8. экономическое стимулирование экспорта (совершенствование налоговой системы, транспортных тарифов, льготное кредитование, существенное снижение вывозных таможенных пошлин);
9. передача лесопользователям в аренду участков лесного фонда на длительный период (не менее 50 лет) с целью обеспечения стабильности работы предприятий ЛПК при освоении удаленных, труднодоступных участков лесного и лесосечного фонда, осуществления подсочки, других пользований необходимо законодательно;
10. перекрытие всех каналов вывоза за пределы России незаконно заготовленной древесины и другой лесной продукции, принятие нормативного акта об уголовной ответственности за самовольную рубку лесов;
11. содействие добровольному объединению мелких предприятий ЛПК в компании, концерны и пр., с целью более эффективного производства и реализации продукции, аккумулирования средств для выполнения крупных проектов по строительству новых и модернизации действующих предприятий;
12. внедрение системы устойчивого лесопользования путем проведения обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов.
Сертификация лесоуправления, цепи поставок древесины и лесоматериалов. Без этого перспективы организации устойчивого лесопользования и предотвращения нелегальных рубок нет. Сертификация предполагает, во-первых, подтверждение экологических, социально-экономических норм в местах заготовки древесины, во-вторых, она подтверждает легальность оборота древесины через места переработки древесины, которая поставляется на экспорт. Сегодня существует Национальный Совет по сертификации, которому предстоит огромная работа. Сертификация лесоуправления направлена на достижение экономически эффективного, экологически обоснованного, социально приемлемого лесного хозяйства. Сертификация преследует две основные цели: совершенствования лесоуправления, обеспечения доступа потребителя к сертифицированным лесным продуктам. Совершенствование лесоуправления достигается путем разработки и внедрения определенных стандартов, а также путем отслеживания выполнения этих стандартов. В настоящее время в России имеются следующие системы сертификации: сертификации управления: обязательная сертификация лесных ресурсов; добровольная сертификация управления производством (ISO 9001); добровольная (экологическая) сертификация управления лесным хозяйством (стандарты серии (ISO 14000 или ЛПС); сертификация продуктов: техническая сертификация древесины (согласно ГОСТ); радиоэкологическая сертификация древесины (согласно ГОСТ).
Одним из наиболее ярких примеров решения проблемы лесопользования является внедрение системы космического мониторинга организации лесопользования, который включает в себя проведение подготовительных работ, космическую съемку, подспутниковую аэрофотосъемку там, где есть нарушения в организации лесопользования, которые определяют специалисты. Этим занимаются независимые эксперты и организации: авиабазы, лесоустроительные предприятия, эксперты, задействованные на получении фотоснимков и дешифровке информации. Можно привести пример: по текущим результатам мониторинга в 33 лесхозах (пять субъектов федерации) выявлено 763 тыс. мі незаконной рубки. А по Государственной статистике в целом по России эти цифры занижены в 8 раз, что составляет 96 тысяч мі. А это несколько миллиардов рублей неустоек, которые связаны с незаконной заготовкой древесины.
Существует 5 основных направлений чтобы предотвратить нелегальные рубки:
1. Информационное взаимодействие между всеми уровнями государственной власти, коммерческими структурами и общественными организациями.
2. Экономические механизмы: дифференциация ставок лесных платежей, увеличение собираемости лесных платежей за пользование лесным фондом и вовлечение собираемости налогов в лесном секторе.
3. Экспортно-импортные отношения.
4. Система администрирования. Это связано со статистической отчетностью, с соглашениями по вертикали между федеральными ведомствами, органами исполнительной власти и общественными организациями.
5. Роль гражданского общества, которая сегодня актуальна, но мало эффективна. Над этим нужно работать.
Эту проблему можно решить следующим путем: коксацией лесосек в многолетней зоне по материалам лесоустройства без надзорного обследования. Это – минус 15–20% оценки лесного фонда на корню при передаче лесозаготовителям. Для этого нужно изменить нормативно-правовую базу.
Межведомственное информационное взаимодействие федеральных и субъектных органов исполнительной власти, а также общественных организаций. Мы имеем базу данных по каждому лесхозу (отчет о лесосеке по каждому субъекту РФ, лесорубочные билеты, договора аренды участков лесного фонда) и планируем в эту базу данных вносить реестр лесопользователя, ежемесячные данные по фактической заготовке древесины. Эта информация будет накапливаться, а потом из каждого субъекта федерации поступать в центр, в Москву. Далее вся информация будет сосредоточатся в органах исполнительной власти, в МВД, федеральных таможенных и налоговых службах и Росприроднадзоре. Вся накопленная информация будет храниться в аналитических центрах ФАЛХ. За счет этой общей информации можно выявить проблемы, которые есть по конкретному лесозаготовителю в конкретном субъекте РФ.
Контроль налогообложения лесозаготовительных предприятий, лесхозов, на основании имеющейся информации, которая поступает в Федеральную налоговую службу, повысится качество проверки полноты сумм уплаты налогов лесопользователями и лесхозами на основе сопоставления данных статистической отчетности подготовки и вывозки древесины
Экспорт древесины и изделий из нее. Здесь можно ввести коды на ВЭД на все виды экспортируемых пород (решением этой проблемы будут заниматься Министерство экономического развития и таможенная служба); изменить порядок лицензирования экспорта ценных пород; разработать перечень стратегически важных сырьевых товаров, включающих в себя лесоматериалы; изменить порядок расчета и установления индекативных цен на древесину в части определения их федеральным органом исполнительной власти (Минпромэнерго, Минэкономразвития), а не общественной организацией; подготовить предложения по изменению таможенного законодательства РФ, в частности, введение товарно-транспортной накладной на перевозку древесины и изделий из нее и копию лесорубочного билета; разработать единый стандарт для оценки объемов лесоматериалов, применяемых как на внутреннем рынке, так и при поставке древесины на экспорт.
Заключение
В настоящее время торговля лесом, несмотря на уменьшение объемов вывозки древесины в целом по России набирает обороты.
После проведенного тщательного исследования можно утверждать точно, что человек варварски использует данные ему богатства, особо расточительно он относится к природным ресурсам. Среди них, наиболее ценными являются возобновляемые природные, в первую очередь лесные, ресурсы. Использование лесов для нужд человека идет в рамках лесных хозяйственных комплексов. Лесной комплекс – это сложная территориально – производственная система, затрагивающая экономические, социальные и экологические проблемы Азиатской части России. Поэтому его невозможно рассматривать вне системного исследования. Системно – структурный подход позволяет обосновать возможные пути для его рационализации с точки зрения экологии. Конечной целью таких лесных комплексов является рациональное использование и воспроизводство лесных ресурсов на базе интенсивных форм ведения лесной промышленности и лесного хозяйства.
Лесные таксы позволяют установить четкие экономически отношения между лесным хозяйством и другими отраслями народного хозяйства. Гибкая методика расчета такс, а именно, введение коэффициентов дифференциации, позволяет владельцам лесного фонда получать дополнительную прибыль за счет посадок редких и ценных пород деревьев. Также завышение размеров такс на определенный сорта деревьев позволяет содержать лесной фонд в полной сохранности от полной вырубки, например, завышение коэффициента для кедра, а для лиственницы понижение делается именно в целях ограничения рубки кедра и стимулирования рубки лиственницы.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений многофункциональность лесного комплекса (ЛК), который многие годы рассматривался только как поставщик сырьевых ресурсов, и в первую очередь древесины. Моноресурсный подход наложил отпечаток на формирование всей системы управления лесным комплексом, а также на оценку эффективности управления. Сложившийся тип системы управления ЛК РФ и сегодня сохраняется, но пришел в противоречие с функциями комплекса.
В данной работе рассматривались изменения, произошедшие за три налоговых периода на примере предприятия ОАО «Лесосибирский ЛДК №1». В результате исследования данного предприятия можно сделать следующий вывод, что ОАО «Лесосибирский ЛДК №1» уплачивает лесные платежи в основном арендную плату за пользованием лесными ресурсами и лесными фондами.
В современных условиях изъятие лесных ресурсов должно происходить с учетом экономических интересов субъектов лесных отношений и дальнейшего расширения воспроизводства лесных ресурсов. Изменения должны коснуться таких важных аспектов, как расчет лесосеки главного пользования, а именно, должного внимания к экономическим условиям ведения лесного хозяйства и лесопользования, более взвешенного подхода к развивающейся аренде и т.п. Необходима инвентаризация лесного фонда, разработка проектов организации рубок главного пользования, проведение долгосрочных прогнозных расчетов динамики лесного фонда и объемов возможного лесопользования. В лесоустроительные проекты должны быть внесены такие разделы, как ценообразование и доходность лесных ресурсов, спрос и предложение древесины, рынки сбыта. Внесение дополнений и уточнений в лесотаксационное и лесоэксплуатационное районирование, детализированное в зависимости от экологической, социальной и экономической значимости, ведет к снижению затрат, которые государство и пользователь несут от неточности учета.