К заявлению должника прилагаются подлинники указанных в Законе о банкротстве документов или их заверенные надлежащим образом копии.
Заявление конкурсного кредитора о признании должника банкротом (далее – заявление кредитора) подается в арбитражный суд в письменной форме. Заявление кредитора – юридического лица подписывается его руководителем или представителем.
В заявлении кредитора должны быть указаны:
· наименование арбитражного суда, в который подается заявление кредитора;
· наименование (фамилия, имя, отчество) должника и его адрес;
· наименование (фамилия, имя, отчество) конкурсного кредитора и его адрес;
· размер требований конкурсного кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пеней);
· обязательство, из которого возникло требование должника перед конкурсным кредитором, а также срок исполнения такого обязательства;
· вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требования конкурсного кредитора к должнику;
· доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику;
· доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы);
· наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий;
· размер вознаграждения арбитражного управляющего;
· перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов.
Конкурсный кредитор в своем заявлении вправе указать профессиональные требования к кандидатуре временного управляющего. В заявлении кредитора могут быть указаны иные сведения, имеющие отношение к рассмотрению дела о банкротстве.
К заявлению кредитора также могут быть приложены имеющиеся у конкурсного кредитора ходатайства.
Конкурсный кредитор обязан направить копию заявления кредитора должнику.
Кроме документов, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, к заявлению кредитора прилагаются документы, подтверждающие:
· обязательства должника перед конкурсным кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам;
· доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы);
· иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора.
3.3 Деятельность арбитражных управляющих
Отдельными статьями Федерального закона о банкротстве (ст. 20-26) регулируются порядок назначения, права и обязанности, требования к кандидатуре и ответственность арбитражного управляющего, а также правила их профессиональной деятельности (ст. 29).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 22 июля 2002 г. N 14-П по делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», процедуры банкротства носят публично-правовой характер. Они предполагают принуждение меньшинства кредиторов большинством, а потому, вследствие невозможности выработки единого мнения иным образом, воля сторон формируется по другим, отличным от искового производства, принципам. В силу различных, зачастую диаметрально противоположных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, законодатель должен гарантировать баланс их прав и законных интересов, что, собственно, и является публично-правовой целью института банкротства.
Достижение этой публично-правовой цели призван обеспечивать арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», и для проведения процедур банкротства наделяемый полномочиями, которые в значительной степени носят публично-правовой характер: он обязан принимать меры по защите имущества должника, анализировать финансовое состояние должника и т.д., действуя добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества[9] (пункты 4 и 6 статьи 24).
Решения арбитражного управляющего являются обязательными и влекут правовые последствия для широкого круга лиц. Публично-правовой статус арбитражных управляющих обусловливает право законодателя предъявлять к ним специальные требования, касающиеся, в том числе членства в профессиональном объединении, на которое государство также возлагает ответственность за обеспечение проведения процедур банкротства надлежащим образом.
В силу пункта 2 статьи 19 Федерального закона 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный управляющий действовал на основании лицензии, выдаваемой государственным органом Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению; отзыв в установленном федеральным законом порядке лицензии арбитражного управляющего в период осуществления им полномочий арбитражного управляющего являлся основанием для его отстранения арбитражным судом от исполнения соответствующих обязанностей. Федеральным законом от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» необходимость лицензирования деятельности арбитражных управляющих не предусматривается.
Соответственно, в Федеральном законе 2002 г. лицензирование как форма государственного регулирования деятельности арбитражных управляющих заменена на иной, альтернативный механизм обеспечения стандартов профессиональной деятельности, предполагающий обязательность их членства в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В такой замене проявляется конституционный принцип соразмерности в правовом регулировании экономической деятельности. Создание саморегулируемых организаций арбитражных управляющих практически одновременно с отказом от лицензирования деятельности арбитражных управляющих означает, что государство переложило на эти организации часть своих, публично-правовых, функций.[10] Такой подход напрямую связан с проводимой в Российской Федерации административной реформой, среди приоритетных направлений которой, согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. N 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» – ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регламентирования, а также развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики.
Как результат определенной модификации контрольной деятельности государства в области финансового оздоровления и банкротства может рассматриваться возложение на саморегулируемые организации арбитражных управляющих такой функции, как контролирование профессиональной деятельности своих членов в части соблюдения требований Федерального закона «О банкротстве» и установленных саморегулируемой организацией правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего (пункт 2 статьи 22).
Институт банкротства является неотъемлемой частью современной рыночной экономики. Введение государством института банкротства способствует грамотному регулированию государством рыночных отношений и защите всех форм рыночной собственности. Стабилизирующим фактором института, является законодательство. В 2002 г. вышел последний закон «О несостоятельности», который восполнил пробелы и недостатки в законах 1992 и 1998 годов. Законодательство о банкротстве 2002 г. – новый этап в развитии правовой системы России.
Наступлению неплатежеспособности коммерческой организации предшествуют несколько фаз: снижение рентабельности и объемов прибыли убыточность производства, истощение или отсутствие резервных фондов. В этот период, используя количественные и качественные методы анализа можно прогнозировать банкротство. Для его предотвращения и выхода из кризиса вводится антикризисное управление.
Для реализации требований федерального закона предусмотрены процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство. Финансовое оздоровление и внешнее управление – реабилитационные процедуры, направленные в помощь терпящему бедствие предприятию. Законодательная разработка процедур конкурсного производства и внешнего управления играет важную роль в оздоровлении экономики и принятии обоснованных решений о банкротстве. Проведению процедур предшествует наличие признаков банкротства.