Третьим общегосударственным фондом был фонд государственного социального страхования, обеспечивающий сохранение, воспроизводство трудовых ресурсов. Он формировался за счет взносов предприятий, организаций и отдельных лиц, использующих наемную рабочую силу.
Такая финансовая политика обеспечила выполнение поставленных государством задач. Уже к 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим, здесь производилось 94,4% валовой продукции. Главными производителями сельхозпродукции становятся колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации.
Основным производственным звеном стали предприятия, действующие на началах хозяйственного расчета в условиях централизованного планового управления народным хозяйством. Все показатели деятельности предприятий планировались и носили директивный характер. На этом этапе у государства другая задача — реконструкция всех отраслей народного хозяйства на базе социалистической индустриализации. Но ограниченность финансовых ресурсов и отсутствие какой-либо помощи извне обусловили продолжение политики жесткой централизации средств, предназначенных как для накопления, так и для потребления. Новые условия и новые задачи обусловили коренное изменение финансовой политики.
Налоговая реформа 1930—1931 гг. обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в бюджет. Например, налог с оборота объединил 53 ранее действующих платежа. Данный налог просуществовал до 1992 г., не меняя основополагающих признаков. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и полностью поступал в государственный бюджет по мере реализации товара. Поэтому он обеспечивал регулярную и устойчивую мобилизацию денежных ресурсов в народном хозяйстве для бесперебойного финансирования плановых мероприятий.
Доля налога с оборота в общем объеме доходов государственного бюджета всегда была очень высока. Например, в 1940 г. — 58,7%, 1950г. — 55,8%, 1960г. — 40,7%, 1970г. — 31,5%, 1975 г. — 30,4%, 1980г. — 31,1%.
Вторым по величине источником доходов бюджетов всех уровней становятся отчисления от прибыли: в 1940 г. — 12,0%, в 1960 г. — 24,2%, в 1970 г. — 34,6%, в 1975 г. — 31,9%. Этот источник, наоборот, претерпел существенные изменения.
Итак, в результате налоговой реформы 1930—1931 гг. подоходный налог с государственных предприятий и некоторые другие платежи были заменены отчислениями от прибыли. На этом же этапе был принят следующий порядок ее распределения. В первую очередь отчисления шли в поощрительные фонды предприятия (фонд улучшения быта рабочих и служащих, фонд премирования рационализаторов производства), на плановые капитальные вложения, на прирост норматива собственных оборотных средств и другие плановые потребности. Естественно, все эти отчисления осуществлялись по соответствующим нормативам, устанавливаемым вышестоящими организациями (специализированными наркоматами). Свободный остаток прибыли перечислялся в соответствующий бюджет (в зависимости от подчиненности предприятия). В результате такого распределения на предприятии оставалось около 28% объема полученной прибыли, из них 12% направлялось на капитальные вложения, 5% — в поощрительные фонды и 3% — на другие цели. 72% прибыли вносилось в бюджет.
В сельском хозяйстве сохранился сельскохозяйственный налог, но его ставка еще жестче воздействовала на необобществленный сектор сельскохозяйственного производства.
При такой организации финансов, несмотря на Великую Отечественную войну 1941—1945 гг., удалось выполнить поставленные задачи, и к 1960-м годам страна по уровню развития промышленности становится одним из крупнейших индустриальных государств мира. Увеличилось число отраслей экономики. Были построены и введены в действие десятки тысяч новых крупных промышленных предприятий. Число отраслей и производств промышленности возросло с 81-87 в 1925-1927 гг. до более чем 300 в 1966 г. Особенно значителен рост отраслей был в машиностроении, в химической промышленности. Почти вдвое увеличилось количество отраслей в легкой и пищевой промышленности.
Увеличение масштабов производства сопровождалось процессом децентрализации в управлении экономикой. Условия этого этапа вызвали к жизни совершенно новые группы финансовых отношений: денежные отношения между предприятием и государством по поводу формирования и использования отраслевых фондов и фондов предприятий. В связи с этим значительно возросла роль прибыли как основного их источника.
Экономическая реформа 1965 г. утверждала новую систему распределения и использования прибыли, в основу которой были положены следующие принципы:
► Повышение заинтересованности работников предприятий в общих результатах работы, в связи с чем размеры материального поощрения работников поставлены в зависимость от роста реализации, прибыли и уровня рентабельности.
► Создание на предприятиях более широких возможностей для осуществления за счет их прибыли и части амортизационных отчислений мероприятий по обновлению оборудования, совершенствованию производства и других мер по внедрению новой техники и расширению производства.
► Введение платности за пользование производственными фондами, предоставляемыми государством предприятию в целях создания заинтересованности предприятия в лучшем их использовании.
► Повышение материальной ответственности предприятий за выполнение плана прибыли и сохранность собственных оборотных средств.
Финансовые отношения по поводу распределения прибыли представляют сложную систему взаимоувязанных нормативов, методик расчета налогооблагаемых баз, очередность отчислений, льгот и санкций. В первую очередь осуществлялись платежи в бюджет в виде платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства и платежи банку процентов за кредит. Плата за фонды исчислялась по устанавливаемым на ряд лет нормативам (в основном 6%) от среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Таким образом, сумма платы за фонды представляла собой величину, зависящую не от результатов деятельности предприятия, а от фактического наличия у предприятия производственных фондов. Такой порядок заставлял предприятия либо эффективно использовать все имеющиеся мощности, либо избавляться от них. После первоочередных отчислений оставалась так называемая расчетная прибыль, которая направлялась в основном на формирование отраслевых и децентрализованных фондов. Сумма отчислений рассчитывалась по установленным нормативам и была связана с целым рядом показателей деятельности предприятия. Оставшаяся часть прибыли шла на покрытие таких плановых затрат, как финансирование капиталовложений и погашение долгосрочного кредита, предоставленного на эту цель, покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства и др.
Затраты второго (использование фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонда развития производства) и третьего (финансирование капитальных вложений, погашение долгосрочного кредита, погашение среднесрочного кредита, выданного на восполнение собственных оборотных средств, и т.д.) уровней планировались и утверждались министерствами.
Таблица 1. Распределение прибыли промышленных предприятий, %
Из табл. 1 видно, что размер свободного остатка прибыли, перечисляемого в бюджет, в первые годы экономической реформы значительно превышал размер платы за фонды, хотя в системе налогообложения ей выделяется особая роль.
Государство в 1980-е годы осуществляет ряд мероприятий, связанных с совершенствованием методов распределения прибыли, сохраняя в неизменном виде налоговую систему в целом. Такими мерами были: внедрение нормативного метода распределения прибыли, внедрение I и II модели хозяйственного расчета. Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методы развития оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием. Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался с дефицитом. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов — государственных, отраслевых, региональных.
К 1992 г. в стране произошла смена политической ориентации. Государство провозгласило курс на рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности. Важное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т.д. Возникли и институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д.
Рыночная экономика усилила роль финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов, наряду с традиционными, возникли новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средств обращения, становятся капиталом, т.е. самовозрастающей стоимостью. В-третьих, происходит смена приоритетов: постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне. Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, распад целых отраслей, а значит, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода. В этих условиях финансовая политика неустойчива, часто изменчива под влиянием текущего момента, но четко вырисовываются следующие тенденции: