Смекни!
smekni.com

Эффективность функционирования пенсионной системы на примере АО НПФ "БТА Казахстан" (стр. 4 из 15)

Для того, чтобы восстановить пошатнувшуюся систему «сдержек и противовесов», в течение 2007 года принимается ряд мер по изменению нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность институциональных инвесторов с целью создания более выгодных условий их функционирования. Теперь к продаже на КАSE в качестве почина с 03 февраля 2007 года допущены евроноты Международного банка реконструкции и развития. А накопительные пенсионные фонды могут с полным основанием считать себя глобальными инвесторами – ведь упомянутые организации ведут свои операции по всему миру. Казахстан отныне – экспортер не только сырья, но и капиталов, причем не теневых, а вполне легальных – пенсионных. Ежегодно будущим пенсионерам вполне по силам скупать иностранные ценные бумаги примерно на 250 млн долларов США.

Следует отметить и то, что с 10 июля 2001 года введено в действие постановление НКЦБ «О внесении изменений и дополнений в постановление НКЦБ «О нормативных актах по вопросам компаний по управлению пенсионными активами» от 13 августа 1998 года № 11, которым изменены нормы, регулирующие инвестирование пенсионных активов. Нормативный акт устанавливает следующее:

1)разрешить КУПА инвестировать пенсионные активы негосударственных накопительных пенсионных фондов в ипотечные облигации, установив минимальный лимит такого инвестирования на уровне 5% при условии, что эти облигации включены в официальный список КASE вне зависимости от категорий листинга;

2)увеличить для КУПА максимальный лимит на приобретение негосударственных ценных бумаг организаций РК за счет пенсионных активов ННПФ с 40% до 45%;

3)увеличить для КУПА максимальный лимит на приобретение негосударственных ценных бумаг иностранных организаций за счет пенсионных активов ННПФ с 10% до 15%.

Но все же, несмотря на все принимаемые меры по решению проблемы дефицита финансовых инструментов пенсионные фонды, накопившие уже более одного миллиарда долларов, не имеют ни высокодоходных объектов для вложения средств, ни адекватного разнообразия финансовых инструментов.

Обобщая вышесказанное, можно сделать выводы, что характерной особенностью рынка пенсионных активов является ограниченность круга инструментов, в которые могут быть инвестированы средства вкладчиков. В первую очередь – это государственные ценные бумаги. На сегодняшний день это наименее рискованный инструмент в стране. Однако из-за такого «перекоса» у фондов отсутствует возможность диверсификации рисков. В итоге судьба пенсионных вкладов полностью зависит от «поведения» государственных ценных бумаг. Очевидно, предпринимательская деятельность фонда явилась бы выходом из положения. Если учесть, что пенсионные взносы долгосрочные, то нет опасности, что накопительный пенсионный фонд не сможет выплатить свои финансовые обязательства перед вкладчиками. Поэтому необходимо разрешить фондам заниматься предпринимательской деятельностью хотя бы до стабилизации экономики страны. [23]

1.3 Проблемы накопления и диверсификации активов накопительной пенсионной системы

Пенсионные активы – деньги, ценные бумаги, иные финансовые инструменты, предназначенные для обеспечения и осуществления пенсионных выплат и переводов, а также изъятий из накопительных пенсионных фондов в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

Пенсионные активы накопительных пенсионных фондов хранятся и учитываются на счетах в банках-кастодианах в соответствии с кастодиальным договором. Кастодиальный договор заключается между банком-кастодианом, накопительным пенсионным фондом и организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами. В случае, если инвестиционное управление пенсионными активами осуществляется накопительным пенсионным фондом самостоятельно, то кастодиальный договор заключается между банком-кастодианом и накопительным пенсионным фондом.

Инвестиционное управление пенсионными активами накопительного пенсионного фонда осуществляется организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, либо накопительным. Суммарный уставный капитал организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, с иностранным участием не может превышать 50% совокупного объявленного уставного капитала всех организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами Республики Казахстан.

Организация, осуществляющая инвестиционное управление пенсионными активами накопительных пенсионных фондов, является юридическим лицом, профессиональным участником рынка ценных бумаг и создается в форме акционерного общества в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.

Дефицит финансовых инструментов сопровождает пенсионную реформу с тех самых пор, как на счетах граждан накопилась более-менее приличная сумма. И причина этого общеизвестна – неразвитость фондового рынка. Еще некоторое время назад НПФ хотели вкладывать пенсионные активы в любые бумаги – только не государственные, поскольку те были заведомо убыточными и, кстати, создавали нежелательную конъюнктуру на рынке. Теперь ситуация поменялась на 180 градусов. НПФ хотят покупать государственные ценные бумаги (ГЦБ) – с 2005 года они индексированы на уровень инфляции, а маржа определяется посредством аукционов, – но государственные долговые обязательства предлагаются на рынке в недостаточном количестве. Стабильное перевыполнение бюджета и сопутствующий ему профицит не позволяют правительству свободно заниматься заимствованиями на внутреннем рынке – по законодательству ГЦБ выпускаются только на покрытие бюджетного дефицита.

В этом году немало сделано для того, чтобы фонды получили хорошие инструменты. То, о чем долго говорили – учитывать прогнозные объемы выпуска ГЦБ при планировании денежных потоков, которые могли бы удовлетворить текущую потребность НПФ, – уже в какой-то мере реализуется. Однако наблюдается дефицит такого инструментария. В пенсионную систему ежемесячно поступает около 10 млрд тенге, которые нужно инвестировать. Потребность увеличивает и погашение предыдущих размещений. А вдобавок к этому в портфеле любого фонда есть активы, которые в свое время были размещены в бумаги со ставкой ниже инфляции. Они и создают накопленный эффект потребности.

Самые крупные фонды предлагали ГЦБ продавать по подписке, мотивируя это тем, что по запросам фонды разные, и потребности в инструментах у них зависят от объема аккумулированных пенсионных активов.

Пенсионные активы в стране растут быстрыми темпами. За последние два года их объем в долларовом выражении вырос с 2 млрд. до 4,1 млрд. (на 1 августа 2005 года – 568,98 млрд. тенге). В то же время оценки специалистов НПФ качества портфеля сдержанны. Если на 1 января 2003 года доля финансовых инструментов, номинированных в иностранной валюте, составляла почти 40%, то сейчас почти все пенсионные сбережения находятся в казахстанских финансовых инструментах. На внешнем рынке инвестируется не более 5–6% пенсионных активов, да и то это доля почти исключительно ГНПФ. На высоком уровне остается доля инвестиций в ГЦБ – порядка 41%. [11]

Одна из главных проблем пенсионной системы – недостаточная диверсификация пенсионных активов в разрезе финансовых инструментов и валют. Практически все пенсионные активы инвестируются в Казахстане, качество пенсионного портфеля постепенно снижается и, с точки зрения внешних управляющих, качество портфелей казахстанских фондов, по сравнению с портфелями западных фондов, несопоставимо ниже. Например, инфраструктурные облигации, в целом являющиеся привлекательным инструментом для длинных инвестиций, не обеспечены достаточными гарантиями. Если первый проект строительства железнодорожной линии Шар – Усть-Каменогорск на первый взгляд действительно может покрыть все расходы, связанные с выпуском инфраструктурных облигаций, то в дальнейшем могут реализовываться проекты, где риски покрытия денежных потоков по выплате купонов могут быть выше, учитывая их недостаточно коммерческий характер и длительность осуществления.

Фонды должны активнее работать на внешнем рынке и улучшать с помощью иностранного инструментария качество своего портфеля: Если разрешат работать с производными финансовыми инструментами, то часть вопросов по хеджированию может быть снята. Понятно, что будут проблемы по поиску контрпартнеров и по методологии учета таких инвестиций. Однако из нашего опыта работы на внешнем рынке ясно, что фактически инвестировать в отдельные акции, облигации на внешнем рынке достаточно сложно. Тем более что мы находимся не в Лондоне, и эффективность управления может оказаться недостаточно высокой. Поэтому представляют интерес те структурные продукты, которые позволяют защитить базовый актив и нивелировать риски НПФ.

Среди консолидированных предложений НПФ – расширить список рейтинговых агентств для того, чтобы увеличить возможности для инвестирования. ГНПФ на своем опыте убедился, что те рейтинговые агентства, которые сейчас признаются казахстанскими пруденциальными нормативами, не котируются, к примеру, в США. Между тем именно там наибольшее количество паевых фондов – более 18 тыс., за счет которых можно было бы расширить инструментарий.

Есть и более экзотичная идея – дать возможность НПФ выходить на фондовую биржу с тем, чтобы они могли покупать валюту наравне с банками. Однако специалисты фондов понимают, что громадные пенсионные активы неизбежно будут оказывать негативное влияние на курс тенге. Поэтому «пенсионники» пришли к мнению, что они могут предлагать только следующий компромисс: отнести иностранные валюты в перечень иностранных инструментов. С одной стороны, это помогло бы снизить остроту дефицита инструментария, а с другой – отпала бы необходимость всякий раз после транзакций возвращать эти активы в страну и превращать их в тенге. Возможности внешнего рынка практически не ограничены. Там обращается финансовых инструментов на сумму 82,5 трлн. долларов, и они могут покрыть все потребности фондов.