Однако, прежде чем наращивать финансирование науки из бюджета, необходимо определить наиболее перспективные с точки зрения отдачи направления её развития. Ключевую роль здесь играют не только выявление потенциальных или фактически имеющихся научных заделов, но и прогнозирование вероятных результатов финансовой поддержки, а также оценка их применимости и возможной отдачи с точки зрения как средне- и долгосрочных перспектив развития страны, так и бизнес-интересов.
Основная проблема при распределении финансовых ресурсов между различными инновационными задачами, по мнению специалистов, связана с существующей тенденцией выделения бюджетных средств на устаревшие технологии путем лоббирования крупнейшими российскими монопольными и олигархическими структурами своих интересов в правительстве, хотя приоритетные отрасли достаточно хорошо известны3.
Как известно, на заседании Президиума Государственного совета в г. Дубне 18 апреля 2008 г. Д.А. Медведев поставил задачу разработки максимально объективного долгосрочного прогноза научно-технологического развития страны на перспективу до 2020–2030 гг., который должен учесть имеющиеся глобальные тенденции развития. Такой прогноз при условии его качественной и конкретной проработки может стать основой для бюджетного планирования рассматриваемой сферы.
Если правильно будут выбраны зоны приложения государственных инвестиций и последовательно осуществлена государственная инновационная политика, все расходы и потери бюджета не выльются в растрату огромных финансовых и материальных государственных ресурсов и «проедание» резервов, а, напротив, станут источником обогащения как для государства, так и для бизнеса.
Государственный финансовый контроль призван быть средством обеспечения эффективного финансирования инновационного развития. Следует иметь в. виду, что цель перехода на инновационное развитие экономики обозначена в условиях завершающегося бюджетного реформирования4. Бюджетная реформа предполагает настолько существенные изменения в самой технологии бюджетного процесса, что сама может быть отнесена к инновациям в сфере государственного управления. Общее направление и смысл бюджетной реформы состоят в расширении полномочий распорядителей бюджетных средств и изменении принципа распределения ассигнований из бюджета – от затратно-сметного к распределению по результатам. В этих условиях финансовый контроль не может оставаться в своем старом качестве, ориентированном на констатацию правильности расходования бюджетных средств с учетом действующих инструкций и в рамках выделенных объемов.
Финансовый контроль вынужден менять формы и методы с тем, чтобы соответствовать новым принципам и подходам к бюджетному финансированию и с точки зрения применяемых методик «дотягиваться» до уровня, позволяющего адекватно отслеживать распределение и расходование бюджетных средств, а также использование федерального имущества. Основной формой финансового контроля, органически присущей подходам современной бюджетной реформы, выступает аудит эффективности.
Постепенный сдвиг финансового контроля от прежних довольно жестких форм и методов финансовых ревизий к кажущимся более мягкими и «терпимыми» методам аудита отнюдь не является данью моде. В новых условиях привычные формы финансового контроля теряют свою эффективность и в значительной мере начинают работать «вхолостую». Порой они становятся вообще неприменимыми.
Так, если бюджетные средства выделяются по конкурсу по критерию предполагаемой результативности их расходования, используются распорядителями бюджетных средств при укрупненной бюджетной классификации и управленческом учете, то пытаться отследить и проконтролировать распределение и расходование этих средств методами традиционного «контроля правильности» – значит обречь финансовый контроль на заведомую неэффективность и недейственность. Стремление сохранить строгость традиционных форм государственного финансового контроля в условиях общей либерализации бюджетных отношений может привести к выводу из-под государственного финансового контроля значительных объемов бюджетных средств, распределяемых и расходуемых на основе новых подходов.
Кроме аудита эффективности в условиях определения и постановки долгосрочных целей и задач государственной инновационной политики появляется и иная новая форма финансового контроля – стратегический аудит. Целью последнего выступает оценка ресурсной обеспеченности и реализуемости заявленных планов. Чем более масштабны, ресурсоёмки и долговременны проекты, осуществляемые за счет государственных средств, тем более необходима предварительная экспертиза их органами государственного контроля. Залогом исполнения контроля за качеством разработки долгосрочных проектов, их способности обеспечить достижение заявленных целей служит стратегический аудит.
Таким образом, в отношении государственных (бюджетных) мероприятий в рамках первого направления обеспечения инновационного развития с точки зрения финансового контроля на первый план выдвигаются вопросы оценки результативности бюджетных расходов (аудит эффективности), а также оценки возможности выхода на заданные параметры состояния экономики, достигаемые в результате осуществления бюджетного финансирования на науку и инновации (стратегический аудит).
Во втором направлении обеспечения инновационного развития страны, ориентированном на формирование предпосылок для широкой экономической активности, центральными являются вопросы реальной экономической политики в той ее части, которая касается стимулирования инновационного производства.
Речь прежде всего идет о развитии венчурного (рискового) финансирования в неопределенные с позиции перспективы инновационные проекты, которые в случае успеха могут гарантировать лидерство на рынке. Государственная поддержка в данной области может осуществляться в форме финансирования государственных программ, создания венчурных гарантийных фондов, грантовой поддержки инновационных производств, государственно-частного партнерства. Так, для развития индустрии венчурного инвестирования, инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов правительством страны создана Российская венчурная компания (РВК). Аналогичным задачам служат Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий, а также государственный Венчурный инновационный фонд.
Необходимо государственное содействие системе оборота результатов интеллектуальной деятельности. Это предполагает стимулирование патентной активности и обеспечение последовательной защиты прав на продукты интеллектуальной собственности; инвентаризацию, оценку стоимости, оформление прав и учет продуктов интеллектуальной деятельности на государственных предприятиях, анализ возможностей их использования и разработку механизма использования. Особенно актуальной данная задача становится сегодня, в условиях динамичного сокращения списка стратегических предприятий и подготовки их к приватизации.
Задачи коммерциализации рынка научно-технической продукции, являющейся основой инновационного развития рыночной экономики, ставят на повестку дня вопросы инновационного аудита. Цель последнего – контроль эффективности расходования финансовых средств на осуществление интеллектуальной деятельности, а также на распоряжение и использование результатов данной деятельности.
Примером корпоративного инновационного аудита может быть проводившаяся в недавнее время в РАО «ЕЭС России» работа по инвентаризации, структуризации продуктов интеллектуальной деятельности, оценке их стоимости, анализу возможности и разработке механизма использования.
Государственный инновационный аудит аналогично должен включать контроль качества инвентаризации продуктов интеллектуальной деятельности, оценки их стоимости, учета и эффективности использования результатов интеллектуальной деятельности, осуществляемой за счет бюджетных средств.
Экономической базой для обеспечения широкого использования инноваций является малый бизнес. В качестве важнейшего требования экономики инновационного типа выступает стабильное уверенное развитие малого бизнеса, являющегося испытательным полигоном и базой внедрения различного рода инноваций.
Для усиления роли малого бизнеса в экономике намечено принять ряд мер, в том числе: снять с малых предприятий административный прессинг, облегчить им доступ к ресурсам в различного рода зонах – технико-внедренческих, технопарках или бизнес-инкубаторах, что, безусловно, потребует бюджетных расходов, а также решить вопрос об ограничении государственного контроля малого бизнеса. Актуальным для инновационного развития становится также широкое внедрение системы аутсорсинга, являющегося основой для перераспределения экономической нагрузки с крупных предприятий и организаций на сферу малого бизнеса.
Вместе с тем важнейшим условием инновационного развития выступает устранение коррупции как основного тормоза инноваций. Коррупция подавляет прежде всего малый бизнес как самое слабое звено в экономике.
Реализация экономической политики, ориентированной на инновационное развитие, предполагает соблюдение баланса текущих фискальных интересов государства и перспективных целей государственного развития при условии ликвидации (или, хотя бы, минимизации) коррупционной составляющей. Коррупциогенность законодательства, принимаемых государством решений – реальность, которую следует учитывать при оценке различных аспектов государственной политики.