Содержание
Введение
1. Становление и развитие финансов
1.1 Финансовые контракты
1.2 Экономика городов
1.3 Идея кредитования
1.4 Идея процентов
1.5 Древний Уолл-Стрит
1.6 Купцы из Ура
1.7 "Глиняная прибыль"
2. Первые открытые инвестиционные фонды
Заключение
Литература
Начала финансов редко связываются с Древними Временами. Считается, что экономика приобретает развитые формы только с появлением денег и монет. В истории же есть пример развития цивилизации без денег вообще - империя Инков. Все необходимые элементы системы финансов: система счисления, письменность, календарь, бухгалтерский учет, контрактное право - появились ранее, чем началось денежное обращение.
Первые шаги из Рая. Варка - это выжженный солнцем холм в иракской пустыне. Немного следов осталось от городской стены, построенной древним правителем Гильгамешем, и храма его богини Инанны. Пять тысяч лет назад, Урук был пышной столицей из храмов, зданий и садов, мощный город-государство, чье культурное и политическое влияние простиралось по долинам Тигра и Ефрата. Историками считается, что Урук был местом рождения урбанизма, монументальной архитектуры, письменных символов, письменного языка и литературы. Не столь удивительно, что Урук, возможно, также был и местом рождения финансов.
Цель данной работы состоит в исследовании генезиса: становления, развития финансовых отношений.
Финансовые контракты столь же стары, как и письменный язык.
Письмо кажется специально изобретенным с целью регистрации финансовых дел. Первые археологические следы финансовой деятельности появляются в самых ранних городских цивилизациях в Ближнем Востоке. Где же возникла идея заимствования и кредитования? Кто развил идею процентных платежей? Кто первый понял, что "время - деньги"? Ответы на некоторые из этих вопросов захоронены в руинах Урука и других древних городов Месопотамии. В 1929 году немецкий археолог Джулиус Жордан, осуществляя раскопки в легендарном районе храма Инанны, сделал захватывающее открытие. Оказалось, что храм богини и склад были изящно украшены многоцветной колоннадой и каменными ступенями - точно, как описано в "Поэме о Гильгамеше", самой старой литературной композиции в мире. Из-за экстраординарности данной архитектурной и археологической находки остальные детали раскопок в Уруке получили скудное внимание у историков. В своих заметках Жордан описывал ряд любопытных небольших фигурок в виде предметов обихода в повседневной жизни: фляги, караваи и животные. Их значение было в большой степени неизвестно до публикации работ профессора Денис Шмандт-Бессерат, археолога в Университете штата Техас в Остине. Профессор Бессерат показала, что фигурки имели сходство с картинками и надписями на глиняных табличках.
Таблички клинописи давно признавались как первая ступень к появлению письменности, однако, никто не обращал много внимания на маленькие фигурки, найденные Жорданом. Профессор Бессерат нашла, что картинка для ткани, например, соответствует круглой полосатой фигурке. Символ для сладкого на табличках похож на фигурку кувшина в виде фляги меда, символ для продовольствия - на фигурку полного блюда. Большинство фигурок представляло предметы потребления и товары из повседневной жизни: ягнята, овцы, коровы, собаки, хлеба, фляги масла, меда, пива, молока, костюмы, веревки, шерсть и ковры, и даже "абстрактные" товары, как единицы работы и земли. Очевидно, все эти предметы были в "святом складе" Инанны во времена Гильгамеша.
Фигурки были, в трактовке профессора Бессерат, элементами в системе бухгалтерского учета и использовались священниками храма и, возможно, даже Гильгамешем непосредственно. Они хранились в глиняных сосудах, размером немного большим теннисного мяча, названного "буллами". Бухгалтеры из Урука наносили знаки на поверхности буллы, указывая количество и типы фигурок внутри. Дениз Бессерат использовала подобия между надписями на буллах и на самых ранних табличках, чтобы восстановить этапы появления письменности. Она утверждает, что буллы были предшественниками табличек с клинописью.
Самые древние контракты. Профессор Бессерат обнаружила, возможно, начала письменности на поверхностях булл, но остается тайным, почему древние бухгалтеры Урука используют громоздкую систему булл для своих отчетов? Действительно, буллы использовались даже после появления письменности. Ответ, возможно, содержится в ее гипотезе, что буллы были чем-то большим, чем просто инструментальными средствами - они фактически были контрактами.
Все, что мы понимаем сегодня под финансовым инструментом или финансовым продуктом, это есть контракт. Государственные облигации являются контрактом между правительством и владельцем облигаций, обещающим ряд платежей в будущем. Акция - контракт между акционером и корпорацией, которая гарантирует участие в прибыли фирмы, и право голоса в управлении. Опционы, полисы, гарантии, другие формы финансовых инструментов - это контракты, определяющие, какие платежи и при каких условиях делают стороны. Полые шары из глины и символы на них, являются, похоже, самыми ранними свидетельствами существования контрактов. Каждая булла, заложенная в храме Инанны, подразумевала, что кто-то обещал предметы потребления: фляги меда, овец, рогатый скот и возможно даже дни работы, храму. Запись на булле допускала, чтобы высокие договаривающиеся стороны обращались к ним по условиям контракта, но фигурки внутри сохранялись кредитором как доказательство соглашения и символизировали обязательство. Эта интерпретация объясняет и другие любопытные элементы булл. Некоторые из поверхностей полностью покрыты оттисками цилиндрических печатей - эквивалентов подписей в Месопотамии. Они, несомненно, представляют персональную подпись обязующейся стороны. Буллы, которые полностью покрыты печатями, кажется, предполагают, что заемщик мог подозревать, что держатель буллы мог бы отколоть маленькую часть буллы и поместить внутрь несколько дополнительных фигурок, "подделав" контракт и увеличив сумму долга.
Пока неясны детали финансовых инструментов: являлось ли обязательство возвратом ссуды или просто налогом в пользу храму. Буллы не определяют время (или, по крайней мере, пока не дешифрованы символы для времени) и они не определяют процентные ставки. Все, что мы знаем, наверное, это то, что они формализовали обещания будущих платежей. Буллы были контрактами, которые объединяли период времени - с момента, когда одна сторона, вступала в обязательство, и до момента, когда обязательство было снято.
Люди на Ближнем Востоке начали жить в городах более чем 10000 лет назад, но первые истинные города были построены шумерами - жителями района дельты рек Тигр и Евфрат, после 4000 года до нашей эры. Экономика шумерского города Урук в течение четвертого тысячелетия до нашей эры, к которому относятся буллы, была основана на животноводстве и сельском хозяйстве, ловле рыбы и охоте [10]. Хотя трудно понять шумерскую систему правления без внесения современные политических терминов, похоже, что храм играл важную роль в распределении экономических ресурсов. Церемониальная ваза, которая была найдена в комплексе храма Инанны, дает упрощенную картину социальной иерархии Урука. Правитель был представителем народа у богини, и он дарил ей плоды работы граждан Урука. Так как большинство этих предметов потребления было скоропортящееся, надо полагать, что храм это все быстро перераспределял. Число табличек указывает, что это была большая работа - облагать налогом людей и затем перераспределять доход. Фактически, эта экономическая система, основанная на центре перераспределения, может объяснять движение людей в города, ближе к храму. В период своего расцвета вокруг 3000 г. до н.э., Урук был домом для более чем десяти тысяч жителей. Многообразие товаров и материалов, которые остались в Уруке говорит, что большинство древних жителей было вовлечено в торговлю, а рабочая сила была специализирована. В этой городской среде и появились финансовые инструменты.
Как городские, так как сельские жители всегда обменивались предметами. Они делали это даже тогда, когда выгоды такого поведения не были очевидны сразу. В маленьких общинах люди предоставляли свои инструменты и свое время друг другу. В то время как они могут ожидать взаимности в будущем, они не пишут контракт, чтобы формализовать обмен деятельностью. Такое сотрудничество - форма страхования. Вы помогаете исходя из того, что можете позволить себе делать так, и рассчитываете на взаимность, призывая на помощь соседей, когда сами находитесь в нужде.
Когда люди начали жить в больших общинах, их окружали скорее посторонние, чем друзья или родственники. Уже было невозможно знать каждого в таком крупном городе как Урук. Неявные соглашения среди соседей теперь стали явными договорными соглашениями. Когда каждый имел ту же самую профессию и квалификацию, помощь всегда могла быть возмещена в том же виде. Но когда у людей были различные профессии, то, по-видимому, было трудно сохранить соседскую взаимность, и требовались более формальные способы обеспечить возврат полезных усилий. Сотрудничество соседей - это скорее объединение для преодоления кризиса. Кредитор, предоставляя помощь, получает возмещение с процентами даже тогда, когда он не находится в нужде, и увеличивает свое состояние. Этот контраст между неявными и явными контрактами воплощает двойственное отношение цивилизации к кредитованию - права получать с друга или соседа процент, поскольку взаимопомощь была всегда методом преодоления кризисов. Изобретение кредитования с процентами, в то время как человечество находилось еще в тени врат Рая, возможно и было первоначальным грехопадением человечества.