Помимо участия в корпоративных пенсионных программах, любой американец может открыть свой собственный накопительный счет. Размеры ежегодных взносов на счет ограничен6ы верхним пределом в 2 тыс. долл. США. Средства со счета нельзя снять до достижения 59,5 лет, а после достижения 79,5 лет счет закрывается в обязательном порядке. Размер пенсии зависит от трудового стажа, его непрерывности и зарплаты. Обычно она колеблется в пределах 50-80% зарплаты – в среднем 700 долл. США в месяц. Если человек никогда не работал или же его пенсия не превышает ¾ уровня бедности, то государство выплачивает ему пособие в 280 долл. США.
Таким образом, в идеале можно обеспечить себе не одну, а три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную. Причем основной смысл персональных накоплений для работающих американцев – это открытие после выхода на пенсию собственного бизнеса, возможность путешествовать и развлекаться. Поэтому неудивительно, что американские пенсионеры являются заядлыми путешественниками.
Кстати, независимо от уровня достатка для всех американских пенсионеров предусмотрены скидки (до 15%) при посещении культурных учреждений и проезде на общественном транспорте. В отдельные дни недели в ряде магазинов товары и продукты продаются им по сниженным ценам. Тем, чьи пенсии ниже прожиточного минимума, государство дополнительно выплачивает пособие до 623 долларов в месяц, а также предоставляет бесплатную медицинскую страховку. [29]
Чили
Если бы можно было делать ставки на успех знаменитой пенсионной реформы, стартовавшей в неблагополучном Чили в 1981 году как на футбольный матч, то 99,9% экономистов из богатых стран, Международного Валютного Фонда и Всемирного банка поставили бы 1000 к 1 против удачного исхода эксперимента. Однако в прошлом году Чили праздновала 25-летие своей пенсионной реформы. Как же совершилось пенсионное чудо, принципы которого были взяты за образец и казахстанскими специалистами, проводившими реформу отечественной пенсионной системы в 1997 году?
Чили – уникальная страна, всемирно известная как полигон, на котором отрабатывались неолиберальные реформы, в том числе пенсионная. До Аугусто Пиночета (бывший чилийский диктатор) пенсионная система в Чили была государственной. Но с подачи великолепного экономиста и оратора Хосе Пинеры в этой, возможно, самой чувствительной сфере экономики была приведена революционная реформа, ставшая показательным опытом для всего мира.
С момента запуска чилийской модели пенсионной системы в мае 1981 года, она обрела весомый авторитет в глазах международного сообщества как одна из оптимальных альтернатив государственной.
Старая проевропейская модель находилась в глубоком кризисе. Сберкассы не в состоянии были выплачивать пенсии, правительство и правящие партии без разбору раздавали пенсионные привилегии различным социальным группам. В стране насчитывалось около 100 категорий пенсионеров, которые были прикреплены к 32 государственным пенсионным фондам. Практика «выбивания» особых привилегий, создание стимулов для чиновников в виде бесплатного отдыха в резиденциях на престижных курортах стала нормой. Пенсионная система стала стабильным источником коррупции. Некоторые рабочие начинали получать пенсию в 42 года, в то время как другие вынуждены были работать до 65 лет. Пенсионная система охватывала только 62% рабочей силы и все равно не работала. Поэтому был предложен переход на систему индивидуальных накопительных пенсионных счетов. Добровольно, без принуждения.
Прежде всего, реформаторы привели в порядок информацию о трудовой деятельности граждан. Это чрезвычайно сложный процесс продолжался около 4 лет. Вторым шагом было введение единого пенсионного возраста: для мужчин 65 лет, для женщин – 60. Каждый рабочий получил индивидуальную пенсионную книжку, в которую заносились личные данные и история его пенсионного страхования. Чилийцам предоставляли право выбора частного пенсионного фонда, который управляет пенсионными накоплениями. Для обеспечения гарантий сбережений был введен принцип трастового управления средствами, жесткие правила отчетности, ограничения по инвестициям и гарантии по обеспечению минимальной доходности (4% в год с учетом инфляции). Затем был и также ограничены операционные издержки фондов. [19]
Каждый, кто только начинал работать, обязан был вносить 10% дохода на свой счет в одном из 20 частных пенсионных фондов (еще 10% он мог вносить по своему желанию). Одновременно были упразднены налоги за зарплату, которые платили рабочие и работодатели. Согласно закону начисляемая зарплата работника повышалась на размер социального налога работодателя, а работодатель от этого налога просто освобождался, и с этой суммой происходило начисление 10% вклада в пенсионную систему.
Важным аспектом новой системы было определение минимального размера пенсии по старости, по инвалидности и по случаю смерти кормильца. Государство гарантировало перечисления средств на индивидуальный счет рабочего при наступлении этих страховых случаев. Оно принимало данные гарантии, если в момент выхода на пенсию рабочий имел трудовой стаж как минимум 20 лет. Не были забыты и те немногие старики, которые по разным причинам не имели такого стажа или достаточного количества средств.
В течение первых трех месяцев в частную пенсионную систему перешло 25% рабочей силы Чили. После пяти лет в ней участвовала уже половина населения. Сегодня участниками частной пенсионной системы Чили являются 63% занятых в экономике. Суммарный объем капитала в новой системе превысил $54 млрд. Пенсионные фонды инвестируют средства в различные финансовые инструменты на фондовом рынке и реализуют проекты предприятий. Они создали более 20 тысяч рабочих мест в 447 филиалах по всей стране. Реформа резко увеличила склонность населения к сбережению. В среднем за 25 лет на пенсионный счет начислялся доход около 10% годовых. При выходе на пенсию средний чилийский рабочий будет получать 60-65% от средней зарплаты по стране. [4]
Благодаря участию в новой системе граждане Чили являются акционерами сотен акционерных предприятий первой категории, то есть с низким риском. В результате проведенной реформы чилийцы смотрят на отчисления в систему социального обеспечения не как на очередной налог, а на как форму частного сбережения. Можно сказать, что каждый чилиец владеет акциями экономического успеха страны, так его сбережения инвестируются в доходные национальные и международные проекты. Эта сумма превышает половину ВВП страны. Эти средства в состоянии привести в движение любой прибыльный проект. Каждый чилиец может контролировать использование его денег, его будущее – в его руках.
Отличной чертой чилийской модели пенсионного обеспечения стал жесткий контроль государства за деятельностью частных управляющих компаний (AFP), занятых инвестиционным размещением средств вкладчиков. Государством контролируется как обязательные к исполнению нормативы инвестирования средств вкладчиков и требования к финансовым параметрам этих компаний, так и законодательное разделение активов управляющих компаний и собственно пенсионных средств граждан и определения законом минимально гарантированная государственная пенсия. Так, чилийские власти предложили частным управляющим компаниям отказаться от взимания процентов за обслуживание средств вкладчиков (сегодня эти услуги обходятся чилийцам в пределах 2,3-2,5%от уровня декларируемого ими месячного дохода, поднимая планку реальных отчислений в пенсионную систему до 12,3-12,5%)
Таким образом, пенсионный рынок доказал свою состоятельность в плане социальной защиты населения. Чилийская пенсионная система не только экономически эффективна, но и моральна. Чили продемонстрировала всему миру, какой должна быть ответственная пенсионная политика.
Зарубежный опыт в области пенсионного обеспечения позволяет извлечь немало полезных уроков, главный из которых заключается в том, что любое механическое заимствование моделей и механизмов социальной защиты населения, даже хорошо зарекомендовавших себя в других странах, без учета конкретных социально-экономических, политических, социокультурных и социально-психологических особенностей и условий нежелательно и невозможно. [16]
Заключение
Социальное обеспечение пенсионеров сопряжено с решением целого комплекса экономических проблем, среди которых важнейшая - финансовое обеспечение полноценной и своевременной выплаты пенсий.
В условиях рыночных социально-трудовых отношений социальное обеспечение пенсионеров приобретает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что пенсионная система становится финансово независимой от государственного бюджета. Это достигается благодаря тому, что финансовые средства Пенсионного фонда формируются за счет страховых отчислений от заработной платы всех застрахованных наемных работников.
Для реализации принятой модели социального обеспечения пенсионеров государству потребовалось создание целого комплекса государственных гарантий, направленных на устойчивое функционирование данной системы:
· правовая база;
· принудительное взимание страховых платежей;
· прямое бюджетное финансирование части пенсий в соответствии с действующим законодательством и т.п.
Однако глубокий экономический кризис и в особенности финансовый кризис, поразивший нашу страну в переходный период не обошел стороной и пенсионную систему. Так со второго квартала 1995 года в пенсионной системе начались кризисные явления, связанные с падением сбора страховых платежей и ростом просроченной задолженности по их уплате. [25]