В качестве примера приведем конкретные данные о критериях по одному из типов учреждений культуры - музеям. При этом следует учитывать, что допускается наличие у государственного музея иных учредителей, наряду с федеральными органами исполнительной власти либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации /4, ст. 29/. При этом музей регистрируется как государственный в случае финансирования его деятельности за счет средств соответствующих бюджетов более чем на 50%.
Решая задачу целесообразности, экспертный совет определяет, приведет ли выделение средств к улучшению условий хранения и изучения музейных предметов и коллекций; в процессе рассмотрения вопроса о надежности реализации мероприятий уточняются сведения о наличии в штате музея квалифицированных исполнителей; согласованность с соответствующими инстанциями возможности проведения работ; гарантированность софинансирования за счет других источников и т.д. Из этого следует, что при подготовке учреждениями и организациями проектных заявок на право получения государственного или муниципального заказа в области культуры важно выделить вид деятельности, самостоятельно сформулировать и оценить соответствие проводимого мероприятия установленным приоритетам и критериям финансирования.
После формирования сводной программы и определения объема финансирования заказчик программ переходит к этапу собственно финансирования. Бюджетные средства, выделенные для покрытия расходов на реализацию программного мероприятия, выделяются исполнителю одной суммой без разбивки по статьям бюджетной классификации.
Следует отметить, что театральная общественность проявляла высокую активность, добиваясь формирования правовой ниши для развития сценического искусства и его социальной востребованности. Именно активная позиция мастеров сцены, Министерства культуры, Союза театральных деятелей способствовали определенному упрочению положения. Всероссийские совещания «Театр и город - лицом друг к другу» инициировали разработку и принятие Постановления Правительства №297 от 31 мая 1991 года «О социально-экономической защите и государственной поддержке театров и театральных организаций в РСФСР». Надо признать, что оно оказало серьезную помощь театральным коллективам /8, 40/.
На федеральном уровне, и на уровне субъектов Федерации сегодня бюджеты финансируют почти исключительно так называемые защищенные статьи, в основном, заработную плату. Отсутствие финансирования творческой деятельности привело к сокращению числа новых постановок (театры с трудом отыскивают на это средства из разных источников), что весьма опасно с точки зрения взаимоотношения театра и его аудитории. Складывается парадоксальная ситуация: государство, поддерживая театры, меньше всего заботится о зрителе, то есть о тех, ради кого театр существует и кто, собственно, театр и финансирует (ведь зритель - это и есть житель города, избиратель и налогоплательщик) /8, 42/.
В 1992 году, приводя законодательство в соответствие вновь принятому Закону РФ «Основы законодательства РФ о культуре», ввели для государственных театров льготы по налогу на прибыль, освободив их от этого налога независимо от источника получения прибыли. В 1996 году эту льготу отобрали, уточнив, что налогом не облагается только прибыль от основной деятельности, что лишило театры стимула к привлечению дополнительных источников финансирования. Законодатели, очевидно, хотели пополнить бюджет за счет «прибыли» театров, а на самом деле поставили бюджет перед необходимостью давать театрам те деньги, которые они могли бы привлечь /8, 42/.
В последние годы в экономическую и организационно-творческую жизнь органов управления и организаций культуры внедряется принцип применения так называемого социально-творческого заказа. При этом способе финансирования для всех субъектов культурной деятельности создаются равные возможности на получение бюджетных средств. Процедура перечисления средств подобна процедуре финансирования программ. Однако отличительной особенностью при заключении договоров на реализацию социально-творческого заказа является то, что он разбивается на две части. Основная часть фиксируется и не может меняться ни органом управления культурой, ни исполнителем. Конъюнктурная же часть не фиксируется, так как представляет собой достаточно широкий набор мероприятий и культурных услуг. Договор предусматривает определенные допуски для замены одних мероприятий на другие, адекватные по форме или по содержанию. Разрешается вносить изменения по срокам выполнения заказа в случае изменения ресурсных условий.
В отношении расходов, связанных с укреплением и развитием материально-технической базы объектов культуры, действует особый порядок финансирования. Основу его составляют конкурсы, процедура проведения которых регулируется БК РФ.
Коротко остановимся на порядке взаимодействия культуры, физической культуры и спорта со средствами массовой информации. Например, государственные службы по телевидению и радиовещанию обеспечивают финансирование программ театрально-зрелищной, оздоровительной и спортивной направленности за счет средств федерального бюджета, бюджетов РФ и собственных источников. Телевизионные компании и радиокомпании иных форм собственности - за счет собственных средств с учетом того, что трансляция мероприятий по каналам теле- и радиовещания, съемки и фотографирование, производство записей их изображения и звуковой записи осуществляются только при наличии соответствующих разрешений. Реклама товаров, изделий и услуг во время проведения зрелищных и спортивных мероприятий допускается также с разрешения организаторов, поскольку это связано с получением дохода от рекламы в виде спонсорского вклада.
Бюджетное финансирование средств массовой информации, как правило, осуществляется в виде грантов, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе и регулируется особым законодательством. Выделение грантов осуществляется на оплату социально значимых информационно-публицистических материалов о социальных проблемах, производство просветительских программ в сфере культуры и научно-популярных материалов, производство печатной продукции, предназначенной для инвалидов по зрению или с нарушением слуха и т.д. Конкурсное рассмотрение заявок и их экспертная оценка - обязательные условия, предшествующие выделению бюджетного финансирования.
Таким образом, можно сделать вывод, что формы и методы финансового обеспечения культуры находятся в прямой зависимости от выполняемых отраслью функций, решаемых задач.
Особенности планирования расходов учреждений культуры:
- постепенный отказ государства от роли координатора социальных процессов, делегирование все большего числа социальных функций на места;
- перенесение центра тяжести в финансировании социальных расходов с государственного бюджета на сбережения граждан через аккумулирование этих средств специлизированными институциональными инвесторами (пенсионными и инвестиционными фондами, страховыми компаниями и др.);
- основные источники финансирования: государственный бюджет, включающий в себя средства федерального и консолидированных бюджетов РФ; государственные внебюджетные социальные фонды - Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования; средства работодателей
- широко используется метод смешанного финансирования. Его сущность состоит в том, что расходы учреждения покрываются за счет и бюджетных, и собственных источников.
Нормативный способ расчета потребности в финансовых ресурсах предусматривает использование норм и нормативов.
Расчетной базой для формирования нормативов финансовых затрат являются: социальные нормы и нормативы; материальные нормы и нормативы; стоимостные (ценовые) нормы.
Интегральная обработка этих источников позволяет сформировать денежное выражение социальных и материальных норм и нормативов, а именно норматив финансовых затрат (НФЗ).
Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:
- обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;
- создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;
- определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;
- определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.
Государственные и муниципальные учреждения культуры в подавляющей части являются подведомственными органам управления культуры на федеральном, региональном и местном уровнях.
В государственной статистике совокупность таких учреждений включается в понятие «организации системы Министерства культуры Российской Федерации».
К началу 2006 г. в этой системе находилось 104470 организаций культуры и искусства.
В состав этих организаций входили:
- культурно-просветительные учреждения (101099, их доля составляла 97% от общего числа организаций культуры и искусства);
- библиотеки (48820);
- учреждения культурно-досугового типа: клубы, дома культуры, центры досуга и пр. (52279);
- музеи (1964, в том числе 656 филиалов);
- парки культуры и отдыха (542);
- зоопарки (20);