Несомненно, если понятие не поддается четкому, непротиворечивому определению, то значит оно изучено не в полной мере, что указывает на необходимость дополнительного его исследования.
Введение, употребление термина в научном обороте, характеризующем новое направление или синтезирующем его из ряда существующих в науке подходов, требует установления объективности, а также завершенности объяснения и четкости определения. Важность такой проработки возрастает, если понятие находит широкое применение в практике хозяйствования, где выявляются (и получают экономическую оценку) допущенные неточности. Завершенность трактовки термина характеризуется тем, что он опирается на общеизвестные понятия и категории, либо получает исчерпывающее толкование в рамках исследования.
Поскольку финансовые ресурсы правомочно рассматривать в составе финансовой науки, то исходной категорией здесь будут финансы. Следовательно, требуется учитывать сущность и имманентные характеристики именно этой базовой категории.
Используемое определение должно отражать стоимостную природу финансов, их распределительный характер, целевое назначение. Оно должно исключать отождествление понятия с уже известными, определенными экономической или финансовой наукой категориями. Если при установлении сущности и определении финансовых ресурсов не будет учтена их объективная природа, то данное понятие искусственно конструируется (а не выявляется) из уже известных элементов, часто разнопорядкового содержания и исходной принадлежности.
В целом, переход от командно-административной экономики к рыночной модели хозяйствования в России был сопряжен с существенными качественными преобразованиями во всех сферах социально-экономической жизни. Этот период получил название трансформационного (от латинского transformatio – сквозь, через форму).
Активизация, приоритет рыночных принципов функционирования в экономической системе запускают механизмы ее самоорганизации. При этом, процессы развития могут идти разными темпами в зависимости от сочетания эндогенных (определяющих национальные особенности) и экзогенных (определяющих глобальные тенденции) системообразующих факторов, а также за счет бифуркационного характера эволюции. Этап трансформации предъявляет требования не только к сочетаемости факторов развития, но и к конструированию новых положений, определяющих посттрансформационный сценарий.
В теории переходной экономики трансформация рассматривается как доминирующий, непрерывный процесс. Предпосылки и закономерности успешной трансформации связываются не только с историей, современным состоянием системы, но и логикой ее будущего развития. Объектом трансформаций признается воспроизводственный процесс (в самой широкой интерпретации), а также основные детерминанты развития.
Трансформационный этап развития экономики России характеризуется многообразием и многоуровневостью финансовых отношений, обособлением наиболее крупных сфер их функционирования. Совокупность сфер и звеньев финансовых отношений и обслуживающих их учреждений формируют организационное устройство современной финансовой системы. Процесс структуризации незакончен и новые экономические отношения предопределяют возникновение новых форм финансовых отношений, характеристик финансовых ресурсов. Финансовые аспекты трансформационной экономики обуславливают значимость исследования процессов воспроизводства стоимости, а также понимания специфики функционирования основных детерминант стоимостного приращения финансовых ресурсов.
Вместе с тем, следует помнить, что рыночная модель экономики России имеет основой многолетнюю командно-административную систему хозяйствования, а перспективы посттрансформационного развития отечественной экономики связаны с условиями глобализации мировой хозяйственной системы и тенденциями развития передовых стран.
В этих условиях, стремление отечественной научной школы действовать в контексте развития мировой финансовой науки вполне закономерно, ибо Россия стремится в сферу мировых финансовых отношений и соответствующих научных изысканий. Современная российская финансовая наука представлена адаптированными или оригинальными работами таких авторов, как И.Т. Балабанов, И.А. Бланк, С.В. Валдайцев, О.В. Врублевский, А.Г. Грязнова, Л.А. Дробозина, Н.Н. Думная, В.В. Ковалев, А.М. Ковалева, Н.В. Колчина, Л.Н. Красавина, О.И. Лаврушин, Л.П. Павлова, В.Г. Пансков, Г.Б. Поляк, В.М. Родионова, М.В. Романовский, Р.С. Сайфулин, Е.С. Стоянова, Н.Г. Сычев, А.Д. Шеремет, Е.И. Шохин и др.
Выбранный Россией путь эволюционного развития финансов непрост, поскольку стартовые условия в контексте особенностей складывающихся мировых финансовых отношений нельзя считать наилучшими. Вместе с тем, этап трансформаций представляет и возможности для ускоренного развития национальной экономики за счет уникального сочетания факторов и их инновационной направленности. Факторами, способными стать определяющими на новой стадии развития финансовых отношений, можно считать:
1) процессы глобализации, предполагающие не только усиление роли транснациональных корпораций в международной конкуренции и сотрудничестве, но и реализацию политики «общий интерес в сотрудничестве» в противоположность ранее представленной – «частный интерес в сотрудничестве». Взаимовыгодное сотрудничество подразумевает занятие всевозможных, вседоступных и оставшихся относительно свободными ниш общественной жизни, где потом компаньоны будут наращивать свой интерес со стремлением аккумулировать большую часть стоимости.
Сильнейшие участники рыночных отношений – государство и транснациональные корпорации, развивают монопольные формы поведения. Соблюдение лишь частного интереса одной из сторон уже не может привести к освоению интересующей сферы общественной жизни – ситуация настолько равновесна, сложна и противоречива, что возможность единоличного доминирования исключается. Первоначальные позиций в этой сфере, занятая в ней доля и успех в последующей работе определяют результат изначально взаимной работы по освоению сегмента финансовых отношений с целью завладения наибольшей стоимостью. Важно также, что при ситуации соразвития задействуются возможности, которые предоставляет мирохозяйственное общение, и одновременно нейтрализуются негативные тенденции.
2) события 11 сентября 2001 г. в США обозначили дату «официального» начала противостояния государственного интереса развитых стран терроризму. На сегодняшний момент государства и транснациональные корпорации заинтересованы в сохранении существующего миропорядка как поддерживающего эти системы.