В аналогичном порядке решается вопрос об использовании обособленных водных объектов для добычи полезных ископаемых (в частности, на карьере, заполненном водой). При этом необходимо заключение МНР России о том, является ли объект, заполненный водой, обособленным водным объектом.
Таким образом, фактически уплачивать водный налог будут организации и физические лица, осуществляющие специальное пользование водными объектами, подлежащее лицензированию.
Что же касается особого водопользования, которое может осуществляться только на основании лицензии, то плата за пользование водными объектами в этом случае в настоящее время не взимается, и поэтому привлечение к уплате водного налога водопользователей, которым водный объект (или его часть) предоставлен в особое водопользование, является новацией главы 25.2 НК РФ.
Вместе с тем в соответствии со ст. 333.9 НК РФ объектом обложения водным налогом не признается особое пользование водными объектами, осуществляемое в целях обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.
Расшифровка видов особого пользования водными объектами приведена в ВК РФ: в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, особым признается водопользование для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, для иных государственных и муниципальных нужд по решению Правительства РФ, а в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, — для государственных и муниципальных нужд — по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что лица, осуществляющие особое водопользование в иных целях (то есть за исключением обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства), будут уплачивать водный налог.
Наиболее существенным отличием водного налога от платы за пользование водными объектами является исключение из объектов обложения водным налогом сброса сточных вод в водные объекты.
На первый взгляд, действующая в настоящее время система ресурсных платежей предполагает двойное обложение при осуществлении сбросов сточных вод в водные объекты, а именно: платой за пользование водными объектами и платой за негативное воздействие на окружающую среду[3]. Вместе с тем отличие этих платежей заключается в том, что первый вид платежа взимается исходя из объема сточных вод независимо от слагающих их компонентов, а второй вид платежа исчисляется исходя из количества вредных компонентов, сбрасываемых в том числе в составе сточных вод. Тем не менее законодатель исключил сброс сточных вод из объектов обложения водным налогом.
Остальные объекты налогообложения, приведенные в ст. 333.9 НК РФ, практически повторяют объекты налогообложения, указанные в Федеральном законе «О плате за пользование водными объектами»:
— забор воды из водных объектов;
— использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
— использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
— использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях. Вместе с тем имеются и отличия.
Глава 25.2 НК РФ особо определяет, что удовлетворение потребностей гидроэнергетики в воде должно осуществляться без забора воды.
Кроме того, не раскрыты виды использования акватории водных объектов, признаваемые объектом обложения водным налогом и поименованные при характеристике объектов обложения платой за пользование водными объектами: добыча полезных ископаемых, организованная рекреация, размещение плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, проведение буровых, строительных и иных работ. Законодатель пошел по другому пути: определил перечень видов использования акватории водных объектов, которые объектом платы не признаются.
По сравнению с платой за пользование водными объектами ст. 333.9 НК РФ увеличивает (с 12 до 15) число видов водопользования, не признаваемых объектом налогообложения.
Включение в перечень видов водопользования, не признаваемых объектами налогообложения, забора из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод явилось следствием технического переноса соответствующей нормы из статьи Федерального закона «О плате за пользование водными объектами», посвященной определению плательщиков платы за пользование водными объектами.
Три вида водопользования, не признаваемых объектом налогообложения, сохранились практически в неизменном виде:
— забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
— использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
—использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений.
Объектом налогообложения не признается забор воды из водных объектов не только для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий, но также для обеспечения пожарной безопасности.
Объектом обложения водным налогом не будет признаваться использование акватории водного объекта как для размещения, так и для стоянки плавательных средств, а также для размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод; кроме того, объектом налогообложения не будет являться осуществление вышеуказанной деятельности на водных объектах.
К плавательным средствам относятся все суда (грузовые, специальные, пассажирские, включая суда на подводных крыльях и воздушной подушке, служебно-вспомогательные, буксирные и рейдово-маневренные, а также несамоходные суда, плоты и т.д.), которые или находятся на балансе организации (пароходства, компании), принадлежат физическому лицу, или используются по договору аренды либо безвозмездного пользования. Перечень водных транспортных средств определен Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359 (далее — Классификатор ОК 013-94).
Данная норма не является основанием для непризнания плательщиками водного налога водопользователей, имеющих на балансе плавательные средства и занимающих акваторию водного объекта для их размещения (стоянки), но осуществляющих деятельность, не связанную с охраной вод и водных биологических ресурсов, с защитой окружающей среды от вредного воздействия вод и т.д.
При использовании акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения глава 25.2 НК РФ не требует, чтобы вышеуказанное сооружение являлось отдельно стоящим. При отнесении сооружения к гидротехническим также следует руководствоваться Классификатором ОК 013-94.
Из нормы, предусматривающей освобождение от налогообложения деятельности по рекреации без применения сооружений и спортивной охоты и любительского рыболовства, исключена первая часть — рекреация без применения сооружений, поскольку осуществление специального водопользования, облагавшегося платой за пользование водными объектами, предполагает использование технических сооружений и в этой части изначально было заложено противоречие. Вторая часть льготы охватывает в настоящее время более широкий круг плательщиков, поскольку распространяется не только на пользование акваториями водных объектов для спортивной охоты и любительского рыболовства, но в целом на рыболовство и охоту, в том числе осуществляемые в виде промысла.
По трем видам водопользования внесены существенные изменения.
Сужен круг водопользователей, которые могут быть освобождены от налогообложения при пользовании водными объектами для организованного отдыха (в редакции Федерального закона «О плате за пользование водными объектами» — при организованной рекреации). От налогообложения освобождается пользование, во-первых, только акваторией водного объекта, во-вторых, только организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей и полностью финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов.
В настоящее время от платы за пользование водными объектами освобождается любой вид водопользования в вышеуказанных целях, осуществляемый также лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.
Главой 25.2 НК РФ уточнена норма о непризнании объектом налогообложения забора воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, вызывавшая множество споров при заборе воды садоводческими и огородническими объединениями граждан, поскольку действующая редакция платы за пользование водными объектами не признает объектом налогообложения забор воды в вышеуказанных целях только в случае, если он осуществляется сельскохозяйственными предприятиями или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для последующего централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан.
Глава 25.2 НК РФ устранила данное противоречие, и от обложения водным налогом будет освобождаться забор воды любым водопользователем как для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), так и для использования воды в нижеследующих целях: