Во Франции наибольшее распространение получили финансово-промышленные объединения, созданные вокруг крупнейших производственных комплексов (например, "Эльф-Акитен" (ELF Aquitane), "Компани франсэз де петроль" (нефтехимическая промышленность); "Компани женераль электрисите" (электроника и электротехника) и т.д.)[12].
Промышленная составляющая данных объединений представляют собой, как правило, единое целое в производственном отношении - сформированное на базе технологически взаимосвязанных предприятий. В состав групп могут входить от нескольких десятков до нескольких сотен юридически самостоятельных фирм. Банковские учреждения, входящие в состав групп, достаточно часто являются подконтрольными главных промышленных предприятий группы.
Наряду с промышленными группами во Франции получили распространение и торговые. Крупные торговые компании ("Кора", "Интермарше", "Ошан") стояли у истоков, а впоследствии и контролировали ряд банков ("Банк аккорд", "Банк шабриер"), распространяющих свое влияние на некоторые сектора французской экономики.
Характерной особенностью финансово-промышленных групп Швеции является преобладание промышленных объединений, связанных с семьями крупных шведских бизнесменов и финансистов. В целом, данные ФПГ демонстрируют характеристики, близкие финансово-производственным объединениям Германии. Так же как и в германских группах, в них широкое распространение получило перекрестное владение акциями, доходящее до 25%.
В экономике Италии главенствующее положение занимают банковские финансово-промышленные группы. Прежде всего, это связано с тем, что привлечение капитала посредством выпуска дополнительных эмиссий акций промышленными предприятиями не привело к ожидаемым результатам. Поэтому итальянские концерны, в целях увеличения капиталовложений, были вынуждены прибегнуть к использованию банковского кредита, в свою очередь, все больше и больше попадая в зависимость от кредитующих их банков.
Помимо частных компаний, в странах Западной Европы достаточное распространение получили государственные концерны, составляющие основу государственных финансово- промышленных объединений.
Организационной структурой управления государственным имуществом многочисленных частных акционерных компаний, чьи контрольные пакеты акций были выкуплены государством, являются государственные холдинговые компании, которые позволяют правительству последовательно реализовывать свою экономическую политику в различных областях хозяйственного и социального развития.
Все государственные холдинговые компании финансируются государством, освобождены от выплаты процентов по полученным капиталам, имеют право выпускать гарантируемые государством облигации, при этом 65% годовой прибыли переводится государственному казначейству. Им предоставлена большая самостоятельность в разработке своей собственной рыночной стратегии.
Примерами таких структур, занимающихся управлением государственным имуществом, действуют и в других странах могут служить Национальный институт промышленности (ИНИ) в Испании - крупнейший государственных холдинг в Западной Европе, образованный в 1941 г. по личной инициативе Франко. Во Франции - это "Рено" (Национальное управление заводов "Рено")[13].
2.3. Финансово-промышленные объединения Юго-восточной Азии
Характерной особенностью промышленного комплекса Японии на сегодняшний день являются шесть универсальных многоотраслевых финансово-промышленных объединений (японский вариант "сюданы"): "Мицубиси" ("Mitsubishi"), "Мицуи" ("Mitsui"), "Сумитомо" ("Sumitomo"), , "Фуё" (''Fuyo", ранее "Ясуда"), "Санва" ("Sanwa")) (таблица 2.1.).
Таблица 2.1
Финансово-промышленные группы Японии
Название группы | Количество участников | Главный банк группы | Торговый дом |
Мицубиси | 30 | Токио Мицубиси | Мицубиси Седзи |
Мицуи | 29 | Сакура | Мицуи Бусан |
Сумитомо | 23 | Сумитомо | Сумитомо Седзи |
Даичи Канги | 50 | Даичи Канги | Иточу |
Фуе | 31 | Фудзи | Марубени |
Санва | 46 | Санва | Ниссеивайва |
Сюданы представляют собой самодостаточные, универсальные многоотраслевые экономические комплексы, образованные по определенным общим принципам. В организационную структуру включаются финансовые институты (банки, страховые и трастовые компании), торговые фирмы, а также набор производственных предприятий, составляющих полный спектр отраслей народного хозяйства. Все сюданы характеризуются взаимоучастием компаний в капитале друг друга и ведущей ролью банка в деятельности группы.
Связи между участниками группы достаточно тесные, но перекрестное владение акциями незначительно - в среднем по группам всего 1,5-2%. Внутри сюданов действует принцип не конкуренции, а целенаправленно организуемой внутренней специализации (когда сферы деятельности фирм не должны пересекаться). Поэтому в отношениях поставщик - потребитель здесь утвердилась взаимная монополия. Таким образом, экономическая среда внутри сюданов оказывается нерыночной. А существующая в японской промышленности организационная структура приводит к закреплению четкой олигопольной системы на рынке конечных продуктов. Тем не менее, интенсивная конкуренция участников олигополии обеспечивает устойчивый процесс развития в соответствующей отрасли.
Верхний уровень сюданов образуют горизонтальные объединения, представляющие собой головные фирмы крупнейших промышленных объединений. Каждая головная фирма является материнской по отношению к находящейся под ее контролем фирм. В качестве консолидирующего ядра сюданов с самого их появления и по настоящее время выступают компании тяжелой и химической промышленности.
Промышленные объединения (японский вариант названия - "кэйрэцу" (keiretsu)), входящие в сюданы (финансово-промышленные объединения), построены, как правило, по принципу вертикальной интеграции. Система иерархического контроля принимает форму вертикальной пирамиды, в общей сложности вбирающей в себя многие тысячи фирм (юридических лиц).
Обязательным членом группы, а по многим оценкам и стержнем, является крупнейший банк. Он контролирует крупную банковскую сеть филиалов и дочерних банков. В комплексе с ним и под его контролем работают также страховые и инвестиционные компании, траст-банки; все они для фирм данного сюдана являются "своими" и образуют его финансовую основу. Центральные банки группы владеют до 5% акций предприятий- участников.
Другим обязательным членом группы (сюдана) является универсальная торговая фирма. Они выполняют в сюдане функции универсального "сбытовика" и "снабженца", более того - своеобразного "департамента внешних связей" при освоении новых сфер деятельности, в которых фирмы сюдана практически вообще не имеют возможностей сбыта и снабжения[14].
В Японии традиционно была и остается значительной роль государства в развитии и всесторонней поддержке национального бизнеса. За государством в Японии закреплена роль в разработке и реализации промышленной политики.
Японские группы оказали большое влияние на развитие большинства новых индустриальных стран как примером становления мощной корпоративной структуры, так и непосредственным участием групп в экономической жизни. Опыт японских ФПГ на сегодняшний день стал основой для переосмысления принципиальных вопросов, касающихся оптимальной организации хозяйственного оборота в любой стране, в любой экономике.
Для Южной Кореи, как быть может ни для какой другой страны мира, также характерны высокая степень концентрации производства и капитала, монополизация несколькими крупнейшими чеболями, активы которых оцениваются примерно в 600 млн. долл. (например, "Самсунг" (Samsung), "Дэу" (Daewoo), "Хёндэ" (Honda), "Хьюндай" (Hyundai), "Киа" и т.д.).
Крупнейшие чеболи во многом схожи с ведущими финансово-промышленными группами в Японии (сюданами). Практически все крупные и средние предприятия принадлежат различным подобного рода группам. Отличия же заключаются в том, что корейские группы организованы по принципу холдинговых корпораций с семейным контролем. Поэтому в настоящее время контроль над компаниями, входящими в чеболь, осуществляться следующим образом:
- основатель группы (или семейным кланом) непосредственно принимает участие в управлении всех компаний конгломерата.
- семейный клан непосредственно контролирует только головные (материнские) компании, а те, в свою очередь, контролируют дочерние структуры.
- семейный клан владеет головной компанией группы и трастовым фондом, в управлении которого находятся акции остальных участников чеболя (комбинированный вариант).
Южнокорейские чеболи - это высоко диверсифицированные макроструктуры, имеющие четко выраженное доминирующее звено, ориентирующееся в своей деятельности на централизованное планирование, авторитарный стиль руководства, агрессивную инвестиционную политику.
Компании, входящие в каждый из чеболей представляют все ведущие отрасли промышленности, что, несомненно, обусловливает высокий уровень межгрупповой конкуренции.