Смекни!
smekni.com

Генезис финансов (стр. 2 из 4)

1.4 Идея процентов

Откуда у древних шумеров появилась идея брать проценты по займам? Лингвистика дает ключ к пониманию, которое сейчас разделяют историки. В шумерском языке, слово для процента "маш" означало и телят. В древнегреческом, слово для процента "токос" - также обозначает потомство рогатого скота. Египетское слово для процента, "мс", как и шумерское, означает "родить". Все это указывает на выведение идеи процента из естественного размножения домашнего скота. Если вы предоставляете кому-то стадо из тридцати голов рогатого скота на год, вы ожидаете большего возмещения займа, чем тридцатью головами рогатого скота. Стадо умножается, а богатство владельцев стад имеет естественную норму увеличения, и равняется норме воспроизводства домашнего скота. Известно, что рогатый скот и в древнейшие времена и даже на окраинах Российской империи в ХХ веке был стандартной валютой. Соответственно, при займах во всех сравнимых предметах потребления тоже будет ожидаться, что занятые предметы должны "родить". Идея процента кажется естественной для общества скотоводов, что не так очевидно для других типов экономики.

Древне-шумерское общество, и в частности население Урука, "города овцеводов", кажется, было совершенной почвой для развития практики кредитования с процентами. Это было пасторальное общество, в котором богатство, измеряемое домашним скотом, "порождало" богатство. Оно имело систему для регистрации обязательств по контрактам, и систему счисления, которая могла определять количества товаров. Оно имело понятие настоящего и будущего. В шумерский период Месопотамии был разработан календарь, открывший математическую связь между лунными месяцами и солнечными годами.

Возможно, наиболее фундаментальным открытием была способность отражать символами количества товаров. В Уруке система учета облегчала для шумеров задачу воображения понятий собственности и обмена определенными товарами. Даже помещение фигурок в глиняный сосуд подразумевает собственность на них. Возможно, финансы и начались на древнем Ближнем Востоке, потому что впервые было возможно символически представить единицы богатства.

Кредитование в Вавилоне. Во времена правления знаменитого вавилонского короля Хаммурапи, приблизительно 1792-1750 до н.э., из раннего прикладного клиновидного письма развилась литература. Клинописью были записаны мифы, поэзия и драмы. Несмотря на универсальность клинописи, однако, большая часть от полумиллиона документов, дошедших до нас из древнего Ближнего Востока, является экономическими текстами. Письменность в древнем Ближнем Востоке не только была побочным продуктом экономики и финансов, но и осталась близко связанной с ними. Девять из каждых десяти табличек - это бухгалтерские записи. Из них, значительное количество - ипотеки, земельная аренда, контракты займов, векселя и соглашения о партнерстве.

Древние пути к богатству. Известный исследователь клиновидного письма Отто Нугебауэр перевел использовавшуюся в школе времен Хаммурапи задачу с процентной ставкой для студентов, изучавших финансы. Она указывала, что процентные ставки тогда указывались в долях от всей суммы - почти так же, как доходы по облигациям указываются сегодня. В задаче спрашивается, через сколько лет сумма денег в одну мину серебра, которая растет по 20% в год, достигнет 64 мин. Указанный ответ к задаче - 30 лет, и способ вычисления сложных процентов немного странен. Нугебауэра задача удивила, поскольку доказывает знание логарифма с основанием 2. Но удивляет и срок ссуды - 30 лет. Если задача на табличке имеет какое-либо отношение к деловым проблемам своего времени, то это предполагает устойчивую и безопасную юридическую систему и возможности заключать контракты на длительные сроки. Но кто же производил эти займы и почему?

1.5 Древний Уолл-Стрит

В 1920-ых годах, сэр Леонард Вуллей, раскапывая месопотамский город Ур, обнаружил останки того, что, очевидно, было районом проживания представителей древнего среднего класса. Он находился около центра древнего города. В районе, отделенном от храма каналом, Вуллей и его помощники нашли глиняные основания домов, магазинов и школ. Он обнаружил и деловой район у берега, с причалами и доками, указывающими, что Ур был портовым городом, домом рыбаков и морских торговцев. Многие из них захоронили свои персональные финансовые записи, рядом с предками, в полах своих же зданий для большей сохранности.

Профессор Марк Ван Миеруп из Колумбийского университета в Нью-Йорке, используя записи раскопок Вуллея, разместил выкопанные таблички по расположению домов, где они были найдены, выделил древний "Уолл-Стрит" - один из первых финансовых центров мира и расшифровал записи его обитателей. Большинство клиновидных текстов, найденных в финансовом районе, принадлежат началу эпохи господства короля Римсина (1822-1763 до н. э), правившем из столицы Ларса, несколько километров севернее Ура, незадолго до Хаммурапи. В течение этого периода, Ур был, возможно, домом для 25-40 тысяч человек. Раскопки Вуллея открыли следы большого количества зданий, и больших и маленьких, скученных вокруг центральной площади. Два храма стояли на площади, а широкие проезды и узкие проходы вели от площади к другим частям плотно населенного города.

Финансовый район в Уре и других городах Древнего Востока стоял по другую сторону центрального городского канала от религиозного района. Возможно, это подчеркивало различия между клерикальным и светским миром. Хотя, зная роль храмов, такое четкое различие сделать трудно. Можно рискнуть предположить, что это было прообразом идеи разделения (рвом!) властей - исполнительной и законодательной.

1.6 Купцы из Ура

Третьим номером по Niche Lane (имена для всех улиц были заимствованы Вуллеем из названий улиц города Кентербери в Англии) был офис бизнесмена Думузи-гамила. Записи Думузи-гамила и других жителей "Уолл-Стрит" в Уре, расшифрованные и описанные Ван Миерупом, показывают роль финансистов в древней Месопотамии. В 1796 г. до н.э. Думузи-гамил и его партнер Шуми-абия заняли 500 грамм серебра у бизнесмена Шуми-абума. Думузи-гамил обещал возвратить 297.3 грамм в счет его доли долга через пять лет. Согласно способу, которым шумерами рассчитывался процент, это равнялось 3.78% годовых. Срок ссуды был относительно длинным: пять лет. Шуми-абум перепродал ссуду паре известных торговцев, которые успешно вернули долг в 1791 г. до н.э. Марк Ван Миеруп предполагает, что Думузи-гамил действовал как банкир: брал депозиты по низким процентным ставкам и производительно использовал деньги. Действительно, Думузи-гамил пробовал себя с большим успехом в ряде деловых предприятий. Его основным занятием была оптовая торговля хлебом. Он вкладывал капитал в хлебопекарни, и возможно, даже поставлял хлеб в столицу. Он был "поставщик зерна королевскому двору", - одна из его записей говорит о ежемесячном отпуске Рим-сину более чем 5000 л. зерна.

Нет сомнения, что Думузи-гамил использовал зависимость времени и денег. Когда он заимствовал капитал у Шуми-абума, он, несомненно, имел планы по увеличению богатства. Возможно, это была предпринимательская идея относительно устройства пекарен. Долги в руках предпринимателей Ура могли быть средством социальной и экономической мобильности. Без способности передавать деньги во времени, занимая против будущего дохода, Думузи-гамил не мог бы устраивать магазины. Мы многого не знаем о его кредиторе, но поскольку он брал проценты, это был не просто соседский жест.

Думузи-гамил, в свою очередь, использовал, по крайней мере, часть денег, чтобы делать самому краткосрочные займы. Согласно Марку Ван Миерупу, Думузи-гамил часто предоставлял серебро рыбакам и фермерам, которые отчаянно нуждались в нем, чтобы платить подати храму. По некоторым из этих займов он брал 20% в месяц. Из пятнадцати отчетов по ссудам Думузи-гамила, большинство из них было краткосрочными - на один, два или три месяца. Цена времени была высока для граждан-должников ростовщикам Ура. Краткосрочные займы делались в критической ситуации, в то время как Думузи-гамил использовал их для производственных целей - для развития хлебопекарного бизнеса, и для кредитования. Фактически, большинство займов во втором тысячелетии Ура по записям были экстренными, не производственными. Заимствование было обычной реакцией на критическую ситуацию, и Думузи-гамил был, возможно, не очень популярен среди своих клиентов.

Законом был установлен предел на процентные ставки на займы серебра - 20%, но Марк Ван Миеруп показал, как Думузи-гамил и другие кредиторы обходили закон - они просто устанавливали законный предел для более коротких срочных кредитов. Любопытно, что в то время как математика того времени была необычно сильно развита, правительство почему-то не понимало, или, по крайней мере, неэффективно регулировало связь между временем и деньгами. Хотя государственная служба - очень древняя профессия, да и коррупция - тоже не очень новое понятие.

Думузи-гамил и подобные кредиторы играли важную роль в древней экономике Ура: они увеличивали денежные ресурсы. Храм во втором тысячелетии до н.э. был, возможно, способен распределять скоропортящийся товар также эффективно, как и в маленьком городе. Хранение и порча, должно быть, были значительными проблемами для правительства, которое распределяло, среди прочего, хлеб, молоко и пиво. Экономика с применением денег решала эти проблемы, позволяя покупать товары так, когда и где потребители нуждались в них. Хотя в Уре использовали не монеты, а серебро на вес и часто в форме портативных предметов. Предоставляя это серебро, Думузи-гамил создавал ликвидность.

1.7 "Глиняная прибыль"

Древние финансисты увеличивали поставку "квази-денег", как серебряные и медные слитки, в Ур. Они, как и торговцы, вели текущие счета. Среди отчетов Думузи-гамила есть признаки, что кредитовались и отдельные личности. Займы торговцам и финансистам минимизировали потребность в деньгах. Эта система учета, возможно, отразила метод ведения счетов в храмах, но использование в деловых отношениях персональных долговых счетов - тонкое и важное достижение финансовой мысли. Оно подразумевало, что люди смогли распознавать "бумажную" (глиняную!) или нереализованную прибыль. Можно было стать богатыми без запасов серебра. Это было первой ступенью в появлении неосязаемого богатства, на котором стоит вся современная финансовая система. Так как отчеты вели на глиняных табличках, первая нереализованная прибыль должна справедливо быть названа "глиняной" прибылью. Эта неосязаемая прибыль была подобна "новой одежде императора" из известной сказки. Она существовала только тогда, когда люди верили в ее существование, и если юридическая система обеспечивала, чтобы кредиторы имели реальные права на данную взаймы собственность, а собственники - на будущую прибыль. Это краеугольный элемент в финансах и важнейший и их истории - понимание ценности не только наглядно видимых и осязаемых вещей, но и прав на получение ценностей в будущем. Закрепление таких прав в юридических нормах и защищаемых государством контрактах сделало возможным перейти от обмена и торговли к разнообразным формам финансирования и многократно увеличить экономический потенциал общества.