Смекни!
smekni.com

Формирование финансовой науки в XV веке (стр. 2 из 4)

Итак, к основным практическим предпосылкам возникновения финансовой науки можно отнести:

1) функционирование товарно-денежных, банковских, кредитных, налоговых и других финансовых механизмов и отношений на протяжении долгого исторического периода времени;

2) расширение областей рассмотрения и изучения политической экономии и экономической теории вплоть до выделения из неё отдельных более мелкоспециализированных наук;

3) наличие на практике финансов как специфической формы производственных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта в денежной форме;

4) функционирование системы и совокупность денежных отношений, возникающих между государством, юридическими и физическими лицами в связи с распределением и перераспределением стоимости совокупного общественного продукта в денежной форме, формированием и использованием централизованных целевых денежных фондов и финансовых институтов общественного назначения;

5) первичность отношений материального производства;

6) развитие научно-технического прогресса, которое повлекло за собой необходимость и возможность теоретизации всех накопленных знаний по всем отраслям знания, достойным внимания в условиях развития общества;

7) тесная взаимосвязь финансы как специфическая форма производственных отношений с природой и функциями государства, его деятельностью.

Таким образом, финансовая наука является по сути теоретизированной формой практики финансовых отношений, среди предпосылок формирования которой преобладают факторы необходимости такой теоретизации и систематизации знаний для более эффективного управления.

Раздел 2. XV век – момент зарождения науки о финансах

В средние века каких-либо значимых систематизированных разработок но финансовой тематике все еще не было, тем не менее именно конец средневековья рассматривается многими учеными как начало второго периода развития финансовой науки – перехода к научной обработке.

Теория финансов возникает одновременно с политической экономией в XV столетии в городах северной Италии, переживавших экономический подъем и культурный рост. На грани средневековья и нового времени торговый капитализм создал не только материальные условия для возникновения новой отрасли общественного знания, но и настоятельную потребность в сознательном отношении к финансовому хозяйству.

XV век можно охарактеризовать как сложное, но в тоже время крайне плодотворное время для развития всех наук и, в том числе, экономических. Это время, когда общество начинает постепенно отказываться от тёмных веков средневековой инквизиции и гонений на науку. Это время также Великих географических открытий, которые давали небывалый толчок к развитию не только торговли, но и общественно-политической мысли. Кроме всего прочего, это ещё и время начала эпохи Возрождения, возвращения ко многим системам взглядов гуманизма и бурного развития культуры и искусства. Такова, в общих чертах, культурно-историческая обстановка, в которой и начала зарождаться теория финансов, как одна из экономических наук [3, с. 97].

Не следует забывать о том, что, несмотря на появление в это время термина финансы в более или менее современном значении, сама наука зарождалась и продолжала долгое время развиваться в составе общеэкономических наук без обособления.

Меркантилизм был отражением первых успехов торгового капитализма. В конце XV в. начинают свою литературную деятельность многие писатели-меркантилисты. Среди них наиболее интересен Диомеде Карафа (?–1487 г.). Он повторяет все, что до него сказал Фома Аквинский, но поскольку Карафа одно время руководил финансовым хозяйством неаполитанского королевства, это дало ему возможность ввести в научный оборот новый материал и поставить новые задачи. Он делил расходы на три группы: расходы по обороне страны, расходы по содержанию государя, расходы по удовлетворению чрезвычайных потребностей. Как представитель торгового класса он настойчиво рекомендует отмену обложения вывоза. Карафа считает, что основой бюджета должны быть домены, что государь не должен истощать народ большими поборами, что налоги должны быть только чрезвычайным источником, что в мирное время надо скопить денежный запас для будущей войны.

Значительный вклад в систематизацию знаний о финансах был сделан итальянскими учеными; более того, по мнению известного петербургского уче ного А.И. Буковсцкого, именно в городах Верхней Италии в XV в. произошло собственно зарождение финансовой науки. Так, вопросами систематизации знаний в области финансов занимались такие видные ученые, как Н. Макиавелли (1480–1540), Дж. Ботеро (1540–1617) и другие.

Это были годы раннего меркантилизма, открывшего эпоху первоначального накопления капитала. Основная идея этого течения выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь.

Труды итальянских ученых дали толчок к появлению подобных работ и в других странах. Впервые определенную систематизацию финансов выполнил французский ученый Ж. Боден (1530–1596), выделивший семь основных источников государственных доходов: домены, воинская добыча, подарки друзей, дань союзников, торговля, пошлины с ввоза и вывоза, налоги с подданных. Английский философ и экономист Т. Гоббс (1588–1679) активно пропагандировал идею косвенного налогообложения, У. Петти (1623–1687) разрабатывал идею о стимулировании развития хозяйственной жизни путем разумной налоговой политики, Дж. Локк (1632–1704) предлагал заменить все налоги од ним – поземельным.

Несмотря на бурное развитие способов и методов пополнения государственной казны, имевшее место к концу XVI века во многих феодальных государствах, наука о финансах еще не стала общепризнанной. Более того, один из величайших мыслителей того периода, Н. Макиавелли, выражая сомнение в самой возможности существования финансовой науки, аргументировал свою позицию тем, что подобной науке следовало бы иметь какие-нибудь неопровержимые истины, положения, но поскольку их нет, а все сводится лишь к известному навыку и ловкости в обирании граждан, то пет и самой пауки. По меткому выражению В. А. Лебедева, теория финансов средневековья сводилась к следующему несложному положению: «бери где можно и как можно больше».

Домены – это такие виды государственного имущества, которые имеют своим назначением приносить доход казне. К такого рода видам государственного имущества можно отнести, во-первых, всякую землю, назначаемую для культуры, во-вторых, леса, в-третьих, вещные права на пользование частным имуществом, в-четвёртых, всякого рода капиталы, принадлежащие правительству. На практике имеют значение по своей доходности первые две категории. Так отмечает известный русский теоретик финансовой науки Янжул И.И. в его работе «Основные начала финансовой науки» [10].

Недостаточность доходов от доменов к началу XVI в. заставила государство перейти к использованию в этом качестве регалий, пошлин, налогов. Это побудило писателей того времени, занимавшихся государственными науками, исследовать и вопросы финансового хозяйства. Можно сказать, что в XVI в. укрепляется связь между финансовой теорией и практикой, иначе говоря, наука приобретает более заметное влияние на финансовую практику.

Выдающимся экономистом XVI в. является представитель Франции Ж. Боден (1530-1597). «Финансы, нервы государства», как он называет их, составляют в его сочинении «Шесть книг о республике» (1577) предмет систематического обзора, что сделало его первым в этом ряду. Ж. Боден в свою систему финансов включает семь источников дохода государя [10]:

1) домены;

2) военная добыча;

3) подарки дружественных государств;

4) сборы с союзников;

5) доходы от торговли;

6) пошлины с вывоза и ввоза;

7) дань с покоренных народов.

В источниках государственных доходов отсутствуют налоги. Основой системы хороших финансов Боден считает доходы от доменов и таможенное обложение. К налогам, по мнению Бодена, следует прибегать только в исключительных случаях. Он считает налоги средством опасным, ссорящим короля с его подданными, побуждающим их к восстаниям. Говоря о расходах государства, он указывает, что собранные ресурсы следует тратить на содержание королевского двора, благотворительность, содержание армии, постройку крепостей, городов и общественных зданий.

Таким образом, меркантилисты в лице Бодена сделали первую попытку определения финансового хозяйства, как хозяйства, состоящего из государственных доходов и расходов. В то же время классификация доходов по Бодену позволяет говорить, что экономическая и финансовая науки в эпоху меркантилизма делают только первые шаги.

Лишь к середине XVIII в. с появлением работ физиократов постепенно на чало формироваться понимание того, что подобная разбойничья политика госу дарства в области финансов бесперспективна, что государственное хозяйство должно руководствоваться общими экономическими законами.

Раздел 3.Краткое описание развития финансовой науки

Дальнейшее развитие финансовой науки уже проходило под знаком понимания её необходимости как одной из важнейших социально-политических сфер знаний. XVIII в. считается переломным в плане становления и укрепления науки о финансах – именно второй половиной XVIII в. многие ученые датируют появление систематизированной финансовой науки как самостоятельного направления.

В эти годы как раз и начался так называемый научный, или рациональный, период в ее развитии. Хотя толчок этому был дан работами физиократов, первые представители систематизированной финансовой науки немецкие ученые Й. Юсти (1720-1771) и Й. Зонненфельс (1732-1817") были специалистами в области камеральных наук. К камеральным относили науки, имевшие отношение к государственной казне, т. е. извлечению доходов для нужд государства: сельское хозяйство, горное дело и др. Финансовая наука входила в этот перечень, поскольку аккумулировала общие сведения о способах получения доходов для нужд государства.