Не все элементы финансовых ресурсов мира обращаются на мировых финансовых рынках. Так, финансовая помощь предоставляется, хотя и с учетом положения ее реципиентов на нем, не по законам спроса и предложения, а при соблюдении реципиентами определенных экономических условий. Что касается золотовалютных резервов, то они лишь в отдельных случаях обращались на мировых финансовых рынках, когда того требовало особо сложное финансовое положение их владельцев[1]. Однако в последнее время центральные банки ряда стран приступили к сбросу части своих золотых активов, поскольку ключевая роль в стабилизации национальных валют все больше переходит к иным финансовым инструментам. Частичные продажи (от одной до двух третей золотого запаса) осуществили Нидерланды, Бельгия, Австрия, Канада, Австралия.
Субъектную структуру международных финансов можно представить в виде публичных и частных финансов. Субъектами публичных финансов являются суверенные государства; нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства; межгосударственные организации; государственные образования (например, Ватикан); вольные города. Основными субъектами международных частных финансов являются национальные и иностранные физические и юридические лица государства (и их институты), а также созданные ими организации.
Функционально мировой финансовый рынок делится на валютный рынок, рынок деривативов, страховых услуг, акций и кредитный; в свою очередь, на этих рынках могут быть выделены различные сегменты: например, на рынке страховых услуг — перестрахование, на кредитном рынке — сегменты долговых ценных бумаг и банковских кредитов и др.
По срокам обращения финансовых активов выделяют краткосрочный (валютный) и долгосрочный (рынок капитала). Существуют также финансовые активы, нацеленные на пребывание на денежном рынке только в целях получения максимальной прибыли, поэтому их называют "горячие деньги".
Границы между различными сегментами мирового финансового рынка размыты, и вполне возможно перемещение части мировых финансовых ресурсов с одного сегмента на другой. В силу этого устанавливается взаимозависимость между валютными курсами, банковским процентом и курсом ценных бумаг в разных странах мира.
По мере формирования в рамках глобальной экономики глобальной финансовой системы сокращается влияние государства на социально-экономическое развитие страны (мониторинг и контроль со стороны государства распространяются только на очень узкий финансовый сектор, а также на банковскую систему, расчетно-кредитные операции, которые имеют сугубо локальный характер и не сопряжены с мировыми финансовыми потоками).
Формирование финансовой системы за пределами государственных границ ускорило движение финансовых потоков, которые получили возможность быстро интегрироваться в глобальные финансовые потоки. Зачастую это позволяет избежать государственного налогового контроля за национальными финансовыми операторами.
В результате современные финансовые потоки в глобальной экономике мало напоминают финансовые системы в традиционном смысле слова: глобальные финансы расслаиваются на реальные, обслуживающие воспроизводственный цикл, и виртуальные, опосредующие движение фондовых ценностей, производных финансовых инструментов.
Это во многом обусловливается технологической базой постиндустриальной глобальной экономики, обеспечивающей мгновенную передачу информации через Интернет, способность к обработке огромных массивов информации, унификацию кредитно-финансовых и платежно-расчетных документов, бухгалтерского учета и т.д.
4. Институциональная структура глобальных финансов
Международные финансовые организации представлены такими подразделениями ООН, как Международный валютный фонд (МВФ, InternationalMonetaryFund, IMF),Всемирный банк(WorldBank, WB).
МВФ был создан в 1945 г. после ратификации Бреттон-Вудского соглашения в качестве специализированного учреждения ООН. Одной из задач МВФ было содействие стабильности на валютных рынках путем поддержания взаимных валютных паритетов Цели фонда включают также поощрение международного сотрудничества в области валютной политики, содействие сбалансированному росту мировой торговли для развития производственного потенциала всех государств-членов, упорядочение валютных отношений, участие в создании многосторонней системы платежей.
За счет собственных или привлеченных ресурсов МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте или СДР для выравнивания платежных балансов стран-членов. Кредитные операции осуществляются только с официальными органами (казначействами, центральными банками, министерствами финансов). Существуют специальные расширенные программы финансирования конкретных проектов экономических реформ в странах-членах, например:
• кредиты из фондов системной трансформации;
• компенсационное финансирование в случае непредвиденных обстоятельств;
• кредиты для структурной адаптации.
Кредиты на более долгий срок предоставляются Международным банком реконструкции и развития (МБРР, InternationalBankofReconstructionandDevelopment— IBRD). Они нацелены на помощь странам, восстанавливающим экономику и приступающим к структурным реформам. К непосредственным целям МБРР относится содействие реконструкции и развитию социально-экономической инфраструктуры и территорий государств-членов.
МБРР входит в группу Всемирного банка, включающую также Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК), Агентство по гарантиям многосторонних инвестиций (АГМИ).
MAP, как и МБРР, предоставляет кредиты на приоритетные проекты развития национальной экономики стран-членов. Однако источники финансовых ресурсов и условия предоставления средств в MAPотличаются от МБРР. Так, МБРР занимает капитал в основном на финансовых рынках и предоставляет займы на льготных (против рыночных) условиях государствам, отвечающим требованиям по возврату средств. MAPформирует свои средства прежде всего за счет взносов государств-членов и предоставляет беспроцентные кредиты беднейшим странам мира.
МФК, созданная для поощрения частных инвестиций в промышленность развивающихся стран, предоставляет долгосрочные кредиты (на 5—15 лет) высокорентабельным частным предприятиям, причем, в отличие от МБРР, без гарантий правительства. Цель еще одной дочерней структуры МБРР — АГМИ — поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, преимущественно в развивающихся странах, в качестве дополнения к деятельности институтов группы Всемирного банка.
К международным финансовым организациям относятся и региональные институты. В первую очередь речь идет о Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР, EuropeanBankforReconstructionandDevelopment—EBRD),Межамериканском банке развития (МАБР), Азиатском банке развития (АБР), Африканском фонде развития (АФР), Европейском фонде валютного сотрудничества (EuropeanMonetaryCooperationFund— EMCF), который преобразован в Европейский центральный банк(EuropeanCentralBank— ЕСВ).
Эти международные организации в рамках своих полномочий кредитуют различные проекты в странах, испытывающих потребности в финансовых ресурсах. Они также поощряют инвестиции частного сектора, который рассматривает сотрудничество отдельных стран с этими организациями как сигнал к началу осуществления собственных инвестиций. Таким образом, кредиты международных финансовых организаций стимулируют вложения гораздо больших средств. Эти организации также служат инструментом международных консультаций и выработки согласованной политики в области валютных отношений.
Страны с развивающимися рынками активно использовали внешние фонды для финансирования своего развития, покрытия дефицитов текущего баланса. Доля официальных потоков (от МВФ, Всемирного банка, правительств) была значимой лишь в кризисные 1997, 1998 гг. (14 и 26% соответственно).
Международная финансовая система — наиболее регулируемый сектор глобальной экономики, так как финансовые институты используют в первую очередь чужие деньги.
Международное финансовое регулирование подразделяют на регулирование иностранных (национальных) рынков и евровалютных (офшорных), валютных (форексных) операций.
Существует несколько ключевых сфер, которые требуют значительного совершенствования в рамках международной валютной системы, как с точки зрения глобальных интересов, так и со стороны США.
Самая важная из сфер — процесс регулирования, связанный с политическими и экономическими методами изменения валютных курсов. Система должна иметь необходимое, но не избыточное количество ликвидных средств исходя из международных договоренностей независимо от национальных предпочтений участников. Все эти проблемы взаимосвязаны. Эффективный механизм международной ликвидности может обеспечить эффективную систему регулирования взаимных платежей. А совершенствование обоих механизмов разрешит проблемы доверия в краткосрочной и долгосрочной перспективах.
Из этого можно сделать два вывода: 1) все обозначенные проблемы должны рассматриваться и разрешаться вместе, чтобы добиться действительного реального прогресса в реформировании международной валютной системы и удовлетворить интересы всех участников; 2) эти решения должны учитывать в качестве внешнего фактора международную роль доллара.
Системная реформа должна быть основана на пяти принципах:
1) новая система должна иметь международную систему регулирования;
2) в рамках регламента международной системы регулирования отдельные государства должны сохранять свой суверенный интерес, чтобы реализовать национальные интересы. Однако трудно представить реализацию столь противоречивых принципов, полностью международное руководство и неприкосновенный национальный суверенитет;
3) соглашения по международной ликвидности должны с самого начала базироваться исключительно на СДР при условии сохранения других резервных активов — золота, долларов и других национальных валют, разрешенных только новыми правилами, чтобы предотвратить негативное влияние на систему;