Смекни!
smekni.com

Финансовая система Российской Федерации (стр. 7 из 8)

18 сентября в рамках VIII Международного инвестиционного форума «Сочи – 2009» состоялся круглый стол «Финансовая система: продолжение финансовых спекуляций или фундамент экономики?». Организаторами круглого стола выступили Департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края и Журнал «Эксперт»

Круглые столы, посвященные проблемам банковского сектора и фондового рынка, уже стали неотъемлемой частью Сочинского форума. Ежегодно эти мероприятия собирают сотни участников и по праву занимают достойное место в числе других мероприятий.

2009 год не стал исключением. Круглый стол «Финансовая система: продолжение финансовых спекуляций или фундамент экономики?» собрал более десятка выступающих — представителей федеральных органов власти и профессионалов инвестиционного сообщества, руководителей ведущих российских и зарубежных инвестиционных компаний, банков и бирж.

В круглом столе приняли участие Бембя Хулхачиев, заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам России; Иван Перонко, заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края; Анатолий Аксаков, Президент Ассоциации региональных банков России (Ассоциация «Россия»), заместитель председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам; Роман Горюнов, президент ОАО Фондовая биржа «РТС» и другие эксперты российского и зарубежного финансового сообщества и реального сектора экономики.

Участники дискуссии обсудили стратегические тренды развития отечественной финансовой системы, а также механизмы привлечения длинных денег в реальный сектор.

Обращаясь к участникам круглого стола, заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края Иван Перонко охарактеризовал региональные аспекты развития финансовой системы. Вице-губернатор отметил важность создания условий для модернизации финансовой системы и перехода бизнеса к новым технологиям производства. Иван Перонко заявил, что для адаптации к новым экономическим условиям необходимо обеспечить стабильные темпы развития региональной экономики и осуществлять государственную поддержку наукоемкого бизнеса.

Одним из обсуждаемых вопросов стала роль банковского сектора в становлении суверенной финансовой системы. Ассоциация региональных банков «Россия» и Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подготовили Предложения к Стратегии развития банковского сектора на 2010–2012 гг.

Предложения Ассоциации «Россия» и «Эксперт РА» являются продолжением работы над Концепцией развития финансового рынка, содержащей широкий анализ всех сегментов финансового сектора России: банковского, страхового, фондового, инвестиционного, — и предлагающей комплекс мер по его всестороннему развитию. Значительное число мероприятий, предложенных в Концепции развития финансового рынка, было реализовано Правительством и Банком России в конце 2008 — первой половине 2009 года. Среди ключевых структурных мер — повышение суммы страхового возмещения вкладчикам-физическим лицам, введение беззалогового кредитования кредитных организаций, рефинансирование внешних кредитов при посредничестве российских банков, меры по участию государства в повышении капитализации отечественного финансового рынка и т.д.

Кризисные явления — повод для активизации, а не приостановки работы по укреплению финансового сектора. Во-первых, реализация мероприятий по формированию адекватного потребностям экономики и общества финансового сектора позволит быстрее преодолеть кризисные явления и реже использовать механизмы «ручного управления». Во-вторых, мощная суверенная финансовая система со встроенными механизмами предотвращения «перегрева» будет более устойчивой к шокам, подобным пережитому в 2008 году.

В этой связи важное значение приобретает роль регионов. К примеру, в Краснодарском крае создан венчурный фонд, который на паритетных условиях с финансовыми институтами будет поддерживать развитие малых и средних предприятий в области новых технологий. Формируется краевой гарантийный фонд, который поможет предпринимателям брать банковский кредит даже при недостаточной залоговой базе. По кредитам малого бизнеса субсидируются три четверти процентной ставки. Для предприятий, значимых для развития экономики края субсидируется процентная ставка по кредитам на инвестиционные цели.

Краевыми властями разрабатывается, и направляются в Правительство РФ и Центральный банк, законодательные инициативы относительно формирования ресурсной базы кредитных организаций, внедрения системы накопительных вкладов, расширения перечня обеспечения, принимаемого в залог по кредитам кредитных организаций, и многие другие.

Участники дискуссии согласились с мнением о необходимости изменения архитектуры мировой финансовой системы, необходимы новые тренды развития и механизмы противодействия шокам кризисных явлений без ущерба для социальной сферы и реального сектора.

4.6 Бюджетная «спичка» для «второй волны»

Исходя из действующего пока прогноза доходов и плана расходов федерального бюджета его дефицит в сентябре–декабре текущего года можно оценить в 1,8 трлн. рублей. И это при том, что за январь–август дефицит составил лишь 1,2 трлн. рублей. По словам главы Минфина Алексея Кудрина, примерно из 4 трлн. рублей, которые надо израсходовать до конца года, большая часть — около 1,5 трлн. — придется на декабрь, когда происходит закрытие всех контрактов на инвестиции, приобретение различной техники и оплата услуг. Кроме того, будут сделаны дополнительные перечисления в Пенсионный фонд в связи с повышением базовой части пенсий с 1 декабря более чем на 30%. В целом можно сказать, что ничего особенного не происходит, сезонный характер бюджетных расходов — дело обычное, и названная Кудриным цифра расходов примерно ложится на прогноз, рассчитанный наложением общей величины расходов на их среднестатистическое распределение по месяцам года.

Но необычен сам год, и, в принципе, кризисное состояние могло бы послужить основанием для внутригодового маневра, переноса — по примеру других стран — какого-нибудь «стимулирующего пакета» в наиболее острую точку кризиса, когда падение производства достигало дна. Но наш бюджет в основном устроен так, что переносить какие-то расходы вперед в нем крайне проблематично. Обычная длина бюджетного контракта на госзакупки — год, особенно если дело касается инвестиций; конечно, там бывают и авансовые платежи, но закрытие и основная масса оплаты все же происходят ближе к концу года. По-видимому, отчасти с этой целью вводилась трехлетка, чтобы были выходящие за рамки бюджетного года контракты, но это начинание оказалось «в ненужном месте в ненужное время», и его пока что решили придержать.

С начала прошлого года Минфин пытается как-то сглаживать неравномерность своих расходов еще одним способом, размещая «свободные средства» на депозиты банков в течение года и изымая их в момент пика платежей. Тогда, правда, механизм размещения средств Минфина на депозиты банков задумывался для лечения другой болезни — чрезмерного «осушения» банковской ликвидности через избыточный бюджетный профицит; того, что вскоре бюджет станет устойчиво и глубоко дефицитным, видимо, никто и предположить не мог. Однако он работает в качестве амортизатора неравномерности бюджетных расходов и в той и в другой ситуации. Отчасти эти размещенные депозиты есть и сейчас, но на фоне предстоящего увеличения расходов их немного, всего 260 млрд. рублей, и изъятие на фоне всемеро большего предстоящего дефицита погоду, пожалуй, не сделает.

Ну и наконец, чтобы закончить эту «устрашающую» часть описания проблемы, напомним, что прошлогодний опыт обрушения «навеса» декабрьских бюджетных расходов оказался крайне негативным. На фоне всеобщих девальвационных ожиданий они сыграли роль керосина, выплеснутого в костер. ЦБ пришлось в течение месяца выбросить на валютный рынок порядка 100 млрд. долларов и в конце концов, по существу, выйти из коридора для курса рубля. Разумеется, нынешняя ситуация далека от прошлогодней, да и приписывать тому бюджетному вбросу какую-то совсем уж исключительную роль в ее развитии было бы натяжкой. Тем не менее, говорить о том, что развитие панических инфляционных и девальвационных ожиданий сегодня невозможно, пожалуй, рановато, и бюджетное декабрьское «раскассирование», если отнестись к этой проблеме без должной серьезности, может сыграть роль той маленькой спички, которая может разжечь если не пожар, то довольно неприятный костер.

4.7 Жизнь и смерть резервного фонда

Высокие чиновники практически не сомневаются, что кризис скоро заставит Россию снова брать кредиты. Мы так быстро проедаем резервный фонд, что лишимся его уже к будущему лету. Вопрос в том, когда выгодней просить в долг — сейчас или после того как резервы будут растрачены

Резервный фонд российского правительства просуществовал недолго. Первый рубль в него упал в 2004 году (тогда он еще назывался стабилизационным), а последний оттуда заберут, вероятно, летом будущего года.

О заначке на черный день правительство задумалось, когда цены на нефть резко пошли вверх и в страну бурным потоком потекли нефтедоллары. Глава Минфина Алексей Кудрин не был первооткрывателем. Самые крупные суверенные фонды существуют как раз в нефтедобывающих и экспортно-ориентированных странах: ОАЭ ($875 млрд.), Сингапуре ($490 млрд.), Норвегии ($391 млрд.). Некоторые — еще с 70−х годов.

За недолгую жизнь фонда правительство не раз уговаривали его «распечатать» и направить на что-нибудь полезное. Оппоненты Кудрина сокрушались, что «средства фонда лежат мертвым грузом» и «обесцениваются в результате инфляции». В пример ставили норвежский Государственный нефтяной фонд, который вкладывал деньги в высокодоходные (тогда) акции и в недвижимость. А самый «народный» способ распоряжения деньгами применяет суверенный фонд Аляски: ежегодно каждому жителю штата из него выплачивается определенная сумма. В прошлом году она равнялась $2069. Правда, на Аляске жителей всего около 600 тыс.