Обращение порченных или истершихся монет способствовало тому, что деньги стали восприниматься как условные знаки, покупательная сила которых декретируется государством или устанавливается в результате соглашения людей. С появлением бумажных и кредитных денег номиналистическая теория получила широкое распространение, а с уходом золота из обращения стала доминировать в западной экономической науке.
Основные положения номиналистической теории:
любые деньги — металлические, бумажные и кредитные — представляют собой лишь условные номинальные знаки, лишенные внутренней стоимости. Деньгами они являются лишь вследствие принятия соответствующих законодательных актов или соглашения между людьми. Все функциональные формы денег не имеют никакой связи с денежным товаром;
покупательная сила денег, выраженная в индексах цен, устанавливается государством (путем принятия закона или на базе экономических процессов) и регулируется их количеством в обращении (такой политики придерживаются Министерство Финансов РФ, ЦБ Европейского Союза, Федеральная резервная система США);
основной функцией денег является функция средства обращения, в которой деньги выступают лишь как посредник при обмене товаров, техническое орудие обмена. В связи с этим роль денег могут выполнять любые их формы — металлические деньги, неполноценные монеты, бумажные и кредитные денежные знаки;
цена и стоимость товаров тождественны. Деньги, являясь абстрактными счетными единицами, выполняют не экономическую функцию меры стоимости, а техническую функцию масштаба цен.
Таким образом, сторонники номиналистической теории сводят сущность денег к идеальному масштабу цен, показателям меновых пропорций, отрицая тем самым их роль всеобщего эквивалента в измерении стоимости обмениваемых товаров.
За время развития номиналистических воззрений подходы к трактовке сущности денег в рамках этой теории претерпели некоторую эволюцию. Ранние номиналисты, наиболее известными представителями которых были английские экономисты Д. Стюарт, Д. Беллерс24, Н. Барбон25, рассматривали деньги как идеальные денежные единицы, условные знаки, которые не имеют ничего общего с товарами.
Главная ошибка номиналистов состояла в том, что, оторвав бумажные деньги от золота и от стоимости товара, они наделяли их «стоимостью», «покупательной силой» путем акта государственного законодательства.
Новейший номинализм периода общего кризиса капитализма характеризуется тем, что отрицание золота и защита бумажных денег связываются с задачами государственно-монополистического вмешательства в экономику. Факт появления номинализма связан с расхождением функций денег как средства обращения и как меры ценности. Возрождение же возможно связано с переходом к бумажно-денежному обращению, которое во многом (но не во всём) определяет положения номинализма:
Исходя из бумажно-денежного обращения, номиналисты заключают, что деньги по своей природе – не имеющая стоимости идеальная абстрактная количественная (счетная) величина, которая является, однако, в косвенной форме измерителем ценности товаров.
Номиналисты не признают ценности как качества, ценность товара есть нечто относительное – т.е. ценность товара трактуется как субъективное отношение человека к конкретному товару («Ценность вещей есть следствие рассудочной человеческой деятельности» - Бендиксен).
Критики говорили о том, что невозможно измерить качественную величину – ценность количественной величиной – деньгами.
Для осуществления этого измерения Георг Зиммель26 применил теорию «пропорционального измерения». Он считал, что деньги получают свою ценность не от вещества, из которого они изготовляются, а от той работы, которую они выполняют в хозяйстве. При этом главной функцией, с которой связывается ценность денег, является их функция обращения.
По другому решал эту проблему Бендиксен, он считал, что деньги - искусственный механизм, приводящий ценности к однородности и позволяющий их сравнивать.
Ошибкой номиналистов было не только то, что, оторвав бумажные деньги от золота и от стоимости товара, они наделяли их «стоимостью», «покупательной силой» путем акта государственного законодательства. Но основной же ошибкой представителей номинализма является положение о том, что стоимость денег определяется государством. Тем самым они отрицают трудовую теорию стоимости и товарную природу денег.[§§]
2.3 Количественная теория денег
Данная теория возникла в XVI в., когда в Европе значительно увеличилось количество драгоценных металлов за счет золота и серебра, вывезенного из Америки. Это привело к так называемой «революции цен» — резкому возрастанию уровня цен на товары.
В связи с этим ранние представители количественной теории Д. Юм и т.д. пришли к выводу, что меркантилисты ошибались в том, что накопление драгоценных металлов увеличивает богатство нации: рост запасов золота и серебра приводит к их обесценению и соответствующему повышению цен на товары. Действительное же богатство нации может увеличиваться только путем развития промышленного производства.
Количественная теория денег развивалась Д. Юмом, Д. Рикардо, И. Фишером[***]. Эта теория исходит из утверждения, что единственным фактором формирования цен является количество денег в обращении. Основоположником количественной теории является Д. Юм. В знаменитом трактате «О деньгах» (1752 г.) он определил их вполне традиционно: «Очевидно, что деньги — не что иное, как представитель труда и товаров и служит лишь как метод их измерения и оценки». Его работа получила широкую известность своей трактовкой взаимосвязи между деньгами и ценами. Основная идея Д. Юма сводилась к тому, что изменения товарных цен определяются колебаниями количества денег в обращении. Но эта зависимость отнюдь не пропорциональна. Рост производства сам по себе требует увеличения количества денег в обращении. Изменение их количества не вызывает немедленного повышения цен, а взаимное влияние друг на друга требует времени.
Основные положения классической количественной теории:
все формы денег, включая металлические деньги, лишены внутренней стоимости;
стоимость любых форм денег и уровень товарных цен зависят от количества денег в обращении: с увеличением количества денег их стоимость уменьшается, а цены на товары растут, и наоборот;
главной функцией денег является функция средства обращения;
деньги выполняют только посредническую роль в экономике и не оказывают заметного самостоятельного влияния на воспроизводство. Это связано с тем, что увеличение количества денег в обращении приводит к пропорциональному увеличению абсолютного уровня цен и никак не влияет на относительные цены, то есть на меновые пропорции при обмене товаров.
Большой вклад в разработку количественной теории денег внес американский экономист И. Фишер, который разработал так называемый трансакционный вариант этой теории и ее упрощенную модель уравнение обмена:
M*V=P*Q
где М — количество денег в обращении;
V — скорость оборота денег;
Р — уровень цен;
Q — уровень реального объема производства.
По сути дела данное уравнение является тождеством, поскольку обе его части являются выражением одной и той же величины — суммы денежных платежей за товары и услуги за определенный промежуток времени.
Исследуя взаимосвязи, выраженные уравнением обмена, И. Фишер рассматривал V и Q как величины достаточно постоянные в краткосрочном периоде. Скорость оборота денег, по его мнению, зависит только от институциональной структуры платежной системы и технологий расчетов, которые изменяются очень медленно, а объем реального производства неизменен вследствие того, что рыночному хозяйству присуще полное использование всех производственных ресурсов.
Таким образом, из уравнения обмена следовал вывод, что уровень цен зависит только от количества денег в обращении.
Позднее было доказано, что скорость оборота денег также оказывает влияние на процесс ценообразования, поскольку она не является стабильной величиной и может значительно колебаться и на долгосрочных, и на краткосрочных интервалах. Соответственно взаимосвязь между денежной массой и уровнем цен уже не рассматривается как прямолинейная и жесткая, допускается также возможность и определенного обратного воздействия.
Наряду с трансакционным вариантом количественной теории И. Фишера широкое распространение получил кембриджский вариант этой теории (теория кассовых остатков), разработанный английскими экономистами А. Маршаллом и А. Пигу. Уравнение, выражающее упрощенную модель кембриджского варианта, аналогично уравнению И. Фишера:
М = k*Р *Y
где М — количество денег в обращении;
k = 1/V;
Р — уровень цен;
Y — уровень реального объема конечного продукта производства.
Как и И. Фишер, представители кембриджского направления считали, что уровень цен определяется количеством денег в обращении. Это видно из уравнения, поскольку k в нем рассматривается как константа (в силу того что постоянной величиной является скорость обращения). Различие двух этих подходов заключается в трактовке спроса на деньги.
И. Фишер считал, что спрос на деньги зависит только от доходов экономических агентов, то есть от объема сделок, осуществляемых при заданном уровне валового внутреннего продукта (ВВП) - PY и сложившейся скорости оборота денег. Процентные ставки не оказывают влияния на спрос, так как люди хранят деньги только для оплаты сделок (трансакций) и поэтому сами не могут решать, какое количество денег оставлять у себя на руках (трансакционный мотив хранения денег).
Кембриджский вариант количественной теории допускает, что люди определенную часть своего дохода склонны сберегать в денежной форме. Признавая трансакционный мотив хранения денег, представители этой школы рассматривают деньги не только как средство обмена, но и как средство сохранения богатства. В связи с этим они предположили, что спрос на деньги зависит также и от размера богатства. Коэффициент k,исходя из формулы, равен отношению М к PY и показывает, какую часть совокупного номинального дохода небанковский сектор предпочитает хранить в денежной форме.