сферу.

Кроме того, существуют естественные факторы, которые оказывали и будут оказывать негативное влияние на эффективность социальной политики, в том числе в ее бюджетной составляющей.

На 1 июня 2005 г. численность постоянного населения России составила 143,1 млн человек и с начала года уменьшилась на 359,3 тыс. человек, или на 0,25%. Эта тенденция характерна почти для всех регионов России. Так, в январе-мае 2005 г. в России отмечалось снижение численности родившихся в 75 регионах и увеличение числа умерших - в 68 субъектах Федерации. В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,7 раза (в январе-мае 2004 г. - 1,6 раза), причем в 27 регионах оно составило 2-3 раза. На фоне указанной тенденции и отсутствия конкретных целей социальной политики в России неэффективным в долгосрочной перспективе видится вложение значительных бюджетных средств в здравоохранение, строительство жилья, и особенно в образование, если не решается фундаментальный вопрос: как предотвратить ежегодное катастрофическое сокращение населения страны. Другими словами, в кого государство вкладывает деньги сегодня, если завтра не будет самого объекта вложения?

Следующий фактор - отсутствие заметного роста числа рабочих мест и эффективной системы переподготовки кадров, позволяющих снижать бремя социальных расходов государства на поддержание безработного населения.

По данным Минздравсоцразвития России, прогнозируется рост напряженности на рынке труда, связанный с грядущими структурными преобразованиями в экономике. Так, только в металлургии и железнодорожном транспорте в ближайшие три года высвободится свыше полумиллиона работников. Параллельно ожидаются сокращения в топливно-энергетическом комплексе - порядка 700 тыс человек

Причем уже сейчас скрытая безработица растет более высокими темпами, чем раньше.

На конец мая 2005 г. по сравнению с соответствующей датой 2004 г. число официально зарегистрированных безработных увеличилось во всех федеральных округах, особенно в Южном, Приволжском и Сибирском.

Не поставлена точка и в пенсионной реформе. Доля средств федерального бюджета в общих доходах фонда в течение 2006-2008 гг. выросла с 57,7 до 62.4%. Это свидетельствует о возрастающей зависимости доходной части Пенсионного фонда Российской Федерации от поступлений из федерального бюджета и опасности возрождения модели государственного пенсионного обеспечения, основанной не на механизмах обязательного пенсионного страхования, а на постоянных дотациях из федерального бюджета.

Дестабилизирующими факторами в 2006 г. могут стать рост тарифов, особенно на жилищно-коммунальные услуги (в 1-м полугодии рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги составил в среднем по России 29.1%, что выше показателей за весь 2004 год. (23.5%)).


3. Перспективы государственного бюджета

3.1 Бюджетная трехлетка (2006- 2008 годы)

Правительство впервые рассматривает проект перспективного трехлетнего бюджета. Сам по себе — это позитивный факт, которым означает, что российское правительство, формируя финансовую политику, начинает исходить из перспективных задач. Дискуссии о необходимости среднесрочного бюджетного планирования ведутся, не первый день. Еще в бюджетном Послании президента РФ Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2003 году" отмечалось, что перспективный финансовый план должен стать основой формирования ежегодных бюджетных проектировок, предусматривающей финансовые последствия принимаемых решений.